Развитие творческих способностей детей конструированием из бумаги

Разделы: Работа с дошкольниками


Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества.
М. Горький.

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Одной из главных целей дошкольного образования является развитие творческих способностей детей.

Как показывает практика, активному развитию детского творчества способствуют разные виды продуктивной деятельности и рукоделия, предусмотренные основной общеобразовательной программой дошкольного образования: лепка, техническое и художественное конструирование, моделирование, вышивание, вязание крючком, работа с тканью и т.д.

Наибольшее внимание в своей работе я уделяю развитию творческих способностей детей средствами художественного конструирования.

Художественное конструирование предполагает два вида деятельности: работу с бумагой и работу с природным материалом. Исходя из интересов детей и уровня собственных знаний, значительную часть учебного времени я уделяю работе с бумагой.

Использую разные техники работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание, которые использую в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста.

Выделяю следующие направления работы с бумагой: бумажная мозаика, конструирование из бумаги, папье-маше, киригами, оригами, квиллинг или бумажная филигрань, бумажная скульптура, бумажные цветы и т.д.

Считаю, что из всего перечисленного большие возможности для развития творческих способностей детей таит в себе искусство оригами.

Техника оригами отличается большой трудоёмкостью, требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определённого их порядка.

Детальное изучение искусства оригами показало мне, что в нём хорошо сочетаются моторика и воображение (логическое и пространственное в равной мере), размышление и фантазия, быстрый результат и творчество. Все предлагаемые модели легко изменить (усложнить или упростить) – в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Если вначале складывание из бумаги опирается на все каналы восприятия, то затем постепенно переходит к более сложным формам: самостоятельному складыванию по схеме, складыванию на основе зрительной демонстрации («Игра в молчанку»), складыванию по словесному описанию.

В своей работе я придерживаюсь строгой последовательности: от плоскостной формы к объёмному художественному образу.

Использую поэтапную систему обучения детей:

  1. Вынесение способов конструирования из контекста практической деятельности конкретного характера и последующее введение их в процесс изготовления различных игрушек.
  2. Постановка перед детьми задач проблемного характера, требующих соотнесения усвоенных способов с новыми условиями и их переноса в новую ситуацию либо прямого (младший возраст), либо трансформированного (старший возраст), что обеспечивало их обобщение.
  3. Самостоятельное конструирование по замыслу.

Такое обучение, построенное по принципу «от общего к частному», обеспечивает переориентацию детей с получения практического результата (знакомой поделки) на осознание способов конструирования как средств изготовления разных новых и интересных поделок, игрушек.

В младшем дошкольном возрасте совместно с детьми провожу большую подготовительную работу, которая включает в себя: сбор материала и оформление коллекции «Виды бумаги», выполнение упражнений, позволяющих изучить свойства бумаги, выполнение упражнений, позволяющих производить простейшие преобразования бумаги (сгибание, разгибание, смятие и т.д.), знакомство с искусством оригами (получение сюрпризной посылки, чтение «Сказки о весёлом человечке»).

В среднем дошкольном возрасте предлагаю детям изготовить плоскостные модели, руководствуясь их возрастными особенностями.

Моторика движений рук детей ещё недостаточна для создания моделей оригами. С целью её совершенствования я провожу пальчиковые игры и изготовление изделий в технике бумажной мозаики.

В старшем возрасте умственная работоспособность дошкольника заметно повышается, за счёт чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщённых знаний, а также простейших понятий об окружающем мире. На этом этапе предлагаю детям изготовление объёмных моделей из бумаги. В этом возрасте я использую в работе операционные карты, чертежи, схемы. Данная работа требует индивидуального подхода, больших затрат времени и сил на усвоение специальных символов, раскрывающих поэтапный процесс изготовления какой-либо модели.

Работа с бумагой в технике оригами дала определённые результаты в развитии творческих способностей детей: возрос интерес к конструктивной деятельности, у большинства детей увеличился объём произвольной памяти и внимания, дети научились работать по операционным картам.

Используемая литература:

  1. Болховитинов В.Н. и др. “Твое свободное время”, М., 1975 г.
  2. Венгер Л.А. и др. “Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста”, М., 1989 г.
  3. Давайте поиграем: “Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. Столяра А.А., М., 1991 г.
  4. Игнатьев Е.И. “В царстве смекалки”, М., 1979 г.
  5. Илларионова Ю.Т. “Учите детей отгадывать загадки”, М., 1985 г.
  6. Михайлова З.А. “Игровые занимательные задачи для дошкольников”, М., 1985 г.