Психофизическая безопасность здоровья детей в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


 «У кого есть здоровье – у того есть надежда,
у кого есть надежда - у того есть всё!»
(Восточная мудрость)

Эта восточная мудрость определяет два самых главных принципа, на которых строится основа человеческого бытия. Первый – здоровье было, есть и будет значимой ценностью вне зависимости от времени, места и общественного уклада жизни, души и тела. Второй – здоровье является высшей ценностью общества, поскольку качество человеческой жизни и состояний человека есть достояние не только отдельно взятой личности, но и общества в целом.

Однако результаты многолетних исследований состояния здоровья детей показывают, что отчётливой положительной динамики в состоянии здоровья российских детей, к сожалению, не наблюдается. За последние 10-15 лет этот факт становится предметом острой общественной тревоги.

На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%. Рождение здорового ребёнка стало редкостью. Более 20 % детей старшего дошкольного возраста имеют 3 группу здоровья.

Данная проблема (особенности психофизического развития детей дошкольного возраста) находит отражение в исследования ученых Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, А.В. Кенемана, Э.Я. Степаненковой, М.А. Руновой,

Е.А. Сагайдачной.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях разного вида, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка.

Обеспечение психологической безопасности личности ребёнка – это:

психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения с детьми, доверительно-партнёрское взаимодействия с родителями через творческий союз (клубы, посиделки за чашкой чая, конкурсы, тематические вечера, детско-родительские тренинги; походы в лес, библиотеку, музыкальную школу, общеобразовательную школу; посещение выставок народного творчества; совместная организация праздников и др.)

Основная цель: показать важность и необходимость комплексного подхода к проблеме охраны и укрепления психического и психоэмоционального здоровья воспитанников, психологической безопасности личности.

Задачи:

  • развитие мотивационных устремлений ребёнка на исправление негативных поведенческих проявлений через специально организованные занятия, упражнения, тренинги;
  • расширении коммуникативного потенциала детей, способов общения друг с другом;
  • создание предметно-развивающего пространства;
  • развивать и воспитывать чувства эмпатии и доверительности, развитие этических способностей;
  • совершенствовать работу по профилактике и развитию физического здоровья воспитанников;
  • мотивировать педагогов и родителей в необходимости сотрудничества с ДОУ по укреплению психофизического здоровья детей;
  • профилактика и коррекция профессиональных и личностных затруднений педагогов ДОУ.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

  • Технологии обеспечения гигиенически оптимальных условий проведения воспитательно-образовательного процесса;
  • Технологии правильной организации воспитательно-образовательного процесса;
  • Психолого-педагогические технологии.

Мероприятия в период адаптации детей к детскому саду:

  • посещение детского сада неполный день, начиная с одного часа;
  • посещение занятий, игр, зарядки по желанию ребенка;
  • нельзя кормить насильно;
  • закаливающие и водные процедуры дома.

Основной принцип в работе: создание и закрепление целостного и позитивного психосоматического состояния ребёнка в различных видах деятельности.

Внешние и внутренние источники угрозы психологической безопасности ребёнка:

Физические  

  1. Плохая экология,
  2. Снижение двигательной активности,
  3. Информационные и нейропсихические перегрузки,
  4. Недостаточное питание,  
  5. Плохая гигиена.

Социальные:

  1. Манипулирование детьми: неправильная организация общения
  2. Межличностные отношения с другими детьми,
  3. Психоэмоциональные перегрузки из-за нерационального режима жизнедеятельности детей,
  4. Отсутствие понятных ребёнку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе

Семейные:

    1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения,
    2. Осознание ребёнком на фоне других детей своей неуспешности (низкая самооценка),
    3. Отсутствие автономности (зависимость от взрослых)
    4. Индивидуально-личностные особенности ребёнка,
    5. Патология физического развития и др.

Дошкольный возраст – это критический период в жизни ребёнка.

Риски дошкольного возраста:

  • формируется высшая нервная деятельности,
  • нервные процессы у детей отличаются быстрой истощаемостью,
  • происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов,
  • дети часто эмоционально перегружены,
  • наблюдается рост невротических реакций.

Здоровье дошкольника = психическая + физическая гармонически и всесторонне развитая социально-адаптированная личность ребёнка.

Направления работы ДОУ по формированию психофизической

безопасности здоровья:

  1. Проанализировать возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности.
  2. Определение диагностической батареи методик для выявления уровня физического и психоэмоционального развития.
  3. Определение системы дозирования интеллектуальных, эмоциональных,физических нагрузок.
  4. Формирование основ здорового образа жизни через занятия.
  5. Совершенствование системы закаливающих и других оздоровительных мероприятий в ДОУ.
  6. Планирование и организация психологической и развивающей работы по коррекции эмоциональных нарушений.
  7. Повышение профессионального уровня педагогов и родителей по проблеме психофизической безопасности здоровья детей.
  8. Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка.
  9. Работа с семьями воспитанников, психолого-педагогическая поддержка «трудных» семей.

Формы и средства работы:

Физкультурные занятия, досуги, утренняя и бодрящая гимнастики; физминутки или «минутки здоровья» на занятиях; организация совместных праздников, других мероприятий с родителями; психогимнастика; музыкальная и танцевальная гимнастика; логоритмика; пальчиковая гимнастика, самомассаж; психотехнические, релаксационные упражнения, аутотренинг; дыхательная и зрительная гимнастики; групповые, игровые тренинги; серия занятий по теме: Уроки «Добра» (на развитие эмпатии); индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (коррекция по виду риска); сюжетно-ролевые и творческие игры; мимическая и пантомимическая гимнастики; смехотерапия; элементы арт-терапии и сказкотерапии; личный пример и обаяние воспитателя, улыбка окружающих; доверительный, демократический стиль общения взрослых с детьми; упражнения для снятия эмоциональных и мышечных зажимов; коммуникативные игры.

Стратегии успеха у ребёнка:

Стимуляция чувства удивления; стратегия на отрицательное подкрепление; стимуляция чувства прекрасного, чувства юмора, телесного контакта; стратегии на стимулирование гуманных чувств, на провокацию и преодоление негативного состояния, на переключение ребёнка на иное состояние, на стимуляцию положительных эмоций.

Позитивные контакты:

  • Взять ребёнка за руку, погладить по голове, прижать к себе.
  • Безусловно принимать ребёнка.
  • Активно «слушать» его переживания и потребности.
  • Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
  • Помогать, когда просит, поддерживать успехи.
  • Делиться своими чувствами (значит доверять).
  • Конструктивно решать конфликты.
  • Обнимать, если дозволяет.
  • Использовать приветливые фразы: хорошо, что ты пришёл; мне нравится, как ты …; я по тебе соскучилась; давай вместе…; ты, конечно, справишься; как хорошо, что ты есть у нас.
  • Не «замечайте» мелких шалостей гиперактивных и расторможенных детей.
  • Сдерживать раздражение, не кричать на ребёнка (от крика возбуждение усиливается и энергия общения разрушается).

Памятка для родителей:

  • Помните: Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
  • Личный пример ЗОЖ – лучше всякой морали.
  • Простая домашняя пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
  • Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка - совместная игра с родителями.

Результаты работы:

  • снизилась заболеваемость,
  • дети стали более доверительно общаться, расширились коммуникативные контакты,
  • конфликтные ситуации стали разрешаться социально-приемлемыми способами,
  • у педагогов, родителей изменился стиль общения, он стал более демократичным, партнёрским,
  • значительно снизился общий процент тревожности, агрессивности среди детей.