Образ собаки в повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное ухо"

Разделы: Литература


Цели:

  • Знать особенности образа собаки в повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо».
  • Уметь классифицировать героев по заданному признаку.
  • Продолжить воспитание у обучающихся толерантности, любви к живому, ответственности за свои поступки.

Оборудование: слайды с кадрами из фильма «Белый Бим Чёрное Ухо», рисунки детей.

ХОД УРОКА

Слово учителя. С образом собаки в русской литературе мы уже неоднократно встречались на уроках. Давайте вспомним эти образы. (Дети называют Муму, Каштанку.)
Помните ли вы, какими качествами были наделены эти собачки? (У Муму нет ярко описанных автором черт характера, но она любит своего хозяина и лает на барыню, возможно, чувствует недоброго человека. Главное качество Каштанки – верность.)

Г.Н. Троепольский – писатель XX века. (Выступает ученик, заранее подготовивший сообщение об этом писателе.)

Создавая книгу об охотничьей собаке по кличке Бим, Г. Троепольский сначала вводит в свою книгу известный в мировой культуре образ собаки – собаки с полотна Д. Бассано «Моисей иссекает воду из скалы». И это не случайно, потому что, рассуждая о том, что хотел сказать художник Д. Бассано, поместив собаку на передний план, писатель выражает свое мнение, почему он сам поместил собаку на передний план в своей повести. Зачитаем (1 глава): «Видимо, он хотел сказать, что люди любили собак ещё с глубокой древности, никогда их не покидали, даже в несчастье, даже на грани гибели народа, а собаки оставались преданными и верными, готовыми погибнуть вместе с человеком».

Главный герой книги Г.Н. Троепольского – сеттер Бим. С его появления в квартире начинается книга, описание его жизни – это сюжет произведения, с его смертью наступает развязка. Если Бим главный герой, то у него должен быть свой потрет, характер, свои индивидуальные черты. Вспомним их, ребята. (Дети приводят цитаты о внешнем облике собаки, обращаясь к своим рисункам, слайдам, говорят о большом уме Бима, его замечательных охотничьих качествах, интеллигентности, рассказывают о его необыкновенной верности).

– В книге Г.Н. Троепольского собака Бим наделена умом, характером, более того, она является таким образом, при контакте с которым люди раскрывают своё истинное лицо, характер. Хозяин Бима воспитал замечательную собаку, но он и сам показан замечательным человеком. Давайте вспомним, что это за человек, чем он занимается, какова его судьба?

(Дети говорят, что он потерял сына на войне, был журналистом, сейчас на пенсии, пишет, любит охоту, но не любит убивать, человек интеллигентный, деликатный, чувствует природу, людей. Не ожесточился, несмотря на то, что прошел войну, потерял близких. Один ученик выступает с художественным пересказом отрывка о подснежнике из «Записок хозяина», 2 глава).

– Мне вспомнилась история, когда в гости к Ивану Ивановичу приходит Павел Титыч с жалобой на собаку, а затем приходит и сама женщина, написавшая жалобу. Бим назвал ее Тётка. Давайте вспомним, как ведет себя Иван Иванович? (Не скандалит, он очень терпелив, вежлив). На основании уже одной этой сцены можно сделать вывод, что Иван Иванович человек толерантный.
– Запишем в тетради тему урока и определение слова толерантность из Википедии (определение данного понятия – на доске или отображено на экране).

Толера'нтность(отлат.tolerantia— терпение)—социологическийтермин, обозначающийтерпимостьк иномуобразу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности,словарь В.И. Далятрактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только помилосердию или снисхождению. Таким образом, говоря о том, что человек толерантный, мы считаем его милосердным.

«Белый Бим Чёрное Ухо» – книга о злоключениях собаки, оставшейся волей судьбы без хозяина. (Обучающиеся кратко пересказывают сюжет книги)

Очевидно, что сюжет строится на столкновении Бима с разными людьми. И в отношении собаки люди проявляют свои истинные качества. И если человек наделен толерантностью, милосердием, то в отношении Бима он ведет себя гуманно. А злые, нетерпимые люди обижают Бима, травят его, гонят. Всех героев книги можно отнести к той или иной группе.

Обучающиеся чертят в тетради таблицу и заполняют её, по очереди комментируя.

Толерантные люди Нетерпимые люди
Иван Иванович (хозяин) Хозяева Лохматки, которые выбросили её, получив квартиру
Павел Титыч Рыдаев Тётка
Степановна Толстый
Дворник (прогнал Толстого) Курносый
Даша Серый
Дети во дворе Пятая нога
Толик Доцент пединститута
Матрена Конопатик
Ветврач Клим
Семья из деревни, купившая Бима Родители Толика
Шурик Смена
Михей  

Делаем выводы по таблице. (Толерантные герои наделены именами, автор устами Бима называет их добрыми, а нетерпимые люди обезличены, они не имеют имён, просто являются носителями какого-то признака, Бим считает их злыми).

– Количество толерантных и нетерпимых людей в произведении приблизительно одинаково. Так почему же финал произведения трагичен? Автор даёт ответ и на этот вопрос: «Добрые боятся злых». А так разве правильно? Кому адресована книга? См. финал 9 главы. (Таким, как Иван Иваныч, Толик, Даша… То есть пишет Г.Н. Троепольский для толерантных, добрых людей, он надеется, что прочитав его книгу, люди задумаются и будут смелее бороться со злом. Обращаемся вновь к отрывку из 2 главы, пересказ которой уже звучал на уроке. Зачитываем, начиная со слов: «Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем...» – до конца абзаца. Подводим обучающихся к смысловой близости трёх понятий: толерантный, добрый, «с огромной душой»).

– Какова же основная роль образа собаки Бима в этом произведении? (Во-первых, через Бима автор зачастую выражает собственное мнение. Во-вторых, он является своеобразным индикатором чистоты человеческой души. Люди, сталкиваясь с Бимом, попадают в ситуацию выбора. Используя модель того или иного поведения героев в такой ситуации, автор обличает человеческие пороки.)

– Более того, автор показывает нам не только героев статичных по своему внутреннему миру. Сталкиваясь с благородной, интеллигентной собакой, некоторые герои меняют свои взгляды на жизнь. Вспомним этих героев. (Степановна в начале произведения не понимает Бима, «у неё не той душевной чуткости, как у Ивана Иваныча». По мере развития событий она меняет своё отношение к Биму, сочувствует ему, беспокоится о нём, начинает его понимать. Родители Толика, сначала совершают страшный поступок, затем меняют своё отношение не только к собакам, но и к своему сыну).

– И это не случайно. Через образ собаки автор подаёт читателю библейские истины. В первой главе сам Бим «получил мораль от хозяина через «Бибилию для верующих и неверующих» Как это произошло? А мог писатель вместо данной книги в эпизод вставить другую? Почему выбрал именно эту? (Показать, что сам Иван Иваныч – человек, глубоко нравственный, читает Библию, несмотря на то, что советская власть не приветствовала религию, а также автор, возможно, намекает, что Библия способна наставить на путь истинный всех, даже собаку). Затем тема Библии продолжается через анализ картины Д. Бассано «Моисей иссекает воду из скалы». Но самое главное – это то, как Бим думает о людях, каким ему видится мир. Вспомним, какими представляются Биму люди в начале произведения, обратим внимание на 3 главу («Они хорошие»,– думает Бим о людях), в 5 главе – рассуждения о вере Бима («Верил Бим в доброту человека. Великое благо – верить. И любить.») Итак, у Бима есть вера и любовь, а ведь этих качеств так не хватает человеческому обществу, именно верить и любить учит людей уже много лет Библия. Вере и любви учит нас Г.Н. Троепольский, поведав нам историю Бима.

Домашнее задание.

  1. Посмотреть определение понятия толерантность в разных словарях.
  2. Написать миниатюру на одну из тем по выбору: «Моя любимая собака», «Нужны ли миру толерантные люди?», «Не забывайте братьев наших меньших».