Подумаем вместе о причинах неуспеваемости

Разделы: Социальная педагогика


Наша школа работает в рамках системы обеспечения и развития качества образования, но при этом мы всегда анализируем итоги успеваемости, сравнивая их по триместрам, полугодиям, годам. Мы, учителя, в первую очередь, обращаем внимание на качество успеваемости. Отличники, хорошисты, участники и победители олимпиад - это результат нашего труда, это наша гордость. Но есть и другая сторона медали, которая вызывает совершенно противоположные чувства.

Всякий раз слушая предварительные итоги триместра на малых педагогических советах - понимаешь, что в обычных образовательных классах, в классе где 25-30 учащихся, всегда находятся 3, а то и более учеников, неуспевающих по нескольким предметам. Значит им сложнее получать знания, чем остальной массе. И тут же возникает вопрос: почему этим детям не дается учеба?

Предупреждение и преодоление неуспеваемости принадлежит к «вечным» проблемам школьной жизни. Решению этой проблемы, мы учителя, отдаем не малую часть своего времени. Нет такого учителя в нашей школе, который бы не задумывался над тем, как учить без двоек.

Кто они, наши двоечники? И где скрыты причины, которые порождают неуспеваемость? Вот о чем я попытаюсь вам рассказать и приглашаю подумать вместе о причинах неуспеваемости.

Неуспевающие ученики - это боль и огорчения и учителей, и родителей, от этой проблемы никуда не уйдешь. И как по цепочке мы начинаем приглашать на беседы родителей и детей. Искать всевозможные варианты устранения неуспеваемости. Во многих случаях администрация школы пытается указать на недостаточную индивидуальную работу с такими учащимися и даже допускать критические замечания: не сумели научить. Учителя же винят учеников: невнимательны, неусидчивы, не выполняют домашнего задания, слишком много времени посвящают досугу и часто имеют поведенческие проблемы, поэтому часто списывают у одноклассников задания по всем предметам.

По существу, неуспевающие ученики - это одна из сложнейших проблем обучения и воспитания.

Очень часто одной из главных причин является плохое здоровье учеников, низкое развитие интеллекта, отсутствие положительной мотивации учения и слабо развитая волевая среда, так как именно воля и усидчивость играют важную роль в учебной деятельности.

Итак, дело не только в том, что ученик не желает учиться, а гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Каждому учителю знакомы эти рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой работоспособностью, усталость у них возникает уже на первом уроке. Они с трудом понимают объяснения учителя, сидят с безучастным видом, ложатся на парту. Утомление у них выражается резко сниженной умственной работоспособностью, замедленным темпом деятельности. Поэтому учителям знания о здоровье ученика просто необходимы.

Не ведая о ребенке, учительница будет доводить его до стресса, до невроза, требуя грамотного письма, быстрого чтения, тогда как быстрое и правильное для него генетически недоступно. Так уже устроен его мозг. Считать такого ребенка ущербным - значит совершать грубейшую педагогическую ошибку.

Зачастую, выставление «двойки» за невыученное задание или за работу на уроке сразу же вызывает агрессию по отношению к учителю. И ведь большая часть таких учащихся считает несправедливым выставление неудовлетворительной отметки, даже после разъяснения учителем о неудовлетворительном  результате работы

Дома перед своими родителями да и перед одноклассниками и друзьями такие ученики пытаются оправдать себя, говоря о том, что, или у учителя  было плохое настроение, или же плохую оценку поставили несправедливо за поведение. А ведь приучение к самооценке начинается, прежде всего, в семье. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться – главного средства преодоления учебных трудностей.

Некоторые ученики считают, что «двойку» можно «закрыть» другими положительными отметками: переписать работу, дополнительно позаниматься после уроков, ответить по теме в любой предложенной форме. А ведь таких «желающих» исправить положение собирается  достаточно. Правда, есть среди неуспевающих и хорошо успевающие ученики – способные и умные, которые позволили себе прийти не подготовленными либо выполнить работу «спустя рукава». А в конце триместра у них возникают негодования по поводу выставленной  отметки: «Как же так, у меня ведь много других, хороших отметок, вы мне «тройку ставите» - за что?». И тут приходят мысли о качестве, а не о качественности своей работы – вот, что плохо.

А теперь снова о них… Несомненно, с теми, кого мы называем неуспевающими, работать крайне сложно. Это прежде всего потому, что причина не успешности ребенка кроется часто не в его неспособности усваивать материал, а зачастую - в низкой мотивации.

Китайская мудрость гласит: «Не бойся, что не знаешь, а бойся, что не учишься». Думаю, мы не должны оставаться равнодушными  к такому явлению, как отсутствие у ученика желания учиться. В чем причина негативного отношения к учебе? Почему ребенок не заинтересован в получении хорошей оценки? Причин много. Разобраться в каждом отдельном случае предстоит самому учителю. Думаю, что одной из основных причин неудовлетворительной успеваемости является лень, отсутствие у детей потребности в получении знаний, навыка самостоятельно их добывать. Дети и сами признают это. Однако не только лень становится причиной отсутствия мотивации к учению и соответственно- низкого уровня знаний учащихся. Думаю, следует сказать и о некоторых психологических факторах, способствующих этому. Порой мы, учителя, не задумываемся, что причиной двоек может быть потерянная вера в возможность вообще получения хорошей оценки.  Особенности развития познавательных способностей ребенка часто служат причиной трудностей в школьном обучении. Но, кроме этой причины, можно назвать ещё и другие, наиболее распространенные: лень, индифферентность  (от лат. indifferens, родительный падеж indifferentis — безразличный), равнодушие, безучастность), низкая мотивация, слабое физическое здоровье и неграмотное распределение времени после возвращения из школы.

 Ведь не секрет ни для кого, что огромная доля невыученных устных предметов является следствием как раз последней причины. А родители даже не отвергают того факта. Что дети подолгу дома играют в компьютерные игры или смотрят телевизор, поэтому очень поздно ложатся спать. Спрашиваешь: «А Вы сами- то проверяли уроки на завтра?» «Да,- говорит родительница,- я спросила сына, все ли уроки он выполнил, он сказал «да». Пусть немножко отдохнет от учебы. Отдыхать ведь тоже когда- то надо». Или при разговоре с родителями об успеваемости их ребенка выполняется, что «он делает уроки аж до 12 ночи, бедняга. Сейчас ведь много того, что не изучали мы в свое время. Сейчас такая сложная программа. И так много задают прочитать! Как же он может все успеть.» Выясняется, что задание прочитать или выучить было заданно за неделю! А родители даже не знают, разводят руками. Или ситуация после выходных дней: «почему не готов?»- «Вчера поздно с дачи вернулся».- «А, что в пятницу нельзя было сделать?»- «Нет. Мы сразу на дачу уезжаем». И,  и что совсем неожиданно для нас, родители то же самое утверждают. Что тогда получается, мы в школе стараемся приучить детей к организации, распределению времени и дел, а дома со стороны родителей идет попустительство и покрывательство. Только потом они недоумевают, почему их ребенок получает «двойку» по контрольной работе или не успевают по предмету. А всё закономерно, это следствие инфантильности и жалости, проявляется со стороны родителей. По этому поводу В.Г. Белинский писал «…Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать…но и дать направление сердцу и уму…». И сегодня эти слова остаются,  как нельзя, актуальными.

Учиться всегда было тяжело. Для этого нашему ученику недостаточно только одного желания, необходимо приложить усилия и старания, терпение  и трудолюбие, а самое главное – осознание того для чего это необходимо.

Гетте утверждал, что «научиться можно только тому, что любишь». Можно ли научиться тому, что не только не любишь, просто панически боишься! Давайте задумаемся, возможно, вера в свои силы поможет ребенку по другому относиться и к школьным предметам.

Я не люблю ставить оценку «2», т.к. всегда приходится осознавать ее в качестве наказания своему ученику. Каждый раз мучаюсь: почему «два».

«Забить» двойками просто, но что будет дальше? Уверена, что должна добиться от ученика получения, в данном случае, для него заслуженной положительной оценки, а значит устранения пробелов в его знаниях по предмету.

Поэтому задача нас, учителей помочь детям раскрыть себя, приучить интеллектуально трудиться, тогда и качественное образование не станет для многих недосягаемых.

Я считаю, самое главное - мы не должны забывать о том, что перед нами прежде всего дети. Что мы учим на уроках не только русскому языку, математике , истории или химии, но и закладываем в учениках определенные жизненные ценности, среди которых - трудолюбие, и чуткое, внимательное отношение к людям. А потому, говоря сегодня о различных причинах такого явления, как неуспеваемость, следует сказать  и о различных  путях её преодоления. А начинать эту работу следует с внимательного изучения «истории» каждого двоечника. И если по отношению к одним детям мы должны предъявлять требования, направленные на преодоление ими собственной лени, то другим надо дать возможность поверить в себя. Многим ребятам не хватит именно этого  нашей поддержки, учительской уверенности в том, что он сможет справиться с временными трудностями.