Систематизация и обобщение знаний по теме "Глагол"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Обобщение систематизация знаний учащихся по теме «Глагол».
  • Развитие орфографической зоркости, познавательной активности, навыков работы в группе, внимания, памяти, логического мышления.
  • Воспитание коллективизма, взаимоуважения, интереса к урокам русского языка.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Учитель читает отрывок из стихотворения В. Кондрашова.

Что без меня предметы?
Лишь названья
Но я приду – всё в действие придёт,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт

3. Беседа

О какой части речи говорится в стихотворении?
– Как вы думаете, какова будет тема урока?

4. Учащие записывают в тетради число, классная работа, тема урока.

(учитель открывает доску и читает эпиграф)

«Глагол – это самое огнепышущая, самая живая часть речи.
В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка.
И назначение глагола – выражать само действие!»

– Эти слова принадлежат Алексею Югову Лауреату Государственной премии им. А.М. Горького. А. Югову принадлежат 2 книги и многочисленные статьи о русском литературном языке.

5.  – А сейчас систематизируем материал, изученный в 5 классе по теме «Глагол», при помощи игры «Не прерви цепочку». Встаньте ровненько, красиво; отвечаем быстро, чётко, ясно.
– Что обозначает глагол? (Действие)
– На какие вопросы отвечает? (Что делать? Что сделать?)
– Назовите вопросы совершенного и несовершенного вида? (Что сделать? что делать?)
– Как изменяется глагол? (По временам)
– В настоящем и будущем времени глаголы изменяются…   (по лицам и числам)
– В прошедшем времени … (по родам (ед.ч.) и числам)
– В предложении глагол обычно бывает …. (сказуемым)
– Молодцы, спасибо, садитесь.
– Закрепить ответы поможет правило в учебнике (читаем).

Задание №1.

Списать с доски глаголы, указать ударение.

Звонить, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит.
(Приложение 1, слайд 5)

Вывод: глаголы несовершенного вида отличаются от глаголов совершенного вида приставками.

Задание №2.

Работа в таблице (Приложение 1, слайд 7) (Изначально таблица даётся с пропусками строк)

Чередование гласных

Несовершенный вид

Совершенный вид

касаться
излагать
умирать
зажигать
начинать
понимать

коснуться
изложить
умереть
зажечь
начать
понять

– Посмотрите на таблицу, назовите вид орфограммы (чередование гласных).
– Вставьте буквы в пропущенные слова(карточки с заданием у учеников).
– Определите вид глаголов.
– Как называются эти пары? (Видовые)
(Проверить с готовой таблицей на доске)

Вывод: глаголы несовершенного вида отличаются от глаголов совершенного вида суффиксами.

Задание №3

Работа с учебником. Выполнение упражнения 457.
1.
– Прочитайте, соблюдая интонацию (художественное чтение).
– Какое время описывает И. Бунин?
– Докажите.
– Какие художественно-изобразительные средства использует  автор?
– Какова роль глаголов в художественной речи?
2. Задание по вариантам
1в. списать 1-е предложение.
2в. списать 2-е предложение.
– Составить схему предложения,  дать характеристику.
3. Проверка.
2 ученика у доски
 (В это время проверяем вид глагола и пропущенные буквы)
Вывод: В русском языке каждый глагол относится к одному из двух видов.
 (Проверка по группам, взаимообмен тетрадями).
– Какую орфограмму встретили при выполнении упражнения?  (Правописание безударных личных окончаний глагола.)
– Как называется изменение глагола по лицам и числам?  (Спряжение)
– Вспомним алгоритм правила. (Приложение 1, слайд)
Упр.460.

Выборочное письмо

– По образцу выписать глаголы с пропущенными буквами.

(Проверка сигнальными карточками)

Вывод: как правильно определить спряжение глагола?

6. Игра «Кто быстрей и правильней»?

(Проводится  соревнование по колоннам  на правильное и быстрое определение спряжения  глагола)

Учитель читает слова, ученики сигнальными карточками показывают ответ.

Бреет              стелет
Терпит            вертит
Обидит           зависит
Ненавидит      видит
Смотрит          держит
Слышит           дышит

– Что объединяет эти глаголы?    (слова-исключения).

Задание №5

На доске слайд  -тся и  -ться
– Прокомментируйте данную орфограмму.
– Что  надо добавить в таблицу? (Вопросы)

Упр.458

По заданию (самостоятельная работа).
Проверка (не ужиться, браниться, держаться, не бояться, хвалиться, свалиться)
(требуется, переносится, хвалится, свалится, не боится, спорится).

7. Итог урока

– Какую часть речи повторяли?
– Над какими орфограммами работали?

Выставление оценок.

Домашнее задание: упр. 461.

Приложение 2