Средства передвижения ненцев в тундре

Разделы: Технология


Цель урока: сохранение всех видов нарт.

Образовательные задачи урока:

  1. Дидактическое – знакомство с видами нарт.
  2. Развивающие – развивать навыки изготовление детских нарт.
  3. Воспитательное – воспитание бережного отношения к ездовому транспорту.

Оформление:

  1. Презентация “Оленний транспорт”.
  2. Выставка игрушечных нарт.
  3. Плакаты с изображением разных типов нарт.

Ход мероприятия

Оргмомент.

Создание эмоционального настроя у присутствующих. (Звучит песня на слова С.Морковская, Л.Гусельников).

img2.jpg (18634 bytes)

Вед.1. Уважаемые ученики. Здравствуйте.

Вед.2. Мы рады видеть Вас в нашем кабинете технологии.

Вед.1. Неслучайно сейчас прозвучала песня “Мой Ямал” мы с Вами тоже можем присоединиться к ее авторам и сказать:

Только трогает мне невзначай
Край полярный, что родиной стал,
Мой Ямал, Мой Ямал, Мой Ямал.

img3.jpg (25282 bytes)

Вед. 2. И мы, пришедшие на эту землю, ставшую нам родной, должны знать ее историю, традиции и обычаи коренных народов Севера.

Вед. 1. Поэтому сегодня мы начинаем знакомство страдиционными видами передвижения у ненцев.

Вед. 2. Но наш кабинет будет несколько необычным:

Знакомство с традиционными видами транспорта у ненцев, в которых вы продемонстрируете свои знания о ненцах Ямала, а зачем мы выявим лучшего знатока жизни народов Севера.

Вед. 1. “Без единого гвоздя” – 1 отрывок из произведений ненецкого поэта Л.В. Лапцуя.

Если нарту без единого гвоздя
Ты ещё не научился мастерить,
Значит, быть тебе охотником нельзя,
При оленях пастухом тебе не быть.
Наши твердые, как бронза, кедрачи
Знать не знаю бесталанных топоров.
Ты к искусству заповедному ключи
Попроси у безымянных мастеров.
Научить ножом орудовать, ножом,
Как учёные хирурги-колдуны,
Чтоб в орнаменте волшебном отражен
Был всевечный облик солнца и луны.

Вед. 2. “Без единого гвоздя” – 2 отрывок из произведений ненецкого поэта Л.В. Лапцуя.

Ну, а ежели секреты мастерства
Не сумел ты, бестолковый, перенять,
На тропе твоей колючая трава
За беспамятство попросит не пенять!
Если нарту не умеешь ты вести
По ухабинам и рытвинам дорог,
То в болото на неезженом пути
Скувырнёшься, словно глиняный комок,
А не то на повороте под откос
Полетишь с холма в седой холодный дым,
И скуёт тебе наручники мороз
Богатырским белым молотом своим.
И пронзит тебя, невёрткого, в пути
Леденаядальнолетная стрела, –
Так что лучше ты у нарты отрасти
Два широкие орлиные крыла.

Вед. 1. Транспортное снаряжение. Существенную часть своей жизни ненец-кочевник проводит на нарте. Ею он пользуется круглый год. Ненецкие нарты очень прочны, достаточно устойчивы при езде, при этом их внешний вид весьма изящный. В каждой нарте видна рука мастера.

Вед. 2. Давайте посмотрим, какие нарты используют ненцы при езде и при перевозке своих вещей, продуктов, грузов. Нарты в своей конструктивной основе как общие элементы, так и заметные различия. Если вы посидите со старым оленеводом и неторопливо поговорите с ним, то он расскажет немало интересного о нартах. Прежде всего, отметим, что они бывают легковые, на которых разъезжает человек, и грузовые, на которых транспортируется различный скарб.

Вед. 1. Легковые нарты, которые используют мужчины, называют мужскими (хасава’ хан), легковые нарты, которые закреплены за женщинами – женскими (не’ хан). В свою очередь, мужские нарты изготавливаются двух видов – летние и зимние. Грузовые нарты представлены тремя видами: жесткая грузовая, упрочненная грузовая, вандей. Некоторые с недоумением подумают: “Зачем такое большое разнообразие, когда достаточно иметь нарты двух типов – легковую и грузовую?” Это мнение ошибочно, так как такое разнообразие конструкций нарт объективно отражает возможность оптимального перемещения людей и груза в условиях тундры в течение года.

Вед. 2. Из каких основных деталей состоит ненецкая нарта?

Вед. 1. Из 2 полозьев, нескольких пар копыльев, соответственно их количеству копыльных вязов, 2 нащепов, головочного вяза, 2 головочных штырей и грузовой площадки. На изготовление нарты идет береза, ель, лиственница.

Вед. 2. Это древесина прочная, упругая и легко обрабатывается. Полозья делают из стволов средней толщины в 10-12см. Вначале вычесывают основу полоза и делают зачес в вершинной части для изгиба. Зачем в течение 2 суток верхнюю часть заготовки полоза помещают в воду, после чего ее пропаривают над огнем и гнут вручную, закрепляя его растяжкой.

Вед. 1. После просушки продолжают обработку: выстругивают до нужных размеров, делают в нем сквозные проймы для копыльев (согласно их количеству). Загнутая часть полоза в конечной области остается утолщенной. Этот участок называется головкой. В головке делается сквозная пройма для нащепа.

Вед. 2. Та же технология соблюдается при изготовлении второго полоза. При изготовлении и обработке полозьев учитывается следующее: они должны быть одинаковыми как братья-близнецы, проймы делаются так, чтобы вставленные копылья имели определенный наклон назад и внутрь и, конечно, следует при разметке помнить, что один полоз будет правым, а другой левым.

Вед.1. Полозья – это основа нарты. Остальные детали изготавливаются в соответствии с длиной, высотой нарты, с количеством и шириной ее копыльев. Когда все детали готовы, прорези сделаны, начинается сборка нарты. Для этого копылья проймы полоза расклинивают. На верхние их концы наколачивают вязы. Передние концы нащепов закладывают в головочные проймы полозьев. Зачем нащепы надевают копыльными проймами на верхние шипы кольев поверх вязов и раскладывают. Далее закрепляют головной вяз, фиксируя его деревянными штырями. После этого фиксируют доски грузовой или посадочной площадки. Теперь остается устранить отдельные шероховатости, и можно считать, что нарта готова.

Вед. 2. Отметим одну особенность в нарте: благодаря своеобразному наклону копыльев расстояние между полозьями шире, чем площадки в верхней части, а если учитывать, что полозы несколько раз массивнее, чем нащепы и что копылья расположены в задней половине саней, то станет ясно, что нарта весьма устойчива при движении. Крепость нарты достигается за счет неподвижного соединения ее частей.

Вед. 1. Летняя мужская четырехкопыльная нарта (тетнэтонедалесь’) состоит из 2 мощных изящно изогнутых полозьев, 4 пар копыльев, 4 копыльных вязов, 2 нащепов, головочного вяза, очень плотной дощатой грузовой площадки и высокой спинки из еловых досок.

Вед. 2. Зимняя мужская четырехкопыльная нарта (тетнэтнанэдалесь’) отличается от летней тем, что она ниже, у нее отсутствует спинка и грузовая площадка менее плотная.

Вед. 1. Женская нарта (не’ хан) по конструкции сохраняет конструкцию нарты мужской, однако она более массивная, более устойчивая. У нее больше копыльев (5-7) и грузовая площадка с 3 сторон закрыта досками, чтобы были удобно располагать люльку и укрывать маленьких детей.

Вед. 2. Грузовые нарты у ненцев представлены тремя видами.

Вед. 1. Женскую грузовую нарту (мюд’ хан) делают по типу легковых нарт. Только у них с каждой стороны по три копыла, грузовая площадка (не си), отсутствует спинка. Такая нарта предназначена для перевозки одежды, шкур, нюков, домашнего имущества.

Вед. 2. Нуто’’– упрочненная, грузовая, двухкопыльная, без настила нарта для перевозки шестов чума.

Вед. 1. Сябу (“поганая”) – грузовая, двухкопыльная,без настила, парта для перевозки досок (лата), ци-новок из прутьев, подочагового железного листа, женской “нечистой” обуви, дров и др.

Вед. 2. Юхуна – нарта для перевозки постелей, меховой одежды и мужской обуви.

Вед. 1. Вандей (вандако) – это нарта, в которой хранятся и перевозятся зимние (летние) вещи, ненужные в хозяйстве в данный момент, а именно: выделанные шкуры, лапы, вновь сшитые вещи (одежда, сумки, обувь), сукно и другие вещи женского рукоделия.

Вед. 2. Священная нарта (хэхэ’ хан) – специальная нарта для перевозки домашних идолов.

Вед. 1. Смотришь на нарту – вроде все в ней предельно просто и сделана она без единого гвоздя.

Вед. 2. Попробуйте сделать ее сами – ничего не получится, даже с использованием чертежей. Может, у кого-нибудь получится, да уйдет на изготовление не один месяц. А ненец без всяких чертежей, без всяких записей, если есть заготовки, сделает нарту за 3-5 дней и при этом она будет отвечать всем тундровым стандартам.

Вед. 1. Почему так?

Вед. 2. Да потому, что ненец, начиная делать заготовки, уже зрительно представляет какой будет нарта: мужской или женской, легковой или грузовой и сколько ей сделать копыльев. У него прекрасное объемное зрение и, конечно, руки мастера.

Вед. 1.

Олень от них убегает,
А они не отстают. (Нарты).

Две собаки в небо лают. (Носы нарт)

Вед. 2.

Два похожих брата
Друг друга догоняют,
А догнать не могут. (Лыжи)

Голова костяная,
Туловище деревянное
Хвост железный. (Хорей).

Вед. 1. – “Без единого гвоздя” – 3 отрывок из произведений ненецкого поэта Л.В. Лапцуя.

Если нарту – кружевную красоту –
Смастерил ты, словно времени печать,
Полетит она за времени черту
Благодарность от народа получать,
С поворотами справляться без руля,
Находить дорогу в замяти любой…
И суровая полярная земля
Снеговую скинет шапку пред тобой,
Потому что, если нарту смастерил,
Значит, с делом подружил ты красоту
И достанит у тебя ума и сил
На пастушьем и охотничьем посту.
Если дружишь с нартой нарезной,
Тундра станет для тебя родной,
Стужею тяжелой, как гранит,
Путь она тебе не преградит.
Вышлет вслед за нартою твоей
Стаю белокрылых лебедей,
Талые хрусталины реки,
Легкие, как птицы, ветерки.
В северном приветливом краю
Ты вспомянешь молодость свою,
Светлую, как солнечный восход.

Вед. 2. “Без единого гвоздя” – 4 отрывок из произведений ненецкого поэта Л.В. Лапцуя.

Трудную, как вешний ледоход.
Полозом, сверкающим, как нож,
Твердые сугробы рассечешь,
Будешь резвой уткою летать,
Будешь куропаткой хохотать.
Нарта, Нарта! Путь ее далек
По разгону дедовских дорог,
Слышит и поныне небосклон
Снежныхколокольцев перезвон.
Приезжайте в ненецкий мой чум,
Я вас править нартой научу!

Вед. 1. Прозвучит песня на слова П.Явтысыя, музыка С.Н.Няруя “Нарты спят”

Нарты крепко спят у чума,
И, наверно, видят сны,
Что они опять кочуют
Тропкой тундровой весны.

Припев: Нарты спят,
Нарты спят,
Нарты очень крепко спят.
Нартам тропы все известны,
Там, где слышен волчий вой.
Там, где ветру дарят песни
Развеселый ездовой.
Припев: Нарты спят,
Нарты спят,
Нарты очень крепко спят.

Пусть всю ночь им тундра снится
И далекий снежный путь,
Чтобы им лететь как птице,
Нартам нужно отдохнуть.

Припев: Нарты спят,
Нарты спят,
Нарты очень крепко спят.

img4.jpg (19155 bytes)

Презентация