Склонение имен существительных. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


ЦЕЛЬ: Формирование умений определять падеж и склонение имен существительных.

ЗАДАЧИ:

  • Формировать УУД: развивать познавательный интерес, расширять знания о живой природе, учить принимать учебную задачу.
  • Способствовать развитию интереса к новому учебному материалу.
  • Создавать ситуации для самореализации, самоконтроля, саморефлексии.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Определение темы урока. Диагностика знаний.

У. Разграничим знания по теме: Что я знаю и чего не знаю о склонении существительных?
Д. Склонение – изменение существительных по падежам и числам.

  • Есть три склонения.
  • К первому склонению относятся: существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в И.п.
  • Ко второму склонению относятся…
  • К третьему склонению относятся…(дети называют правила и приводят примеры имен существительных).
  • Есть шесть падежей (перечисляют названия падежей и вопросы).
  • И.п.– начальная форма.
  • Существительное в именительном падеже всегда подлежащее.
  • В И.п. у существительных не бывает предлогов.

У. Вывод: У нас достаточно знаний по этой теме. Стоит ли изучать ее дальше?
Д. Да.
У. Будем углублять знания по теме. Для чего?
Д. Чтобы правильно употреблять существительные в речи, указывать склонения и падежи существительных, узнать разные падежные окончания/

3. Углубление знаний.

У. Поставим перед собой цель (дети ставят цель перед собой).

Послушайте загадку.

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

У. - Назовите отгадку. (Ёлка).
У. Запишите отгадку в тетрадь. Подберите однокоренные слова.

В тетради и на доске появляется ряд однокоренных слов: елка, ель, елочка, ельник, еловый, елочный.

У. Укажите склонение существительных. О чем надо помнить, чтобы не ошибиться?

Дети вспоминают правила.

У. Проверяем правильность выполнения заданий.

Дети поднимают карточки с цифрами 1, 2, 3, отмечают у себя значком “+” , если правильно. Если ошибка, еще раз читают правило из учебника. Ошибка допущена в слове еловый.

У. О чем забыли дети?
Д . Склонение определяем у имен существительных, а еловый – прилагательное.
У. Для чего мы выполняли это задание.
Д. Чтобы убедиться, что надо тренироваться по этой теме.

4. Работа по теме урока.

У. Запишите в лист самопроверки слово ёлка в строчку с нужным падежом.
У. Какие знания для безошибочной работы у вас есть? Можно пользоваться памяткой в учебнике.
У. Выборочный диктант.

На поляне стояла молодая стройная ёлка. Ребята решили украсить ёлку. К верхним веткам ёлки прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром к ёлке прибежали два зайца. Они угощались сладкой морковкой. Скоро о щедрой ёлке узнал весь лесной народ.

По окончании работы у детей в тетради записано:

1. Знаю (стоит один из следующих знаков: “!” – знаю отлично, “+” – знаю хорошо, “ ?” – сомневаюсь или не уверен).

2. Выполняю:

И. ёлка
Р. ёлки
Д. к ёлке
В. ёлку
Т. под ёлкой
П. о ёлке

3. Делаю вывод

  • У меня ошибок нет, я знаю правила.
  • У меня есть ошибки, надо потренироваться.

Вывод записывается детьми после самопроверки с доской.

5. Физминутка. Под песенку про ёлочку.

6. Работа в парах.

У. Прочитайте текст:

По опушке славится
Зеленая красавица.
Сарафан как колокол,
По земле да волоком.
Шапочка с опушкой,
С острою макушкой.

Д. Это текст-загадка, отгадка – ель.
У. Что интересного заметили в этом тексте?
Д. Слово опушка повторяется, но имеет разные значения. В первой строчке слово опушка – край леса, во втором случае – меховая обшивка по краям одежды.
У. Укажите падеж и склонение существительных.

Проверять будем так: 1 вариант поднимает карточку со склонением, 2 вариант – с названием падежа, например, по опушке – 1скл., Д.п.

7. Творческая работа.

У. Используя свои знания, таблицу “Ель”, карточки с опорными словами и предложениями, составьте текст “Ель” или “С кем дружит ель”.

О чем надо помнить при написании текста?

Д. Тексты бывают: описание, повествование, рассуждение, смешанный. В тексте есть вступление, основная часть, заключение.
У. О чем можно написать в тексте?
Д. О красоте дерева, о пользе дерева для человека, для жителей леса.
У. Подумайте, с какими трудностями вы можете столкнуться и как их избежать?

Вспомните правила оформления.

Слушаем варианты.

8. Чтение текстов. Редактирование.

Ель.

Зимой ель – кормилица и помощник для многих животных.

Клёст строит гнездо на ветвях ели. Белочка лакомится еловыми шишками. Зайчик прячется под ветвями ёлочки.

Марина П.

С кем дружит ель.

Зимой ель – кормилица для зверей и птиц.

Клесты лакомятся семенами шишек, которые висят на ели. Зайцы тоже дружат с ёлкой. Они прячутся под еловыми ветками от волков и лисиц. Дятел достает из-под коры ёлочки всяких жуков.

Ель – щедрое дерево.

Никита Л.

Чем полезна ель?

Ель – полезное дерево.

Во-первых, ель – кормилица для многих зверей и птиц. Во-вторых, ель полезна и нужна человеку. Из её древесины делают музыкальные инструменты, мебель и бумагу.

Мне нравится ель.

Лиза К.

9. Итог. Рефлексия.

У.

- Какую цель ставили в начале урока перед собой?
- Кому удалось достичь поставленной цели?
- Кому необходимо потренироваться?
- Кто доволен своей работой на уроке, нарисуйте зеленую ёлочку на полях тетради.

Определите для себя домашнее задание.