Урок по теме "Глаголом жги сердца людей…" 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


И услышал я голос Господа, говорящего:
кого мне послать? И кто пойдет для Нас?
И я сказал: вот я, пошли меня.

Книга Пророка Исаии, 6-8.

Цели:

  • сопоставление стихотворений “Пророк” А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова по различным критериям (время написания, общий пафос стихотворения, особенности развития авторской идеи, художественные особенности);
  • развитие логических общеучебных навыков (выявление различий при сравнении объектов и выделение общих свойств в рассматриваемых объектах);
  • воспитание активной жизненной позиции, ответственности за свои дела и поступки, уважения к труду поэта и писателя.

Оборудование: тексты стихотворений “Пророк” А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова; таблица для сопоставления стихотворений по различным критериям; презентация, выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint .

План урока.

1. Оргмомент.
2. Определение целей урока.
3. Краткая история возникновения идеи стихотворения “Пророк”.
4. Сопоставительный анализ стихотворений.

4.1 Разбор критериев сопоставления стихотворений.
4.2 Работа с текстами стихотворений (по группам).
4.3 Сообщение результатов работы, их фиксация в таблице.
4.4 Выводы.

5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников Презентация
Деятельность № 1

Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.

Деятельность № 1

Ученики отвечают на приветствие учителя, приводят в порядок учебные пособия.

 
Деятельность № 2

Учитель объявляет тему урока, просит записать ее в рабочую тетрадь, комментирует ее, предлагает ученикам сформулировать цели урока.

“…Глаголом жги сердца людей…” - всем известны эти строки из стихотворения А.С.Пушкина “Пророк”. Какая тема нашла в нем воплощение?”

“Тема назначения поэта и поэзии – сквозная в русской поэзии. Наверное, ни один автор не обошел ее своим вниманием. Когда же в русской поэзии появляется сразу несколько стихотворений с одним названием – это свидетельство значимости темы, нашедшей в них воплощение.

Итак, перед нами три стихотворения с одним заглавием – “Пророк”. Тема урока предполагает их сопоставительный анализ. Давайте попробуем определить цели нашего урока.”

Деятельность № 2

Ученики записывают в рабочую тетрадь дату, тему урока.

Они дают ответ на вопрос учителя: “В стихотворении нашла воплощение тема назначения поэта в обществе”.

Ученики обдумывают формулировку целей урока, предлагают свои варианты, с помощью учителя приходят к окончательному решению

Слайд № 1

Тема урока

Слайд № 2

Цели урока

Деятельность № 3

Учитель побуждает школьников поразмышлять над выбором заглавия стихотворения – “Пророк”, обращается к словам эпиграфа к уроку. Можно заранее поручить одному ученику подготовить небольшое сообщение о содержании 6-й главы Книги Пророка Исаии, которая послужила основой для создания стихотворения А.С.Пушкина.

“Заглавие “Пророк” заставляет нас обратиться к духовной, религиозной сфере. Почему же Пушкин избирает это название, чтобы показать роль поэта в обществе? Обратим внимание на эпиграф к нашему уроку (зачитать). Давайте вспомним содержание фрагмента из Библии, который лег в основу стихотворения Пушкина – главы 6-й Книги Пророка Исаии”

Деятельность № 3

Ученик, подготовивший сообщение о содержании 6-й главы Книги Пророка Исаии, отмечает, какие детали библейского сказания отразились в стихотворении: образы шестикрылых Серафимов, горящий уголь (только здесь он касается им уст будущего пророка, а не вкладывает уголь в грудь вместо сердца). Бог предупреждает пророка о трудности избранного им пути и о непонимании его людьми.

(См. приложение № 1 “Книга Пророка Исаии, глава 6-я”)

Слайд № 3

Художественные изображения Пророка Исаии, фрагменты главы 6-й его Книги.

Деятельность № 4

Учитель обращает внимание учеников на раздаточный материал, лежащий на столе у каждого: тексты стихотворений и таблицы, где представлены критерии сопоставления стихотворений (см. приложение № 2).

Вначале ученикам предлагается подумать, с какой целью в таблице указана дата написания каждого стихотворения.

Деятельность № 4

Ученики рассматривают раздаточный материал, знакомятся с критериями сопоставления стихотворений. Они выдвигают предположение, что дата написания указывает на конкретный исторический период, и в связи с этим можно сделать вывод, какие мысли и чувства одолевали поэта в момент написания стихотворения.

Слайд № 4

Критерии сопоставления стихотворений.

Деятельность № 5

Учитель предлагает ученикам поделиться на три группы и провести сопоставительный анализ стихотворений по трем критериям:

1-я группа – 1 и 2;
2-я группа – 3 и 4;
3-я группа – 5 и 6.

7-й критерий – смысл финала – предлагается рассмотреть сообща.

Работать можно в парах. Результаты анализа записывать в таблицу.

Деятельность № 5

Ученики делятся на три группы и производят сопоставительный анализ стихотворений по указанным критериям, записывая в таблицу результаты наблюдений. Впоследствии эта таблица вклеивается в рабочую тетрадь.

Слайд № 5

Портреты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова.

Деятельность № 6

Учитель предлагает ребятам поделиться результатами наблюдений.

Деятельность № 6

Представитель от каждой группы зачитывает результаты анализа. Ученики, входящие в состав других групп, заполняют пустые ячейки в своей таблице. Проект готовой таблицы представлен в приложении № 3.

Слайд № 5

Отдельные фрагменты таблицы.

Деятельность № 7

Учитель предлагает ученикам сделать выводы: какая связь выстраивается между рассмотренными стихотворениями? В чем особенности отражения в них миссии поэта-пророка?

Обратить внимание на то, что стихотворение Некрасова содержит посвящение Н.Г., т.е. Н.Г.Чернышевскому.

Деятельность № 7

Ученики по результатам своего исследования делают выводы: идея о назначении пророка в обществе пришла из древних времен и остается неизменной по своей сути, но в то же время каждый исторический период заставляет поэта обратиться к своей интерпретации образа пророка: оптимизм пушкинского “Пророка”, пессимизм стихотворения Лермонтова, вызванный спадом общественной активности в эпоху 30-х годов, общей атмосферой разочарования и социальной депрессии. Стихотворение Некрасова обращено уже не просто к поэту или писателю, а к общественному деятелю, отсюда и посвящение Чернышевскому.

Слайд № 6

Иллюстрации к стихотворениям “Пророк”.

Деятельность № 8

Учитель предлагает ученикам подвести итоги урока. Все ли поставленные цели были реализованы?

Деятельность № 8

Ученики подводят итоги, оценивают, насколько полно были реализованы цели урока.

 
Деятельность № 9

Учитель предлагает ученикам следующее домашнее задание: сочинение-рассуждение на тему “Каким я представляю поэта-пророка наших дней?”

Деятельность № 9

Ученики записывают домашнее задание, при необходимости задают учителю уточняющие вопросы.

Слайд № 7

Содержание домашнего задания.

Деятельность № 10

В конце урока учитель предлагает ученикам провести рефлексию своей деятельности, воспользовавшись опорными фразами, которые представлены на слайде.

Деятельность № 10

Обсуждаем результаты урока в малых группах (3-4 человека). 1-2 минуты на обсуждение, и один человек от группы дает ответ, воспользовавшись одной из фраз.

Слайд № 8

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…