Программа по общему фортепиано, вокально-хоровое отделение

Разделы: Музыка


Пояснительная записка

 Данная рабочая программа составлена с учетом специфики обучения на вокально-хоровом отделении и разработана для учащихся с 1-го по 5-й классы.

Учащиеся вокально-хорового отделения уже имеют замечательный природный музыкальный инструмент – голос, а, значит, они более подготовлены для освоения курса общего фортепиано и имеют достаточно необходимый музыкальный “багаж”:

– профессиональный навык выразительного интонирования мелодии;
– умение эмоционально передавать содержание исполняемого произведения;
– есть опыт выступлений (дети этого отделения постоянно и активно участвуют в концертной деятельности).

Основные цели программы:

– пробудить любовь к музыке;
– научить детей чутко реагировать на музыку, вызывать не только эмоциональный отклик, но и сопереживать музыкальным образам, содержанию произведений;
– создание всех необходимых условий для развития творческих способностей и самореализации ребенка средствами музыки.

Достижение этих целей достигается через решение следующих взаимосвязующих задач:

Воспитательные:

– воспитание думающего, чуткого музыканта, с хорошим эстетическим вкусом;
– накопление на уроках фортепиано музыкально-художественных, жизненных впечатлений;
– развитие артистических способностей (воспитание культуры исполнения и культуры поведения);
– формирование волевых качеств.

Обучающие:

– овладение техникой игры на инструменте (фортепиано, синтезатор);
– развитие базовых музыкальных способностей ребенка (внимание, память, мышление, слух, чувство ритма, воображение);
– развитие навыков транспонирования;
– обучение чтению с листа, гармонических схем.

Основной организационной формой обучения являются индивидуальные занятия на фортепиано, которые проводятся 1 раз в неделю по 45 минут и 0,5 часа отводятся на приобретение навыков музицирования: чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование, ансамбль, занятия аккомпанементом (учебные программы по музицированию разработаны отдельно).

Форма оценивания успеваемости:

  • техника – зачет,
  • контрольные уроки и переводные экзамены – отметки.

В конце 5-го класса учащиеся сдают государственный экзамен. Отметка выставляется в свидетельство.

Педагогический репертуар подобран на воспитание активного музыкального слуха: на слышание протяженности, выразительности фортепианного звука, преодолении ударности звучания, на развитие элементов полифонического слышания и др.

Для каждого класса в программу включены различные перечни музыкальных произведений разнообразных по форме и содержанию. Главной особенностью данной программы является расширение репертуарного плана учащихся, включение национально-регионального компонента (произведения татарских, башкирских и чувашских композиторов).

Формы подведений итогов реализации дополнительной образовательной программы разнообразны:

– индивидуальная проверка знаний, умений, навыков при исполнении произведений (уроки),
– зачеты, контрольные уроки, переводные экзамены;
– отчетные концерты,
– участие детей во внешкольных мероприятиях, конкурсах, фестивалях.

Приложение