Сложение и вычитание в пределах 100. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Форма урока: урок-сказка.

Тип урока: закрепление ранее изученного материала.

Цели урока:

Обучающие: Закрепление вычислительных умений и навыков сложения и вычитания в пределах 100;совершенствовать умение производить замену сложения умножением (и наоборот); совершенствовать умение решать текстовые математические задачи.

Развивающие: Развивать логическое мышление и другие психические процессы, способствовать развитию навыков самостоятельной деятельности.

Воспитывающие: Способствовать воспитанию аккуратности, заботливого отношения к птицам.

Оборудование: Магнитная доска (с рисунком фона сказки), сказочные животные на магните, конверты с задачами для каждого ученика, примеры для самостоятельной работы, карточки с домашним заданием.

Ход урока

1. Оргмомент.

– Здравствуйте, меня зовут Татьяна Степановна. Я сегодня проведу у вас урок математики. Давайте настроимся на работу. Повторяйте за мной:

Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!

– Откройте тетради, запишите дату и “Классная работа”.

2. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы отправимся с вами в сказку. Путешествуя вместе с героями, вы покажете, как усвоили сложение и вычитание в пределах 100,как умеете составлять и решать задачи, логически мыслить. Поэтому я прошу вас, ребята, быть внимательными и активно мне помогать. А ваша помощь – это ваше участие в уроке. Кому ещё понадобится ваша помощь, вы сейчас угадаете сами.

Круглый, румяный
В печке печён
На окошке стужён…(Колобок).

– Правильно!

3. Устный счёт.

– Жили-были дедушка и бабушка, (на доску), решили они испечь Колобок. Замесила бабка тесто, слепила Колобок (на доску) и поставила его в печь. Колобок получился румяный. И вдруг заговорил он человеческим голосом: “Дедушка, бабушка, отпустите меня, я Колобок необыкновенный, математический, умею решать примеры и задачи”.

Удивились дед с бабкой и решили проверить. Предложили Колобку выполнить следующие задания. Поможем Колобку, ребята?

На доске:

Фронтальная работа

55+20; 43+21; 76+13; 33+66; 36+40; 64+26; 32+56; 75+12; 47+15.

Задачи в стихах:

Кормушки повесили дети для птиц.
Туда прилетели 10 синиц,
11 ворон, 8 снегирей,
Сорока-воровка и с ней воробей.
Кто же нам здесь побыстрее ответит,
Сколько же птичек увидели дети?(31)

– А вы помогаете птицам зимой? Как?

– А весной?

Ответы детей

Замени сложение умножением

2+2+2+2=2*4
4+4+4=4*3
5+5=5*2

Замени умножение сложением

2*3=2+2+2
4*2=4+4

– Как можно по-другому назвать сложение одинаковых слагаемых? (Умножение)

– Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием деда и бабки.

– Подумали старики и отпустили Колобок. Пускай погуляет по белу свету. Попрощался Колобок и покатился по тропинке.

Тут навстречу ему Заяц, с конвертом в лапках. (На доску)

– Я тебя съем! – говорит Заяц.

– Не ешь меня, – говорит Колобок, я тебе пригожусь. Ведь я необыкновенный Колобок, а математический. Заяц решил проверить и достал задание из конверта.

4. Закрепление ранее изученного материала.

– Ребята, и я вам предлагаю достать задание из конверта, который лежит у каждого на парте, и решить вместе с Колобком.

Задача.

Белочка собрала на зиму 25 грибов, а бельчата 15 грибов. Из всех собранных грибов 3 оказались несъедобными. Сколько съедобных грибов оказалось в корзине? Реши задачу разными способами.

– Прочитайте задачу про себя.

1 ученик будет решать у доски, а остальные в тетрадях..

– Ещё раз прочитаем задачу.

– О чём она?

– Сколько собрала белочка?(25 грибов)

– Сколько собрали бельчата?(15 грибов)

– Что в задаче означает число “3”?(несъедобные грибы)

– Как предлагаешь решать задачу?

1сп.25+15=40(г)-всего
40-3=37(г)

2 сп. Давайте представим, что несъедобные грибы оказались только у белочки, тогда каким будет решение?

25-3=22(г)
25+12=37(г)

3 сп. Каким ещё способом можно решить?

15-3=12(г)25+12=37(г)

– Может кто-то записал выражением?

(25+15)-3=37(г)

Запишем решение и ответ

Устали Колобок с Зайчиком и решили отдохнуть

Физминутка.

Скок-поскок, скок-поскок.
Зайка прыгнул на пенёк.
Зайцу холодно сидеть
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись.
Лапки ставим на бочок
Скок-скок-скок.

Вдоволь напрыгались сказочные герои, по-дружески распрощались, и отправился Колобок дальше. Катится он по тропинке, а навстречу ему Волк. Идёт Волк и плачет.

– Что с тобой приключилось, Серенький?

– Да вот, не могу составить задачку по схеме.

– Это дело поправимое, мы с ребятами тебе поможем.

Схемы на доске.

Бабушка-65 лет
на ? >
Дедушка-69 лет
Бабушка-65 лет
Дедушка – ?, на 4 года >

Дети составляют задачи.

– Спасибо за помощь, ребята!

Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Медведь.

– Я тебя съем, – говорит Медведь.

– Не ешь меня, – отвечает Колобок, я могу быть тебе полезен.

– Ну, тогда помоги решить уравнение.

14+х=69

1 ученик у доски.

– Ой спасибо тебе, Колобок. И вы, ребята, молодцы!

Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Лиса.

– Слыхала я, что не простой ты Колобок, а математический, что какие бы тебе не давали задания, ты всё выполняешь! Но моё задание ты выполнить не сможешь и я тебя съем!

– А если я с заданием не справлюсь, мне ребята помогут.

Решение примеров столбиком. Карточка. Проверка, лист контроля на доске

54+23=77, 65-45=20, 14+55=69, 81+17=98, 76-64=12, 34+34=68.

Поняла Лиса, что съесть Колобка не удастся, вильнула хвостиком и убежала.

А Колобок благодарит вас, ребята, за помощь.

5. Домашнее задание.

Дополнить условие задачи данными и записать решение в тетрадь. Задачи у каждого ученика.

Витя читал сказки. В первый день он прчитал_______страниц, а во второй – на _____страниц больше. Сколько всего страниц прочитал Витя за 2 дня?

6. Рефлексия.

– Задание какого сказочного героя вам понравилось больше всего?

Какое показалось трудным?

Что повторили в ходе урока?