Конспект занятия по познавательно-речевому развитию и развитию продуктивной деятельности для детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  • Обучающие: учить давать полные ответы на вопросы воспитателя; продолжать учить отгадывать загадки; знакомить детей с русскими народными пословицами; совершенствовать общую и мелкую моторику.
  • Развивающие: развивать логическое и образное мышление, внимание; развивать умение изображать один из эпизодов сказки, продумывать и передавать расположение основных персонажей, их характерные особенности; развивать умение лепить части тела животных и человека, пользоваться методом обмазывания пластилином.
  • Воспитательные: формировать учебные навыки (правильную рабочую позу за столом, усидчивость, аккуратность, выдержку); воспитывать умение подчиняться правилам коллективной работы; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей; воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды произведения.

Предварительная работа: знакомство детей с русской народной сказкой "Жихарка"; беседа по содержанию; рассматривание иллюстраций; разыгрывание настольного театра по мотивам сказки; разучивание пословиц о дружбе; занятия по лепке лисы, человека; лепка методом обмазывания пластилином; домашнее задание - рисование иллюстраций по сюжету сказки с родителями.

Оборудование и материалы: сундучок; мягкая игрушка лиса; конверты разного цвета с заданиями для каждого ребёнка; простые карандаши, по количеству детей; мольберт; иллюстрация эпизода для лепки; макет избы (норы) лисы, печи; пластилин, дощечки, стека, салфетка.

Ход занятия

1. Вступительная часть. Загадка о лисе.

- Ребятки, посмотрите, есть у меня одна замечательная вещь. Это что? (Сундучок). Пробую его открыть, но ничего не получается. Сундук этот не простой - волшебный, откроется тогда, когда мы отгадаем загадку: "Сама рыжевата. Мордочка плутовата. Ей не надо пирожка. Ей бы скушать петушка" (Лиса)

У воспитателя заготовлена мягкая игрушка лисичка. При отгадывании он показывает её. Дети её рассматривают и описывают. (Рыжая, пушистая, хитрая, проворная, ловкая).

- Ребята, скажите пожалуйста, какие вы знаете сказки, в которых есть лиса? ("Колобок", "Теремок", "Лиса и медведь", "Заюшкина избушка", "Жихарка").

2. Беседа о сказке Жихарка. Вопросы по содержанию.

- Дети, о чем рассказывается в сказке "Жихарка"? (Жили кот, петух и Жихарка, лиса унесла Жихарку и хотела его съесть, а он обманул лису и домой убежал).

- Расскажите, ребята, а каким вы представляете себе Жихарку? (Маленький мальчик, смелый).

- Дети, а вы большие человечки или маленькие? (Маленькие).

- Значит вы ещё маленькие человечки, иногда, про маленького человечка говорят: "Мал, да удал" или "Маленький да удаленький". Что это значит? (Хотя и маленький, но смелый, находчивый и сообразительный).

- Правильно ребята, послушайте пословицу о смелости: "Смелому человеку никакое дело не страшно".

- Как вы думаете, ребята, когда лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух грустили, переживали, плакали? Почему? (Да, потому что Жихарка их друг, они его любили).

- Русская пословица гласит: "Помогай другу везде, не оставляй друга в беде".

А, может и вы пословицы о дружбе знаете? ("Старый друг лучше новых двух", "Друзья познаются в беде", "Нет друга, ищи, а найдёшь, береги", "Один за всех и все за одного").

3. Физкультминутка "Шла лисица". (Педагог читает стихотворение и на каждую строчку сжимает кончик каждого пальца поочерёдно на обеих руках. Дети выполняют упражнение вместе с педагогом).

            "Шла лисица".
Шла лисица вдоль тропинки,
И несла грибы в корзинке.
Пять опят
И пять лисичек
Для лисят
И для лисичек.

4. "По росту становись". Перед детьми разложены конверты разных цветов и простой карандаш.

- Ребята, откроем конверт красного цвета. Достанем картинки. Кто на них изображён? (Лиса, Кот, Петух и Жихарка).

- Давайте рассмотрим картинки и расположим героев сказки по росту, начиная с самого высокого. Молодцы, ребята, все справились!

5. "Чья ложка".

- Дети, теперь откроем конверт синего цвета. Достанем карточку.

- На картинке у нас нарисованы кот, петух, Жихарка и три ложки. Возьмём карандаш и соединим линиями ложку и её хозяина. Как вы догадались, чья это ложка? (У кота ложка простая, у Пети ложка простая, а у Жихарки непростая, точёная, ручка золочёная).

6. "Лопаты и печки".

- Дети, откроем конверт зелёного цвета. На карточке у нас нарисованы лопаты и печки. Определите, какая лопата, от какой печки. Найдите самую широкую, самую узкую и среднюю по ширине лопату и печку. Соединим их линией.

7. "5 отличий".

- И открываем последний конверт жёлтого цвета.

Что у нас там изображено? (Как лиса Жихарку в печку хочет затолкнуть). У нас здесь две одинаковые картинки, но в них есть 5 отличий. Давайте найдём их.

- Какие все молодцы, справились с заданиями.

8. Коллективная работа лепка из пластилина "Маленький да удаленький".

Для детей на столах приготовлен пластилин, дощечка, стека, салфетка, дополнительные материалы для украшения поделки.

Сегодня, ребята, мы будем и лепить один эпизод из нашей сказки, как лиса Жихарку хочет в печку затолкать, а он, благодаря своей смелости и умелости, не поддаётся. Я сделала домик лисы и печку из пенопласта. А вы сейчас будете помогать лепить наших героев, обмазывать пластилином детали печки, скамейки, заслонку для печки.

В ходе занятия воспитатель помогает детям советом, показом.

9. Итог занятия.

- Молодцы, ребята, славно постарались, вместе, дружно, сообща у нас получилась чудесная поделка, покажем её ребятам и родителям.