Поиски оптимальных форм совместной работы логопеда и воспитателя для коррекции и сохранения здоровья ребенка как основы его успешного коммуникативного развития

Разделы: Работа с дошкольниками


Согласно Федеральным Государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, область “Коммуникация” - является одной из важных областей в содержании педагогической работы, которая включает в себя не только овладение способами взаимодействия с окружающими людьми, но и развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико- коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых. Общероссийская проблема детского здоровья весьма актуальна и для нашего дошкольного учреждения, так как и среди наших воспитанников выявляются дети с нарушениями речи. Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка, совершенствует её и обогащается сама и, чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем шире его возможности узнать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. И на начало школьного обучения главная сторона психологической готовности остаётся – коммуникативная.

Наша задача – это воспитание свободной личности, способной к полноценному общению.

Образовательная деятельность по коммуникативному развитию проводится в рамках раздела “Развитие речи”. Вся деятельность строится по коммуникативному принципу. Это выражается в том, что:

  • создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит;
  • стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;
  • осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;
  • широко  используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Для реализации коммуникативного принципа необходимо создать условия:

Образовательная деятельность организуется по подгруппам до 6-7 человек. Такая наполняемость подгрупп является оптимальной  для обеспечения "речевой плотности" деятельности, для проведения индивидуальной работы, а также для создания и сохранения коммуникативных ситуаций. Чтобы обеспечить максимальную речевую активность детей, создается непринужденная обстановка, располагающая ребенка к общению.

Большое значение в образовательной деятельности имеет создание для детей такого двигательного режима, который предупреждал бы утомляемость. Речь – очень трудный вид деятельности для детей, особенно если она не обусловлена никаким другим делом,  это приводит к быстрому утомлению детей и резкому спаду речевой активности.

Важной особенностью работы является специфическое отношение взрослого непосредственно к самой речи детей. Дело в том, что речевая активность находится в известном противоречии со стремлением взрослых получить от ребенка высказывания, соответствующие всем законам языкового стандарта. В среднем и старшем дошкольном возрасте много детей занимаются с логопедом, Для обеспечения быстрейшей автоматизации поставленных звуков, логопед ориентирует взрослых на необходимость внешнего контроля за речью ребенка. Но постоянные обращения взрослых “Скажи правильно!” в ходе коммуникативного общения могут вызвать обратный эффект - погасить речевую активность.

Воспитатель как бы отодвигает на второй план проблему звукопроизношения, его главной заботой становится развитие коммуникативных потребностей ребенка, овладение ими коммуникативными высказываниями, речевая активность, развернутость высказывания и т.д.,

Следующее, что чрезвычайно значимо для коммуникативного развития ребенка, в том числе и его речи,  это создание речевой среды. Все педагоги знают, что в процессе анализа любой образовательной деятельности оценивается речь взрослого. Ведь именно взрослый  создает речевое пространство, ему отводится в этом решающая роль.

Речь взрослого звучит почти постоянно (разговорной громкости, шепотная). Однако это не означает, что её просто много. Речевую среду образуют высказывания, построенные по принципу синтаксической синонимии. То есть для выражения одного содержания используются различные синтаксические модели - структуры.

Синтаксическая синонимия речи взрослого   является действенным средством создания речевой среды, полезна для обогащения речи детей языковыми средствами (лексическими, синтаксическими), служит примером вариативности высказываний, положительно влияет на развитие внимания к слову, языковой способности и речевого творчества, а также на овладение речевыми коммуникативными средствами в целом.

Поэтому во всех возрастных группах наши воспитатели большое внимание уделяют как предметно-пространственной так и речевой среде. “В пустых стенах ребёнок не заговорит…” Для эффективного восприятия речевого материала необходимо создавать коммуникативные ситуации в образовательной деятельности по развитию речи, ознакомлению с окружающим, математике, лепке и аппликации, а также: при обучении культурно-гигиеническим навыкам, в раздевалке, на прогулке.

Начиная с младшей группы нашими воспитателями совместно с логопедом, проводятся различные игры на развитие речевого и фонематического слуха, пальчиковые и ролевые игры, коммуникативные игры, звукоподражания, игры на детских шумовых инструментах, “Сказочки-шумелки”, театрализованные игры. А так же ритмические и интонационные игры со словом, музицирование, импровизации, психологические этюды, чтение и обсуждение художественных произведений, обыгрывание эмоционального состояния, подвижные игры, “Игровые обучающие ситуации”, “Жестово-образные игры”.

В таких играх с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает многие свои способности, в частности:

  • Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка.
  • Развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память.
  • Формируются навыки вербального и невербального общения.
  • Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе.
  • Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные, способности к восприятию.
  • Музыкально-ритмичная деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями.

Поиски форм и методов работы с детьми, имеющими речевые патологии, подвели нас к вопросу о планировании и организации чёткой, скоординированной работы логопеда и воспитателей в условиях логопункта ДОУ.

При разработке системы взаимодействия логопеда и воспитателей мы определили следующие цели:

  • повысить эффективность коррекционно-образовательной работы;
  • исключить дублирование воспитателем занятий логопеда;
  • оптимизировать организационные и содержательные аспекты коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей на каждого ребёнка находящегося на логопункте.

Одним из основных направлений по улучшению и сохранению здоровья детей на логопункте в общеобразовательном детском саду является логопедизация всего образовательного процесса, которая определяет продуманную систему коррекционного процесса и предусматривает четкое определение задач воспитателя и логопеда. Так как логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов, а воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Задачи логопеда и воспитателя:

1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

2. Развитие всех компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи (формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, и подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе)

Исходя из этих задач, мы предлагаем разделить функции логопеда и воспитателя следующим образом:

Функции логопеда:

  • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
  • Формирование правильного речевого дыхания.
  • Работа по коррекции звукопроизношения.
  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  • Работа по коррекции слоговой структуры слова.
  • Формирование послогового чтения.
  • Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
  • Обучение связной речи.
  • Предупреждение нарушений письма и чтения.
  • Развитие психических функций тесно связанных с речью

Функции воспитателя:

  • Учёт лексической темы при проведении всех занятий
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей
  • Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
  • Системный контроль за поставленными звуками
  • Формирование связной речи
  • Закрепление навыков чтения и письма.
  • Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
  • Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Успешная совместная работа воспитателя и логопеда является большим вкладом в сохранении здоровья наших детей. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым.

Задача педагогов - вовремя увидеть эти проблемы и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути его развития личности.

Таким образом, область “Коммуникация” является одной из важных составляющих в содержании образовательной работы, так как её задачи - это не только развитие речи, но и развитие психических, социальных, физических качеств в становлении личности ребёнка.