Перспективное планирование совместной образовательной деятельности взрослых и детей по реализации тематических проектов с использованием технологии программы "Сообщество". Тема проекта: "Семья" (с детьми 3–4 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками


Образовательная область

Задачи

Интегративные качества (динамика в соответствии с возрастом)

Содержание совместной образовательной деятельности с детьми в Центрах активности

Включённость родителей в образовательный процесс

Центры активности

“Здоровье”

Центр движения, Открытая площадка

 

1. Формирование представлений о здоровье, основах здорового образа жизни и правилах здоровьесберегающего поведения. 1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

– Обсуждает со взрослыми и детьми значение гигиенических процедур и правил безопасного поведения для ЗОЖ (“Надо есть чистыми руками, чтобы не попали микробы и не заболел живот” и т. д.).

2 .Любознательный, активный.

– Проявляет интерес к социальной стороне действительности, задаёт вопросы о себе, родителях, о том, что было, когда он сам ещё не родился, и т. п. Проявляет интерес к совместным играм и трудовым поручениям со взрослыми и детьми.

– Отвечает и задаёт вопросы репродуктивного характера, о членах семьи (Кто это? Как его зовут? И т. п. ).

3 .Эмоционально отзывчивый.

– Испытывает радость и эмоциональный комфорт от выполнения элементарных трудовых действий, норм и правил здорового образа жизни (чистые руки, хорошее настроение, красивая походка, убранные игрушки, аккуратно сложенная одежда), оздоровительных мероприятий.

– Проявляет сочувствие к близким людям.

– начинает проявлять эмоциональную отзывчивость к произведениям изобразительного искусства, в которых переданы понятные ему чувства и отношения (мать и дитя).

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

– Взаимодействует со взрослыми и сверстниками в условиях двигательной активности, ориентирован на сотрудничество и кооперацию, умеет согласовывать движения в коллективной деятельности, на основе соблюдения элементарных моральных норм и правил поведения .

– Непроизвольно использует средства эмоциональной выразительности в процессе общения (жесты, мимику, действия, междометия “ох!”, “ах!”, преувеличения).

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

– Имеет отдельные, немногочисленные нравственные представления, которые требуют уточнения и обогащения, а иногда и коррекции. В практике общения и взаимоотношений в отдельных случаях самостоятельно совершает нравственно-направленные действия (например, погладил по голове, утешая друга).

– Отдельно, ситуативно проявляет самостоятельность, направленность на результат на фоне устойчивого стремления быть самостоятельным и независимым от взрослого.

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

– Умеет играть на темы из окружающей жизни с двумя-тремя детьми, не толкая, не отнимая игрушек и предметов и т. п.

– Решает простейшие интеллектуальные задачи (ситуации), пытается применить разные способы для их решения, стремится к получению результата, при затруднениях обращается за помощью.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве, мире и природе.

– Обретает первичные представления о человеке (себе, сверстнике, взрослом), особенностях внешнего вида людей, контрастных эмоциональных состояниях.

– Положительно оценивает себя. Относит себя к членам своей семьи и группы детского сада.

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

– Слушает и слышит (отвечает на несложные вопросы по содержанию прочитанного) взрослого. Эмоционально положительно реагирует на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

– Владеть бытовым словарным запасом: может разговаривать со взрослым на бытовые темы (о посуде и накрывании на стол, об одежде и одевании, о мебели и её расстановке в игровом уголке).

– Воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова.

– Использовать в речи простые распространённые предложения.

– Пользоваться системой окончаний для согласования слов в предложении.

– Правильно держать карандаш, кисть и действовать с ними, дополнять созданное изображение рассказом о нём.

Рассказ ребёнка о семейных увлечениях спортом.
  • Рисунок выходного дня “Мама, папа, я – спортивная семья”.
  • Беседы с членами семьи о семейных традициях.

“Социализация”

Центр литературы, центр науки, центр игры и драматизации

1. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в т. ч. моральным).

2. Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире через представления о семье.

  • Беседа о семье ребёнка по фотографии.
  • Игра “Найди маму для малыша” (по внешним признакам).
  • Создание фотоальбома “Моя семья”.
  • Д/и “Мамы и детёныши”.
  • Оформление странички для портфолио “Моя семья”.
  • Беседа о членах семьи (бабушки, дедушки, братья, сёстры и т. д.).

“Труд”

Центр игры и драматизации, центр искусства

1. Обеспечить освоение процессов самообслуживания.

2. Привлекать к выполнению отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде.

3. Формировать представления о труде взрослых.

  • Беседа по теме “Моя мама – продавец”.
  • Сюжетно-ролевые игры: “Магазин”, “Дом”, “Ждём гостей”.
  • Встреча с интересным человеком “Моя профессия” (повар).
  • Обсуждения по теме “Как я помогаю дома”.
  • Предложения к детям выполнять посильные поручения и просьбы родителей.
  • Деятельность родителей в качестве ассистентов в Центрах активности: Центр игры и драматизации.
  • Беседа “Обязанности в семье”.

“Познание”

Центр математики, центр науки, центр литературы

1. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

2. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей через представления о составе семьи.

  • Разв. Игра “Посели каждую семью в свой дом” (по цвету, размеру, рисунку на одежде и домах (геометрические фигуры)).
  • Создание альбома “Наша дружная семья”.
  • С-р игра “Магазин”.
  • “Домашняя библиотека”.
  • Беседа о семьях животных.
  • Игры с конструктором и с-р игры.

“Коммуникация”

Центр литературы, групповой сбор, центр игры и драматизации, центр науки

1. Формирование и развитие средств общения:

– отвечать на вопросы, используя форму полного простого предложения;

– задавать вопросы;

– с помощью взрослого рассказывать о картинке или игрушке (3-4 предложения);

– правильно пользоваться системой окончаний для согласования слов в предложении.

2. Обогащение словаря детей, необходимого для освоения ими всех образовательных областей.

  • Беседа после чтения книги А. Толстого “Зимовье зверей”.
  • Театрализованное представление “Репка”, “Курочка ряба”.
  • Рассказ по картинке о семье.
  • Речевые игры на групповом сборе “Обмен новостями”, “Комплимент”, “А что у вас?”.
  • Составление описательного рассказа “Моя любимая игрушка”.
  • Оформление странички для портфолио “Моя семья”.
  • Беседа “Моя любимая игрушка”, “Что любит мама/папа”.
  • Домашняя библиотека “Русские народные сказки”, стихи А. Барто “Игрушки”.

“Чтение художественной литературы”

Центр литературы, групповой сбор

1. Формирование целостной картины мира.

2. Развитие литературной речи.

3. Приобщение к словесному искусству.

  • Чтение: “Зимовье зверей” А. Толстой, “Гуси-лебеди”, “Волк и семеро козлят”, “Снегурочка”.
  • Обсуждение сказки “Волк и семеро козлят”.
  • Выставка книг в которых рассказывается о разных семьях.
  • Просмотр мультфильмов или худ. фильмов: “Золушка”, “Гуси-лебеди”, “Волк и семеро козлят”, “Терёшечка”, “Теремок” и др.

“Художественное творчество”

Центр искусства, центр литературы и др.

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству:

– в изобразительной деятельности (рисовании) через украшение люстры для дома;

– в лепке через изготовление мебели для дома;

– в аппликации через создание волшебного дома из конфетных фантиков.

  • Выставка работ продуктивной деятельности: “Сказочный домик” и “Волшебная лампа”.
  • Полочка красоты: мебель для дома.
  • Конкурс поделок: “Семейная мастерская”.
  • Рисунок выходного дня “Мама, папа, я – спортивная семья!”.
  • Создание условий для детского творчества.