Урок-введение "Литература Восточной Сибири". 10-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Форма: урок-введение на основе  мультимедийной презентации.

Цели: подготовить учащихся к изучению курса регионального компонента.

ХОД УРОКА

Ведущий 1. В нынешнем 169 году июля в шестой день против Иркута реки на Верхоленской стороне государев новый острог служивыми людьми ставлю… Тут место самое лучшее, угожее для пашень  и скотной выпуск и сенные покосы и рыбные ловли всё близко.

Ведущий 2. Так в 1661 году боярский сын Иван Похабов доносил в Енисейск. Так возник Иркутский Острог, положивший начало городу Иркутску.

Ведущий 1. Первые сведения об Иркутской земле как части Российского государства появились в донесениях первопроходцев, которые с 30-х годов XVII  века прокладывали пути по этой территории, ставили остроги и собирали ясак с местного населения.

Ведущий 2. История и литература неразрывно связаны, поэтому именно это время можно считать началом развития литературы Восточной Сибири.

Учитель. В школах ученики 5-6 классов изучают её, а вам предстоит с ней познакомиться. Поэтому ребята 6 класса, которые только что закончили изучение этого учебника (слайд с учебником), передают Вам эстафету «от младших  – старшим».

Слайд 1

Чтец. Плотников Виталий. П.Г. Марков «Сибирь»

Учитель. На уроках по литературе Восточной Сибири вы узнаете, что она имеет богатую историю, прошла свой путь от древности до наших дней, отражает судьбы народов Сибири и отдельного человека в разные времена.

Слайд 2
Слайд 3 «Цели и задачи курса»

Учитель. Чтобы вам было интересно изучать литературу родного края, я старалась выбирать самые интересные, яркие страницы, с которыми сейчас с помощью ребят вас познакомлю.

Слайд 4

Ведущий 1.  Человек, если он личность, может верно служить Отчизне по-разному: кто-то на поле боя, кто-то у заводского станка, кто-то  и за письменным столом, по крупицам собирая и сохраняя для нас страницы истории и культуры.

Ведущий 2. Наша литература гордится своими подвижниками, посвятившими всю свою жизнь её изучению.

Ведущий 1. Это неутомимые собиратели фольклора Елена Ивановна Шастина, Валерий Петрович Зиновьев, литературоведы Надежда Степановна Тендитник, Василий Прокопьевич Трушкин.

Слайд 5

Учитель. Раздел 1 познакомит вас с фольклорными произведениями народов Восточной Сибири, легендами, песнями, частушками Усть-Кутского края.

Слайд 6

Исполняются частушки учащимися 7 класса.
«Возвращался…»

Слайд 7

Учитель.  Раздел 2 Вы узнаете о появлении рукописных и первых печатных произведений в Сибири.

Слайд 8

Ведущий 2. С середины  XVII  века общественная, культурная и литературная жизнь Восточной Сибири развивалась стремительно и широко: рост городов, проведение Московского тракта, первое плавание по Байкалу, появление школ, морские экспедиции на Камчатку, Курильские и Алеутские острова, Русско-Американская компания Шелехова  (1799 г) упоминаются в Иркутских летописях наряду с известием о том, что в Иркутск привезены типографские приборы (1785 г)

Слайд 9

Ведущий 1. Однако рукописная литература  в нашем крае  переживала долгий и пышный расцвет с 17 до начала 20 века.
Более 30 рукописных журналов бытовало в Иркутске на рубеже 19 и 20 веков. Их создавали учащиеся семинарий, гимназий, политические заключённые. В рукописях распространялись произведения любимых писателей, составлялись альбомы, сборники, эпиграммы, карикатуры.

Ведущий 2. Известный сибирский писатель И.Г. Калашников в «Записках Иркутского жителя» сообщал: «Чиновники-литераторы изучали грамматику, риторику и поэзию; писали сочинения прозой и стихами не для печати, не для славы,  а так   « con amore» (ради любви), единственно для упражнения, для домашнего обихода». Многие помнили наизусть и любили цитировать стихи Державина, Жуковского, Лермонтова и других поэтов.

Ведущий 1. В 1836 году в газете «Иркутские ведомости» сообщалось об издании сборника, в котором опубликовали прозаические произведения 37 учеников Иркутской гимназии под руководством учителя Поликсеньева. Тираж около1000 экземпляров.

Ведущий 2. Как сообщает газета:  «таким образом, наша гимназия , столь удаленная от центра империи, опередила все остальные  подобного рода учебные заведения, и руководитель тогда же был удостоен представлению к Владимирскому Ордену».

Ведущий 1. Подписчиками книги были представители всех социальных слоёв: « от высокопоставленных духовных лиц до купцов, мещан, крестьян, представителей бурятской интеллигенции Иркутска, Кяхты, Киренска,  Нижнеудинска,  Якутска и т.д».

Учитель.  Об этом необыкновенном издании, как и о других, вы узнаете много интересного на уроке.

Слайд 10

Ведущий 2. Большой интерес представляет вопрос о накоплении книжных богатств, открытии библиотек – читален, устройстве бесплатных народных чтений.

Ведущий 1. Первые библиотеки создавали деятели православной церкви. Первые книги находят покупателей уже в 17 веке. В 1780-1782 годах иркутяне построили специальное двухэтажное здание – книгохранилище, музеум и библиотеку. Это была первая публичная библиотека во всей Сибири. По распоряжению Екатерины 2 ей было выделено 3000 рублей.

Ведущий 2. Интерес к чтению был большой. В библиотеку стремились жители сёл и  уездных городов. Больше всего бралось книг по беллетристике и журналов, а затем по географии.  

Ведущий 1. Учителей больше всего привлекал общепедагогический журнал «Русская школа», труды Ушинского и Лесгафта. Чиновники любили газеты и демократические журналы «Дело»  и «Отечественные записки», «Вестник Европы» и «Русская мысль».

Учитель. Важную роль в литературной жизни играли губернаторы Кличка, Сперанский, меценат Сукачёв В.П. Они способствовали открытию новых школ, поддерживали литературные дарования материально, создавали условия для развития литературы в Восточной Сибири.

Слайд 11

Ведущий 1.  Немногие города Сибири могут похвастаться тем, что в них велись городовые летописи. Иркутск – может. Самая ранняя из Иркутских летописей написана неизвестным автором.

Ведущий 2. Купец Василий Алексеевич Кротов зафиксировал в своей летописи события с 1652 года по 1856 год  (за 200 лет).

Ведущий 1.  Пётр Ильич Пежемский в свободное от работы время занимался краеведением, и собирал сведения о завоевании Сибири Ермаком, построении «городов сибирских», дал в «»Панораме Иркутской губернии» географический, гидрографический   и исторический  очерк губернии за 190 лет.

Ведущий 2. Более 1000 листов рукописного текста содержит летопись Н.С. Романова (слайд). Она составлена на основе личных впечатлений, воспоминаний современников и периодической печати 19 – начала 20 века.

Учитель. Знакомясь с этими трудами, вы удивитесь, как много может сделать даже один человек, если он любит родной край и хочет быть для него полезным. Н.С. Романов: « я счастлив сознанием, что ни одна минута не пропала даром, я всё что-нибудь делал, рылся в газетах, книгах, делал выписки».

Слайд 12

Ведущий 1. Декабристы и Сибирь – эта тема знакома по урокам истории. В словах Александра Одоевского (слайд) выражена надежда на то, что добрая память о декабристах сохранится в Сибири надолго. Мемуары о декабристах подтверждают правоту декабристских надежд.

Ведущий 2. Николай Белоголовый, Сергей Черепанов, Леонид Львов, Софья Бибикова и другие современники знали их как своих учителей, добрых знакомых и даже родственников. Их воспоминания – ценные достоверные сведения об этих людях, волею судьбы попадавших в Сибирь и существенно повлиявших на её историю и культуру.
Слайд 13

Учитель. Раздел 3 –  самый большой в программе –  вы познакомитесь с литературой 20 века. Благодаря исследованиям В.П. Трушкина мы можем погрузиться в бурную атмосферу литературного процесса первой трети 20 века.

Слайд 14
Слайд 15

Ведущий 1.  «Пороховая память» – урок о творчестве поэтов Д. Алтаузена, И. Уткина, М. Рыбакова и др. Они не вернулись с войны. Их творчество для нас сегодня – как журавлиный крик , прощальное напоминание о войне.

Чтецы: Стихотворения Д.Алтаузена «Родина смотрела на меня». Иосиф Уткин «Я видел девочку…»

Слайд 16

Ведущий 2. Участником Великой Отечественной войны, военным корреспондентом был   И.И. Молчанов-Сибирский.  Его имя уже сорок лет носит Иркутская областная библиотека. Его жизнь, яркая и неповторимая, не была долгой: война оставила страшную отметину – два инфаркта, но и после них были 13 лет активной деятельности. Он страстно любил родной край. В его лучших стихах мотивы народных песен, речитатив частушек и лаконизм поговорок.

Светочке

Вот  война  окончится,
Отбушуют  грозы.
На глазах  у  доченьки
Высушу  все  слёзы.

Ласковая  ласточка –
Улыбнись, засмейся,
Песенка  о  доченьке.
В поднебесье  взвейся.

Слайд 17.

Ведущий 1. «Тропою памяти»
Наши  земляки, жители города Усть-Кута, сёл  Усть-Кутского  района  в  годы  войны  самоотверженно  трудились  во  имя  победы. В пьесах «Тропою памяти»  повествуется об  этих  днях. 

Чтецы. Фрагменты по ролям.

Слайд 18.

Ведущий  2. Алексей Зверев. Алексей Васильевич Зверев  – самобытный писатель. Он несколько десятилетий  работал учителем в школе, прошёл войну, был тяжело ранен. На войне же он начал писать. Известность ему принесли романы  «Далеко в стране Иркутской», «Дом в поле». Его любимая тема  – сибирская деревня. Народный характер исследует он в повести «Лыковцы и лыковские гости», а также в произведениях на военную тему: «Раны», «Выздоровление», «Передышка».

Слайд 19.

Учитель. Марк Сергеев. Сибиряк не по происхождению, но по призванию – Марк Сергеев. День вступления на Иркутскую землю он назвал днём своего второго рождения, признаётся в любви к земле, ставшей ему истинной родиной. Здесь ему было суждено раскрыть все свои таланты – поэта, писателя , драматурга, публициста, общественного деятеля. Здесь он нашёл три главных темы своего творчества: Сибирь, Пушкин, Декабристы.

Слайд 20

Учитель. Вампилов. Марк Сергеев любил талантливых людей, восхищался ими. Об одном из них он написал эти строки.

По тайге цветёт багул – не герань,
по тайге весёлый гул синих птиц.
Я ступил уже за тайную грань,
Постигаю красоту небылиц.
Птицы синей не поймать в вышине,
Птицы чёрной не сыскать в темноте,
Не грустите, я прошу, обо мне
На последней, на прощальной черте.

Слайд 21

Ведущий 1. Александр Вампилов родился ровно через 100 лет после  смерти Пушкина. И назван был в честь великого поэта. В его блокноте особняком стояла фраза: «Могильная, чёрная темнота воды». Он утонул в Байкале накануне 35-летия. Это был гром среди ясного неба для всех людей, знавших его близко и незнакомых с ним лично – а таких было немало, потому что уже явились на свет «Провинциальные анекдоты», пьесы «Утиная охота», «Дом окнами в поле», «Прощание в июне», «Старший сын».

Слайд 22

Ведущий 2. Вампилов ушёл до обидного рано. Остался вампиловский театр. Остался светлый и тонкий образ автора, радостный и  тёплый, как «Солнце в аистовом гнезде» (так называется один из ранних рассказов Вампилова)

Чтецы.

Ведущий 1. «Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства», – писал В. Распутин.

Слайды 23, 24, 25. В.Распутин.

Учитель. Имя Валентина Распутина уже знакомо вам . Новая встреча откроет вам новые грани  его таланта. Вы узнаете его биографию, познакомитесь с произведениями «Последний срок», «Живи и помни», «Дочь Ивана, мать Ивана», рассказами, публицистическими очерками.

Чтецы.

Учитель. У нас немало талантливых поэтов и , может быть, вы заинтересуетесь и откроете для себя мир сибирской поэзии.

Слайд 26

Чтецы. Р.Филиппов «Пожар в тайге», А.Румянцев «Перелесочки, перелески…», В. Скиф «Россия»

Слайд 27

Ведущий 1. Г. Машкин

«Синее море, белый пароход» – эта повесть принесла большой успех иркутскому прозаику Г. Машкину. Но мы изучим произведения о сибиряках.

Слайд 28

Раздел 4 «Певцы Приленья»

Учитель. Особое внимание мы уделим этому разделу. Замечательного много в восточносибирской литературе, но нам, марковчанам, тоже есть, чем гордиться.
Наша земля взрастила учёных, художников, общественных деятелей  – всех не перечесть. На берегах Лены выросло большое количество талантливых людей. Но настоящими открытиями для вас станут имена людей, с которыми вы познакомитесь в этом разделе.

Слайд 29.

Ведущий 1. Открывает галерею поэт Анатолий Горбунов. Он родился и вырос в Киренском районе. В его стихах всё то, что близко  и нам.

Чтецы «Навсегда родное», «Ива», «Сельское утро»

Слайд 30

Ведущий 2. Поликарп Глебович Марков – наш сибирский Есенин. В своих стихах он воспевает красоту таёжных деревень Глухово и Марково, тоскует по ушедшему:

Нету в мире мне дороже
Стороны сибирской нашей,
Буду странником суровым,
Прошагаю вниз по Лене,
По хребтам, борам кедровым
И усну в душистом сене.
А потом поем морошки,
Сладкой, нежной и душистой…
С грустью вдаль гляжу в окошко,
В профиль улиц голосистых.

После войны он переехал в Киев, стал профессором. Опубликовал больше 400литературных произведений, самые известные из них – романы «Рыжие дьяволы»,  стихотворения в 4-х книгах «Гроздья любви», «Память сердца» и другие.

Чтецы. «Ледоход», «Сторона моя родная»

Слайд 31

Ведущий 1. А.П. Марков.
В его  автобиографической книге  «Как это было» мы найдём доверительный рассказ о наиболее важных событиях из истории страны, о его жизни в родном селе Марково и непростом пути. Он стал дипломатом, 55 лет изучал Японию, имеет научные степени, награды. А начиналось всё здесь…

Чтецы. «Отрывок»

Слайд 32

Учитель.  Итогом нашей работы станет конференция – вы сможете проявить свои творческие способности, подготовить рефераты, доклады по изученным темам и не только.

Чтец. П.Г. Марков «Сибирская Русь»