Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток

Разделы: Начальная школа


Продолжительность урока: 40 мин.

Класс: 1-й класс.

Тип урока: урок закрепление изученного материала.

Метод обучения: словесный, наглядный, практический.

Средства обучения: мультимедийный проектор, презентация, экран, ноутбук.

Авторские комментарии: данный урок проводится после того, как дети познакомились с правилами сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд. Для закрепления навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток использовала № 2 стр. 72.

Для закрепления плана действий при решении текстовых задач использовала №1 (а) стр.72.

Для закрепления умений находить части и целое и знаний компонентов сложения и вычитания использовала решение уравнений двузначных чисел без перехода через разряд №3 стр.72.

Для формирования пространственных представлений, логического мышления и практических навыков черчения использовала № 7 стр. 73.

Многие задания решаются детьми самостоятельно, а потом проверяются.

Используемая литература:

1) Стихи Юнны Мориц “Попрыгать–поиграть”. Москва. Баласс. 2003.
2) Петерсон Л.Г. Математика 1 класс. Методические рекомендации для учителей. Ювента. М. 2004.

Цели урока:

образовательная: закреплять знания нумерации двузначных чисел, навыки их сложения и вычитания без перехода через разряд, умения решать уравнения и текстовые задачи;

развивающая: формирование вариативности мышления, внимания, памяти, математической речи, умения анализировать и классифицировать, рассуждать по аналогии;

воспитательная: создание благоприятной среды для развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

Оборудование:

  • учебник-тетрадь “Математика 1 класс”. Часть 3 Л.Г. Петерсон.
  • мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

Парадные, нарядные,
Такие ненаглядные
И мальчики, и девочки
Внимательно глядят.
Вам всем учиться хочется?
Урок к нам в гости просится.
Пора его начать!
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.

2. Актуализация знаний

– Какое сегодня число? (23 апреля)

– Что знаете о числе 23? (двузначное, в нём 2д. 3е., соседи 22и 24)

– А я вам хочу сообщить, что это число тем замечательно, что 23 апреля день рождения … (звучит песня Винни-Пуха) Винни-Пуха. (рисунок Винни-Пуха прикалывается на доску)

– Вы знаете, сколько он пригласил гостей, если уменьшить число 10 на 6, то получится? (4) (рисунки героев вывесить на доску)

– А вот когда Винни-Пух заказал праздничный пирог узнаем, если назовём число, в котором 2д. 1е. (21)

– Сумма чисел 10 и 9 – это число, когда именинник отправил приглашения своим гостям. (19)

– Расставьте ответы в порядке возрастания. (4, 19, 21, 23)

– Какое число здесь “лишнее”? Почему? (4, т.к. однозначное)

– Какое число называем двузначным? (которое записывается двумя цифрами, левая показывает единицы, правая – десятки)

– Установите закономерность и продолжите ряд на три числа. (…, 25, 27, 29)

3. Повторение и закрепление пройденного

– Мы встретились с этими числами на прошлом уроке. (Слайд 1)

– Что мы научились делать с двузначными числами? (складывать и вычитать)

– Сегодня продолжим эту тему. А ваши знания помогут Винни-Пуху (слайд 2) справиться с заданиями, которые необходимо выполнить, чтобы его день рождения состоялся, а на пироге зажглись свечи.

– Вспомните, как нужно действовать, если надо сложить и вычесть, и в этом поможет игра.

а) Игра “Оживим” правило (слайд 3):

23+4=
23+40=

(Мальчики – десятки, девочки – единицы)

– Какое число получилось? (27, 63)

МОЛОДЦЫ! Зажглась одна свеча!

б) Решение примеров

– Ослик Иа принёс подарок-задание, если Винни-Пух и мы справимся с этим заданием, то загорится ещё одна свеча.

С. 72 № 2 (решение примеров по рядам. Проверка: слайд 5).

– Каким правилом пользовались при решении? (Чтобы сложить двузначные числа, можно к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы. Чтобы вычесть двузначные числа, можно из десятков вычесть десятки, а из единиц – единицы.)

Умницы! Зажглась свеча!

в) Физкультминутка (слайд 6)

– На дне рождении все любят попрыгать–поиграть и Кролик предлагает выполнить упражнения на стихи Юнны Мориц “Попрыгать–поиграть”

Стоит в лесу избушка (дети смыкают руки над головой “домиком”)
А в ней живёт Петрушка, (большой палец правой руки – к носу; большой палец левой руки – к мизинцу правой. Пальцы широко расставлены.)
К нему идёт зверюшка (дети шагают на месте)
Попрыгать–поиграть! (дети подпрыгивают три раза си поворачивают корпус вправо-влево на слово “поиграть”)
Олени, (дети изображают рога)
Носороги, (кулачки к носу)
Медведи из берлоги (дети переваливаются, изображая медведя)
Приходят друг за дружкой (дети шагают на месте)
Попрыгать– поиграть! (повторяются прыжки и повороты корпуса)
Косули и еноты, (руками показывают рога, сгибают руки в локтях, опустив кисти)
Ежи (дети растопыривают пальцы, показывают иголки ежа)
И бегемоты (округлить руки перед собой, изобразить толщину)
Идут после охоты
Попрыгать–поиграть!
Малиновка, (дети машут руками, изображая крылья)
Овсянка,
Живая обезьянка (изображают пляшущую обезьянку)
У всех одно и то же –
Попрыгать – поиграть!

Зажгли свечу!

г) Решение задачи

– Мудрая Сова приготовила следующее задание. Послушайте задачу и подберите схему к ней.

С. 72 № 1(а) (слайд 7)

– Выберите нужную схему к задаче.

– Как решить задачу? (Известно, что на дне рождении было 26 зверей и 12 птиц. Надо узнать сколько гостей у Винни– Пуха. Чтобы это узнать, надо части сложить.)

– Запишите решение в тетради. (26 + 12=38(г.)

– Назовите ответ задачи. (Ответ:38 гостей было у Винни-Пуха на дне рождении.

МОЛОДЦЫ! Зажгли свечу!

д) Решение уравнений.

– Пятачок на день рождение принёс подарок – уравнения.

С.72, № 3 (решение).

Проверка (слайд 8)

Зажгли свечу!

е) Построение. Разбивка на равные частию С. 73, №7.

Проверка (слайд 9)

Зажгли свечу!

4. Итог

– Расположите числа в порядке возрастания и почитайте запись.

Доска:

10 90 60 40 20 50 70 80 30 100
С Пух ни рож дн де я Винни- ём !

(Слайд 10)

Зажгли свечу!

– На день рождения Винни-Пуха подарим и мы свои подарки цветы и шары. (слайд 11)

Если (слайд 12):

Я научился и могу помочь другим.
Я научился, но мне ещё нужна помощь.
Мне было трудно на уроке

– Всем большое спасибо за урок! Винни-Пух отметил свой день рождения с настоящими друзьями.

Презентация