Игровая программа "В оленеводы б я пошел, пусть меня научат"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: обобщить и расширить знания детей в традиционном занятии ненцев-оленеводстве.

Задачи:

  • развивать наблюдательность, внимание, интерес детей к профессии "Оленевод";
  • воспитывать любовь к родному краю;
  • способствовать эмоциональной разгрузке детей;
  • развивать ловкость, выносливость, смелость.

Оборудование: шаблон (название мероприятия); рисунки детей с изображением оленьих рог и клейма-пидтема; две корзины по 10 кубиков; две веревки длиной в 10метров; палка длиной 0,5метров и опорная доска для ног; нарты 3 шт.

Ход мероприятия

Ведущий. Добрый день, ребята и уважаемые гости! Сегодня мы проведем игровую программу "В оленеводы я б пошел, пусть меня научат".

В условиях непрерывного научно-технологического прогресса, в век нана технологий, неизменной и востребованной остается профессия "Оленевод".

Сегодня современные условия диктуют, что Оленевод - это профессия, потому что в настоящее время происходит отрыв молодого подрастающего поколения от традиционного уклада жизни.

В 1998 году Государственной Думой Ямало-Ненецкого Автономного Округа принят закон "Об оленеводстве", направленный на создание условий для эффективной хозяйственной деятельности и сохранение традиционного уклада жизни и культуры.

Закон "Об оленеводстве" реализуется через научные исследования в области оленеводства, проведение мероприятий по сохранению культуры, изготовление национальной одежды, транспортных средств-нарт, упряжи, хорея, издание учебников, подготовка кадров для оленеводства, социальная защита оленеводов.

При обсуждении закона "Об оленеводстве" в Совете Федерации было признано, что оленеводство - это образ жизни коренных малочисленных народов Севера.

Испокон веков оленеводство составляло основу благосостояния ненцев, оно являлось ведущей отраслью хозяйства - "Сэв, хуна,, мана нарханда ты" - насколько охватывает глаз - везде олени; " Техе вада тэда - толовада техэ" - оленей у него столько, что не сосчитать" - так говорили, желая подчеркнуть состоятельность ненца-оленевода.

В мире насчитывается более 40000 профессии, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо менют свое название, прикидываясь современными, но профессия "Оленевод", которой нигде и никогда не обучали, остается востребованной по сей день.

Ведущий. Сейчас ко мне выйдут ребята, желающие принять участие в нашей игровой программе.

Команды должны выбрать себе командира, придумать название команды и девиз, слова, которой будут связаны с тундрой.

Ведущий. Пока команды готовятся к состязаниям, я хочу пообщаться с болельщиками: Ребята, я прочитаю отрывок из поэмы Л. Лапцуя "Едейко" и вы ответите мне, о ком пишет поэт в этом четверостишье:

В ночь беззвездную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?
(Олень-передовой)

Для чего человеку в тундре нужен олень?

(Олень для тундровика является смыслом всей его жизни. В него он вкладывает всю свою душу, лелеет как дитя, сторожит его день и ночь. Но и олень в свою очередь служит верой правдой своему хозяину. Олень служит средством передвижения, также служит одеждой и пищей).

  • Чем питается олень? (Зимой - ягелем, а летом - мхом, грибами, лишайниками, травами)
  • Когда у оленей отпадают рога? (Весной)
  • Когда олени линяют? (В конце мая, в начале июня)
  • Когда у оленей появляются оленята? (В апреле, мае, а поздние - в июне)

- Молодцы, ребята! Вы ответили на все вопросы, - это говорит о том, что вы любите своих оленей и много знаете о них.

Ведущий. А сейчас, мы послушаем, что для нас приготовили команды.

Командиры выходят вперед представляют себя и свою команду, озвучивают девиз.

1 команда - "Тундровичок"

Девиз:

"Тундра, я тебя и на мгновение не могу представить без оленей!"

2 команда - "Ямальцы"

Девиз:

"Эх, оленья сторона,
Сопки да равнины.
Отовсюду мне видна
Ныдинская тундра

Ведущий. Молодцы! Команды готовы. Наша игровая программа начинается! Болельщики болеют за свои команды. Жюри строго оценивает ответы наших команд.

1 тур - Викторина: "Мой край - Ямал!"

- Вопросы задаются каждой команде по очереди. Ответ должен быть кратен. Отвечаем быстро, если команда не может ответить на вопрос, то вопрос переходит другой команде, за правильный ответ - 1 балл.

Воспитанник.

1 вопрос команде "Тундровичок" - Назовите столицу нашего округа? (Салехард)

2 вопрос команде "Ямалец" - Древнее название г. Салехард? (Обдорск)

3 вопрос - Как переводится название нашего края Ямал? (Край земли)

4 вопрос какие реки протекают на территории нашего края? (Обь, Пур, Надым, Таз)

5 вопрос - Как называется жилище ненцев? (Чум)

6 вопрос - Как называется шест, которым погоняют оленей? (Хорей)

7 вопрос - Как называется веревка, которой ловят оленей? (Аркан)

8 вопрос - Чем украшают одежду в тундре? (Орнаментом)

9 вопрос - Что означает выражение "Куропачий чум"? (Спать в снегу, переждать пургу в сугробе)

10 вопрос - В какое море впадает река Обь? (Карское море)

Ведущий. Молодцы, ребята! Команды справились с заданием.

2 тур: Развитие навыков формирования: "Я из тысячи оленей своего узнаю".

В этом задании мы будем развивать навыки формирования - это значит, ответ должен быть полным, объемным.

Мне, человеку, живущему в поселке, все олени кажутся одинаковыми, как же вы умеете отличать их друг от друга?

- Сейчас, внимание, все слушаем первый вопросы команде "Тундровичок":

Воспитанник:

По каким знакам можно отличать оленей друг от друга? (У каждой семьи оленевода есть свое клеймо, особые отметины на оленях, по-ненецки - пидтемя. Эти отметины делают на боку на шкуре оленя, на боку или же на ушах.

Как давно ненцы начали клеймить своих оленей? (Клеймо - пидтемя, стали делать давно, когда человек сумел приручить диких оленей и у каждой семьи появились свои олени. Клеймо передавалось по наследству.

Теперь, когда мы знаем как различают оленей (по семьям, по роду), но а как же вы отмечаете своих личных оленей? Ведь в стаде их так много. Что помогает вам отличить их друг от друга? (Оленей отличают по рогам, по окраске, по размерам).

А как вы различаете оленей по рогам?

Ведущий: Ребята, перед вами рисунки наших ребят с изображением оленей с рогами разного вида, сейчас я буду называть названия рог, а вы будете подходить и показывать нам те рога, которые я называю.

- нирдсяда

- лехосей

- талвей

- ламбей

- малк

- матюй

- ваенгуй

- Молодцы! Команда "Тундровичок"!

Ведущий: А сейчас, вопросы команде "Ямальцы"

Воспитанник:

Для чего оленю нужны рога? (Рога оленю служат для защиты от хищных зверей, также когда они между собой выясняют отношения - кто сильнее, кому быть вожаком в стаде?)

А для чего человеку нужны рога оленя? Вы видели как в тундре происходит сбор оленьих пантов в июне-июле? (Оленьи рога-панты собирают в тундре в июне-июле. Из них делают лекарственные препараты.

А что делают из сухих рогов оленя? (С давних пор ненцы использовали сухие рога оленя при изготовлении застежек для упряжи - пясик, для украшения мужских поясов ни,, иня и ножен для ножа - хар, се . Также в настоящее время из них изготавливают различные сувениры.

Ведущий:Ребята, послушайте и скажите, про кого это написал поэт Л. Лапцуй

Посмотри, какой он рябенький
И задиристый на вид.
Хоть качаясь, но стоит!? Кто это?
(Олененок)

В какое время года появляются оленята? (Весной, в апреле-мае, поздние в июне)

Ведущий: Ребята, а каких телят вы берете себе для авки - здоровенького или того, который нуждается в заботе и уходе за ним, ведь оленят ждет много разных испытаний - могут заболеть, остаться без мамы, повредить ножку. Или же мама откажется от него и останется такой между кочек в тундре и никто его просто не заметит и посчастливится тому олененку, которого пастух вовремя найдет и заберет себе в чум для своего сына или дочери авкой.

Где будет жить авка? (В нежилой части чума пелей, няна)

Чем будете кормить авку? (Ягелем, травой. Пока авка приручается он будет находиться на привязи и корм для него будем собирать. Также будем кормить хлебом, супом, ухой).

Ведущий: А сейчас, каждая команда назовет как можно больше кличек для авки?

- Команда "Тундровичок" -

- Команда "Ямальцы" -

Молодцы! Вот мы преодолели второй, самый сложный тур!

Ведущий: Переходим к третьему туру - он полностью посвящается спортивным играм.

- Игра сопровождает человека всю жизнь. У каждого народа есть свои традиционные игры и для коренных жителей Крайнего Севера состязания и физические упражнения являются неотъемлемой частью их духовной культуры.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Ненецкие подвижные игры направлены на воспитание в детях жизнестойкости, мужественности, приспособленности к суровым условиям обитания.

- Ребята, начинаем наши соревнования!

1. Что должен уметь делать каждый оленевод? (Ловить арканом оленей)

- Наша первая игра называется "Лучший бросок" - развиваем глазомер и пространственную ориентацию, начали: Молодцы! (игроки кидают аркан на шест)

2. Вторая игра "Состязание в силе" - оленевод должен быть физически сильным, выносливым, ловким - правила игры: Два игрока, из разных команд берут в руки палку и опорную доску для ног. Каждый игрок тянет палку в свою сторону, побеждает тот, кто перетянет в свою сторону соперника.

3. В тундре, где оленеводу в поисках заблудившихся оленей приходится проходить большие расстояния пешком через болота по кочкам, также важны сила, ловкость, выносливость. И наше следующее состязание называется "Прыжки через нарты" - игрок должен сделать как можно больше прыжков через нарты.

4. Оленеводу свойственно также владеть навыками охотника - метко стрелять.

В тундре, кроме оленей можно встретить и зверей, таких как медведь, волк, рысь, которые могут напасть, нанести вред оленю. Пастуху приходится защищать и охранять оленей от хищных зверей. И тогда на помощь пастуху приходит его ружье, его навыки меткого стрелка.

Начинаем игру "Попади в цель" - по очереди игроки команд кидают в корзинки по 5 кубиков каждый. Побеждает та команда, которая забросит больше кубиков в корзину.

Ребята, какой самый любимый праздник оленеводов? (День Оленевода)

Следующая заключительная игра "Гонки на оленях" - два игрока команды берут друг друга за руки, скрещивая их, садят одного игрока на свои руки; игрок, который на руках берет поводья и арканит двух следующих игроков команды - они олени. Затем ведущий дает команду "Марш" и две упряжки бегут до финиша и обратно со всех сил, побеждает та команда, которая первой вернется обратно на место.

Ведущий: Ну, вот и подошла к концу наша игровая программа, в которой соревновались две команды. Мы с вами увидели, насколько они подготовлены, чтобы в будущем стать оленеводами. И конечно в наших играх победила Дружба.

- Ребята, наше мероприятие мне хочется закончить строками из стихотворения Л. Лапцуя:

"Олень" - он в тундре живет с незапямятных пор,
И Север представить нельзя без оленя.
Олень, он тундры пятнистый ковер:
Ее вдохновение
Ее откровение:!
Жюри подводит итоги.
Вручаются призы.