Урок русского языка по теме "Простое и сложное предложения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучающая: систематизировать знания о простых и сложных предложениях, умение делить сложное предложение на простые, продолжить работу по разбору предложений по членам предложения.
  • Развивающая: развивать внимание, речь, память, воображение.
  • Умение работать в парах, самостоятельно, сравнивать, обобщать, контролировать себя и товарищей.
  • Валеологические: следить за осанкой учащихся, проведение физминуток.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Под музыку А. Вивальди "Времена года. Весна", учитель читает отрывок из стихотворения И. Никитина.

На доске:

Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

- О чём это стихотворение?

- По каким признакам определили, что весна?

- Как понять "караваном летят"?

2. Повторение.

- Найти какие орфограммы встретились и доказать?

- Какое это предложение, почему?

- Как на письме выделяют простые предложения в сложных?

Сегодня продолжим работу над сложными предложениями.

Запись отрывка из стихотворения по памяти. Взаимопроверка.

Итог:

- Как отличить сложное предложение от простого предложения?

- Когда ставятся запятые в предложениях?

Физминутка: "Кулак, ребро, ладонь" (увеличивая темп)

3. Словарная работа.

Отгадать кроссворд, записывая слова в тетрадь, учитель на доске.

1. Месяц, за которым наступает весна. (февраль)

2. Животное, которое спит всю зиму и просыпается с приходом весны. (медведь)

3. Появляется под крышами в конце февраля на солнечных местах. (сосулька)

4. "Летит скворец - весны:" (гонец)

5. Первый признак весны. (капель)

Какое ключевое слово получилось? (весна)

Поставить ударение и подчеркнуть безударный гласный? Какое слово "лишнее"?

Творческая работа: На тему весна, используя отгаданные слова составить простые и сложные предложения. Выберите сами, какое вы будите составлять предложение, доказать, подчёркивая основу предложения. Для проверки работают на переносной доске на оценку 2 ученика (1 - составляет сложное предложение, 2 - простое предложение).

Итог:

- Как отличить сложное предложение от простого предложения?

- Когда ставятся запятые в предложениях?

Физминутка: гимнастика для глаз.

4. Закрепление пройденного материала.

Работа в парах: на партах текст "Весенний календарь"

У нас весна длится три месяца. Хорошо, если ты шагаешь вместе с ней, смотришь, думаешь, запоминаешь. Весенние изменения следует в строгом порядке. Никогда стриж не прилетит раньше жаворонка, а ландыш не зацветёт раньше подснежника. Ландыш и жаворонок не читают календаря, но каждая птица и растение знают свой месяц и даже число. В апреле звенят одни песни, в мае раздаются другие.

Просыпается медведь, вышли из нор барсук и ёж. А о чём рассказывает журавлиная стая? О том, что сквозь дожди и туманы возвращаются птицы в родные края.

- Прочитать и ответить, что нового для себя узнали?

- Подумайте на какие группы можно разделить предложения?

Прочитать простые предложения и доказать (1 группа), прочитать сложные предложения и доказать (2 группа).

  • 1 - вариант: списывает простые предложения,
  • 2 - вариант: списывает сложные предложения.

Сильные ученики 1 группу предложений делят на 2 группы: простые предложения с однородными членами предложений и простые предложения без однородных членов предложения. (под музыку)

Проверка: прочитать предложения с однородными членами предложений, какие встретились однородные члены?

Дополнительное задание: разобрать предложение: Весенние изменения следуют в строгом порядке.

Итог:

- Как отличить сложное предложение от простого предложения?

- Когда ставятся запятые в предложениях?

5. Рефлексия.

На доске берёзка.

- С наступлением весны, какие происходят весенние изменения на деревьях?

- На столах лежат почки, разверните их, что получится? (листочек)

Приклеивают на верхнюю крону дерева листочки, те ученики - кто понял, как отличить сложное предложение от простого предложения, а ниже - кому ещё тяжело различать сложное предложение от простого предложения.

6. Домашнее задание.

  • 1 вариант - повторить правила по изученной теме, упражнение 389.
  • 2 вариант - на оценку написать мини-сочинение, используя сложные и простые предложения о сегодняшнем уроке.