Разработка урока по теме "Ионная химическая связь". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Когда мы говорим о компетентностном подходе в обучении, то можно рассмотреть знание как комплекс умений действовать в новой ситуации. Значит, необходимо развивать компетентность решения проблем. И на своих уроках мы учим анализировать ситуацию, быстро и четки ставить цели действия, искать средства решения и решать проблему, а затем, анализировать полученный результат. Помочь в этом может метод прогнозирования.

Процесс прогнозирования достаточно актуален в настоящее время. Широка сфера его применения. В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений.

Поэтому предлагаем вашему вниманию алгоритмы двух уроков из курса основной школы, с использованием метода прогнозирования.

Тема урока и его место в системе уроков. Изучаемая тема – “Ионная связь”. Данный урок – это первый урок, где учащиеся знакомятся с химической связью. Предлагаем исследование, что очень важно при прогнозировании механизма образования связи, какие частицы участвуют в образовании связи.

Второй урок в продолжении развития прогностического мышления учащихся предлагаем по теме “Азот”. Этот урок в середине изучения темы “Неметаллы” и прогнозирование свойств вещества на основе строения атома уже знакомый алгоритм действия для ребят, мы закрепляем их умения решать проблемы.

Учащиеся в ходе выполнения заданий, пользовались приемами:

  • осмысление и прогнозирование новых понятий;
  • проводили самостоятельный поиск химической информации с использованием представленного текста;
  • выделяли главное.

Учащиеся показывают заинтересованность в ходе урока; эмоционально реагируют на предположения; всегда сосредоточены и внимательны при прогнозировании и решении проблемной ситуации, выполнения заданий, стремятся по собственному побуждению принять участие в обсуждении, решению вопросов поставленных в ходе урока.

Разработка урока по теме “Ионная химическая связь” – 8-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с химическим понятием “ионная химическая связь через исследование механизма образования ионной химической связи.

Задачи урока:

– повторить строение атома;
– исследовать механизм образования ионной химической связи.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний:

– Атом, какого химического элемента имеет заряд ядра +11

– Записать схему электронного строения атома натрия

– Внешний слой завершен?

– Как добиться завершения заполнения электронного слоя?

– Составить схему отдачи электрона

– Сравнить строение атома и иона натрия

3. Сравнить строение атома и иона инертного газа неона.

4. Определить атом, какого элемента с количеством протонов 17.

– Запишите схему электронного строения атома.

– Слой завершен? Как этого добиться.

– Составить схему завершения электронного слоя хлора.

5. Изучение нового материала.

Ионы соединяются:

Na+ +CI= Na CI

Вводится понятие ИОННАЯ связь.

Предложите между атомами, каких химических элементов может установиться такой вид химической связи.

Пример выполнения задания по алгоритму стр. 96 учебника.

Работа с таблицей №6.

Вводим понятие веществ с немолекулярным строением

6. Закрепление нового материала:

Задание: составить схему образования химической связи между:

1 вариант – натрием и бромом
2 вариант – кальцием и фосфором.

Упражнение в учебнике 6 (а).

Д.з. Параграф 21. Упражнения 1,2 устно. Письменно 3.

Разработка урока по теме “Азот” – 9-й класс

Цель урока: вывести учащихся на прогнозирование химических свойств азота на основе знаний по строению его молекулы.

План урока.

1. Актуализация знаний по нахождению азота в природе (по сравнению с кислородом) созданием проблемной ситуации –

Чем объяснить химическую инертность азота, если этот элемент в ряду ЭО расположен рядом с кислородом?

2. Разрешение проблемной ситуации выходом на знания о строении молекулы, в виде химической связи и механизме её образования

3. Выход на прогноз химических свойств N2 через знание общих химических свойств неметаллов:

1) Взаимодействие с металлами (проявление окислительных свойств)

Спрогнозируйте условия, при которых N2 способен взаимодействовать с металлами, учитывая химическую инертность, исключая с Li (необходимо нагревание) добавить – высокое

С каким веществом N2 может проявлять окислительные свойства? (Ответ: с H2)

2) Спрогнозируйте условия, при которых N2 может реагировать с Н2 (Ответ: нагревание)

При t = 250C’ NН3 разлагается на N2 и Н2 таким образом реакция обратима

А нам необходимо сохранить полученный аммиак. Подумайте, при каких ещё дополнительных условиях можно сохранить молекулы NН3 при t выше 250C' (ответ: р ) (межпредметная связь с физикой)

А ещё добавить катализаторы(н-р, Fe)

Исходя из возможных C.О. азота, предположите, какими ещё свойствами он может обладать.

(На доске выписать все возможные cтепени окисления азота)

Какое вещество вы предложите в качестве окислителя? (ответ: с более высокой Э.О. , н-р О2 )

Предложить вспомнить об инертности N2 и необходимых условиях (тем-ра электрического заряда в атмосфере)

Вывод: 1. в чем сходство и различие хим. свойств N2 по сравнению с другими неметаллами (причина различий)?

Д.з. объяснить все записанные на уроке реакции с точки зрения ОВР, параграф № 24, упр. 1-3, спрогнозируйте свойства оксидов азота.