Жизнь и творчество Исаака Ильича Левитана

Разделы: МХК и ИЗО


Невозможно обучить ребёнка чему-либо, не разбудив в нём чувств и эмоций. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, мира окружающих его предметов и явлений. От эмоционального настроя детей зависит качество проводимого урока, поэтому урок, посвящённый творчеству И.И.Левитана, начинается и заканчивается музыкальной экскурсией. В качестве музыкального сопровождения использована Инструментальная тема Микаэла Таривердиева, которая, на мой взгляд, наиболее точно соответствует настроению картин художника, атмосфере тихой грусти. Чтобы придать уроку цикличность, музыкальную экскурсия и эпиграф в конце урока были повторены. Начавшись с них, урок ими был завершён.

Тема урока, посвящённого творчеству художника, опасна возможностью перегрузить внимание детей большим количеством зрительных образов. Поэтому были выбраны для анализа картины, характеризующие определённую линию в творчестве художника: «У омута» - мистическое, завораживающее воздействие природы на человека; «Над вечным покоем» - философская тема в творчестве, тема жизни, одиночества, смерти; «Владимирка» - исторический пейзаж; «Весна. Большая вода» - цикл жизнеутверждающих картин.

Наиболее продуктивным для достижения цели данного урока я посчитала объяснительно-иллюстративный метод и фронтальную форму познавательной деятельности, так как необходимо прямое идейно-эмоциональное воздействие учителя на всех учащихся класса, которое должно пробуждать у них ответные мысли, чувства, переживания.

По типу – это урок усвоения новых знаний учащихся. В данном уроке доминирующее положение по времени и объёму занимает этап усвоения новых знаний. Этот этап включает изучение биографии художника, параллелей его творчества и творчества А.П.Чехова, анализ картин. Организационный этап и этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний обслуживают главный этап урока. Они создают благоприятную эмоциональную атмосферу восприятия.

На уроке искусства меня интересует прежде всего духовная деятельность ученика. Если он увидел, что мир красив, полон красок, стоит только рассмотреть его внимательнее, то урок искусства достиг своей цели.

Цель урока.

  • Познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана; показать схожесть мироощущения Левитана и Чехова; продолжить обучать описанию живописных полотен; продолжить формировать навык поиска и отбора информации в источниках различного типа.
  • Развивать чувства, эмоции, восприятие учащихся (функция активный слушатель); развивать речь через описание живописных полотен, высказывания о них собственного суждения.
  • Воспитание художественно-эстетического вкуса; формирование патриотических качеств личности.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, репродукции картины Левитана «Март».

Оформление доски: тема урока, эпиграф

«Божественное нечто разлито во всём, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддаётся разуму, анализу, а ПОСТИГАЕТСЯ ЛЮБОВЬЮ».

Ход урока.

Организационный момент.

Слово учителя:

Сегодня мы вновь окунёмся в мир живописи. Прежде чем мы перейдём к изучению темы урока, давайте вспомним:

- как называется жанр живописи, где изображается природа? (Это пейзаж).

- один из лучших пейзажей какого художника называется «Золотая осень»? (Исаак Левитан).

Сегодня мы будем говорить о жизни и творчестве великого художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана.

Мне будут помогать ученики, получившие задание на прошлом уроке.

О своих ощущениях природы он говорил так: зачитать эпиграф.

Музыкальная экскурсия. Приложение 1.

Учитель:

Однажды Саврасов, учитель Левитана, сказал: «Ты – художник! Понимаешь ли, что это значит? Работай, Левитан Исаак, работай вовсю, прислушивайся к тому, что тебе душа говорит».

- А как жил Исаак Левитан?

Биографию художника рассказывает один из учащихся.

Выступление учащегося:

Исаак Ильич Левитан родился 18 августа 1860 года в интеллигентной еврейской семье. В семье царила благоприятная для духовного развития детей атмосфера любви и домашнего тепла. После переезда в Москву семья жила очень бедно, но родители всё же учили детей в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Левитан много голодал, испытал всю горечь бедности и унижений. Это негативно сказалось на его здоровье. А в 1879 году его вообще выселили, как еврея, из Москвы. Всё лето художник провёл в подмосковной деревне Салтыковке. Полуголодный, в выцветшей грязной рубахе, дырявых штанах и опорках на босых ногах, он прятался от дачной публики и самозабвенно трудился над этюдами. Его дарование, опекаемое замечательными педагогами Саврасовым и Поленовым, росло и крепло с каждым годом.

Миновали тяжёлые дни – работы стали охотно приобретать любители живописи. Павел Третьяков после приобретения картины «Осенний день. Сокольники» не выпускал Левитана из своего поля зрения. Дальнейшие его картины выдвинули его в число лучших русских художников, а с появлением на передвижных выставках полотен «Тихая обитель», «У омута», «Владимирка», «Над вечным покоем» Исаак Левитан стал крупнейшим пейзажистом в русском искусстве второй половины 19 века.

Учитель:

Левитан был очень дружен с А.П.Чеховым. Их «соотносят» по линии «грусти», которыми наполнено их творчество.

Взаимное влияние творчества Чехова и Левитана – несомненно. Задворки деревушки, группа кустов у ручья, две барки у берега широкой реки или группа пожелтевших осенних берёз, - всё превращалось под его кистью в картины и, смотря на них, мы чувствовали, что это мы видели всегда, но как-то не замечали. У Чехова природа всегда сопровождала развитие внутреннего мира человека. Она дана лишь в связи с человеческим ощущением через настроение героя, как деталь его внутреннего мира.

Послушайте описание сада в рассказе «Невеста»: «В саду было тихо, прохладно, и тёмные, покойные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, должно быть за городом, кричали лягушки. Чувствовался май, милый май! Дышалося глубоко и хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая, недоступная пониманию слабого, грешного человека. И хотелось почему-то плакать».

Таким же глубоким проникновенным поэтом родной природы, замечательным певцом её красоты явился и художник И.И.Левитан.

«Нужно брать самое простое, самое обычное и в нём находить красоту», - любил говорить Левитан.

Описание картины «У омута». Делает один из учеников. Картина показана на экране.

Выступление учащегося:

Однажды художник отдыхал у помещиков Панафидиных в Тверской губернии. Однажды, бродя по окрестностям, он встретил поразивший его мотив. Какая-то тайна словно окружала это мрачное и влекущее «гиблое» место, которое он запечатлел в картине «У омута». Вечерняя дымка, обволакивая цепляющиеся друг за друга кусты, окружающие омут, сумрачные тона неба создают настроение тревожной настороженности, точно предвещают несчастье. Всё замерло в недоброй тишине. Спокойно лежат брёвна плотины, не шелохнётся поверхность омута, пустынна тропинка, уходящая в темноту кустов. Художник создаёт впечатление притаившейся, будто подстерегающей свою жертву природы. Во всём ощущается чувство опасности, которой чреват неверный шаг по скользким позеленевшим брёвнам. Испытываешь странное чувство, когда человек, оказываясь «у бездны на краю», заглядывая в неё, испытывает тёмное желание броситься в грозящее гибелью пространство.

Учитель:

В 1893-94 г Левитан работал над более масштабной картиной философского цикла – «Над вечным покоем».

Выступление учащегося:

Картину «Над вечным покоем» Левитан написал в лето 1894 года, проведённое под Вышним Волочком. Местность и вообще весь мотив целиком был взят с натуры во время одной из поездок верхом. Только церковь… Левитан заменил уютной церквушкой из Плёса. Эта картина большого философского содержания. Картина строится подобно музыкальному произведению. Линиям спускающегося косогора вторят очертания уходящих вдаль берегов и затем ещё раз повторяются в тёмной завесе туч. Оторвавшись от берега, точно тихо плывёт островок; лёгкой полоской скользит перед тучами облачко. Всё притихло в гнетущей жуткой тишине. Тучи надвигаются на сиротливо стоящую церквушку, на могильные кресты. В этой картине Левитан выразил взаимоотношение природы и человека. Это размышление о соотношении в большом, бесконечном мире начал света и тьмы, холода и тепла, вечности и смерти.

Учитель:

В чеховской «Степи» есть отрывок, очень близкий к картине по своему мироощущению: «Когда долго, не отрывая глаз, смотришь на глубокое небо, то почему-то мысли и душа сливаются в сознании одиночества. Начинаешь чувствовать себя непоправимо одиноким, и всё то, что считал раньше близким и родным, становится бесконечно далёким и не имеющем цены. Звёзды, глядящие с неба уже тысячи лет, само необъятное небо и мгла, равнодушные к короткой жизни человека; когда остаёшься с ними с глазу на глаз и стараешься постигнуть их смысл, гнетут душу своим молчанием; приходит на мысль то одиночество, которое ждёт каждого из нас в могиле, и сущность жизни представляется отчаянной, ужасной».

Вопрос:

-Каковы ваши ощущения от картины?

Дети делятся впечатлениями.

Учитель:

Написанная с замечательным живописным мастерством «Владимирка» (1892) до сих пор является выдающимся непревзойдённым образцом русского исторического пейзажа, давая глубокий образ угнетённой России.

Выступление учащегося:

«Однажды, - рассказывает художница Кувшинникова, - возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинная полоса дороги убегала среди перелеска в синеву дали. Вдали виднелись две фигуры богомолок. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога. «Постойте. Да ведь это Владимирка, по которой когда-то, звеня кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда». Заговорили о том, какие тяжёлые картины развёртывались на этой дороге, как много скорбного передумано здесь.

«Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль,
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль…»

Исаак Ильич достал карандаш и из-за отсутствия бумаги на носовом платке сделал набросок будущего этюда к картине».

Хмурое небо нависло над дорогой, холодный ветер гонит низко несущиеся дождевые облака. Крошечная фигурка медленно идущей старухи-богомолки ещё более подчёркивает пустынность и печальную тишину пейзажа. Пейзаж выдержан в серовато-лиловой тональности, подчиняющей себе и хмурое, дождливое небо, и поблёкшую буро-зелёную траву равнины.

Учитель:

В последние годы жизни художник пишет ряд бодрых, жизнерадостных картин, таких как «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода». Это гимн торжествующей жизни.

Описание картины «Весна. Большая вода» даёт любой ученик по желанию.

Учитель:

В 1896 г – 97 г стали для Левитана печальным жизненным рубежом. В 1896 году после перенесённого тифа усилились симптомы болезни сердца. «Художник Левитан, по-видимому, скоро умрёт, у него расширение аорты». Эти страшные записи появляются в письмах тоже уже больного Чехова.

«Уборка сена» (1900) – последний холст, к которому прикасался своей кистью Левитан. В картине чувствуется «страстная жажда жизни». В то же время вспоминается, что гроза всегда была символом бедствия, а сенокос, коса – атрибутом смерти.

Весной 1900 года художник простудился на даче и скончался.

Исаак Ильич Левитан любил огромную равнину русскую, длинные её дороги, большую воду, весенние ручьи, яркие и резкие осенние краски, пески и нескончаемые волжские дали, небо над ними. Левитан любил родину. Всё скромное, милое, великое и простое в ней. Всё это окружает и нас с вами и «постигается любовью».

Учащимся повторно показывается музыкальная экскурсия. Приложение 1.

Итог:сегодня на уроке мы совершили путешествие в мир творчества великого пейзажиста И.И.Левитана, погрузились в мир его картин, в мир его красок, в мир его взаимоотношений с писателем А.П.Чеховым.

Домашнее задание: описать картину Левитана «Март», обратив внимание на одну из деталей – раскрытую дверь.