Доработка конструкционных особенностей плашки для лова горностая

Разделы: Технология


Цели урока:

  • познакомить с особенностями конструкции плашки для лова горностая, найти доступный способ изготовления пружины собственной конструкции, продолжать формировать умения в составлении конструкторско-технологической документации;
  • развивать творческое мышление, конструкторские способности;
  • воспитывать трудовые, эстетические, патриотические качества личности.

Оборудование: плашка на горностая, измерительные и чертёжные инструменты.

Ход урока

Организационный момент.

Ознакомление учащихся с темой и целью урока.

Повторение пройденного материала.

Вопросы учителя:

Что такое плашка и на кого она выставляется? (деревянная ловушка на горностая).

К какому виду ловушек она относится? (деревянные самоловы)

Какие преимущества и недостатки плашек вы знаете? (преимущества: хорошая удерживающая способность, не портит шкуру животного; недостатки: громоздкие размеры, так как необходима тяжёлая давящая часть - давок).

Изложение программного материала.

Слово учителя.

Деревянные ловушки обычно громоздкие, но есть исключение. Рассмотрите внимательно представленную плашку. Демонстрация рабочей ловушки и рисунка её постановки.

Рисунок 1. Постановка плашки.

Вопрос к детям: почему эта ловушка не громоздкая? (Давок лёгкий). Что позволило сделать такой лёгкий давок? (Наличие давящей пружины).

Рассказ учителя об истории создания этой ловушки.

Примерно в 70-е годы прошлого столетия два молодых охотника, узнав о существовании плашек на соболя и белку, решили сделать подобную ловушку на песца. Все их усилия закончились неудачей: ловушка получилась громоздкой и достойно не работала. Эта ловушка с усовершенствованной конструкцией попала на глаза опытному охотнику Плотникову А.С. ( местному Кулибину ). Он сразу заметил, что с этими изменениями и некоторой доработкой можно создать небольшую, удобную в обращении ловушку не на песца, а на горностая. В процессе работы он столкнулся с проблемой: подобрать недорогой, широко распространённый пружинящий материал. В выборе остановился на автомобильной резине. В результате испытаний у ловушки обнаружился недостаток - замерзала на морозе резина и частично теряла свои пружинящие свойства.

Эту проблему помог решить случай. В это время другой охотник - Байкалов Э.И., ремонтируя капканы, предложил использовать в конструкции плашки пружины от пришедших в негодность капканов, которые имелись в избытке. Вместе они доработали конструкцию, и ловушка стала использоваться в массовом вылове горностая.

В результате удачно были решены две проблемы: создана удачная ловушка и использованы части неисправных капканов.

Ставлю проблему: для изготовления плашки у нас отсутствуют пружины от капканов. Необходимо подобрать замену капканной пружине, которая не ухудшит уловистости плашки, но будет более доступна в наше время.

Решение проблемы изыскиваем вместе с учениками:

1.Заслушиваем разные предложения и даём им оценку.

2.Останавливаемся на выборе: накрутить из стальной проволоки двойную пружину серповидной формы с дополнительным кольцом. Проволоку берём из отходов, оставшихся после натяжки электролиний.

3. Чертим эскиз новой пружины совместно с учителем.

Рисунок 2. Эскиз пружины для плашки на горностая.

4. Проговариваем этапы изготовления пружины.

№ п/п Последовательность выполнения работы. Инструменты и приспособления.
1 2 3
1. Отмерить заготовку (d4х880мм.), отрезать и выправить её. Линейка, чертилка, зубило, молоток, правильная плита.
2. Разметить заготовку согласно эскизу. Линейка, чертилка.
3. Согнуть заготовку пополам. Тиски, оправка d 10 мм.
4. Закрутить по полтора витка на свободных концах заготовки до угла 300. Тиски, оправка d 30 мм., угломер.
5. Согнуть концы под прямым углом. Тиски, молоток.
6. Проконтролировать размеры и качество. Линейка, угломер, штангенциркуль.

Таблица 1.Технологическая карта. Изготовление пружины для плашки.

Итог урока.

Сегодня на уроке мы познакомились с особенностями конструкции плашки на горностая и внесли свои изменения в конструкцию. На последующих уроках будем заниматься изготовлением плашки с новой пружиной.

Домашнее задание.

Разработать технологическую карту на изготовление пружины. По возможности приготовить материал (проволоку) для изготовления пружины.

Оценивание Активно работающим на уроке ученикам выставляю отметки.

Приложение.