Урок актуализации ранее полученных знаний с элементами подготовки к ЕГЭ

Разделы: Русский язык


Тип урока: Урок актуализации ранее полученных знаний с элементами подготовки к ЕГЭ, с применением современных технологий.

Форма урока: урок-практикум.

Технология: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • Повторить и закрепить знания студентов о правилах расстановки знаков препинания при однородных членах, однородных и неоднородных определениях; повторить знания по орфографии: НЕ с разными частями речи.
  • Стимулировать познавательный интерес студентов к дисциплине "Русский язык" с помощью использования знаний, полученных при изучении темы.
  • Обобщить, повторить и актуализировать изученный материал с элементами подготовки к ЕГЭ, включить его в систему уже имеющих знаний.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления, умению выражать речью результаты мыслительной деятельности, умению обобщать.
  • Способствовать овладению студентами умениями и навыками самостоятельной работы (в том числе исследовательскими).
  • Продолжить развитие познавательного интереса и творческой активности студентов при индивидуальной и групповой работе.

Воспитательные:

  • Прививать студентам познавательный интерес к предметам "Русский язык" и "Культура речи" посредством применения современных технологий.
  • Воспитывать культуру взаимоотношений при работе в группе, развивать способность понимать друг друга.
  • Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, культуре мышления и речи.

Методическая:

  • Показать технологию проведения урока актуализации ранее полученных знаний с элементами подготовки к ЕГЭ, с применением современных технологий.

Обеспечение урока:

  • компьютер;
  • проектор;
  • комплект заданий для выполнения практической работы; дидактический материал для самостоятельной работы;
  • справочники и словари по теме.

Методы и приёмы обучения:

  • методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приёмы: беседа, дискуссия);
  • методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (приемы: наблюдение, демонстрация);
  • методы контроля (приёмы: фронтальный и индивидуальный опрос, практическая, самостоятельная работа);
  • метод стимулирования и мотивации

Принципы обучения: научность, системность, логичность, наглядность.

План урока: (2 слайд)

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и постановка целей урока.
  3. Словарный диктант.
  4. Словарная работа.
  5. Повторение, обобщение и углубление теоретического материала об однородных членах предложения. Анализ предложений.
  6. Обобщение правил пунктуации между однородными членами предложении. Однородные и неоднородные определения.
  7. Объяснение стилистических ошибок и исправление предложений.
  8. Актуализация ранее полученных знаний с элементами подготовки к ЕГЭ.
  9. Тренировочные задания для выполнения практической работы. Дидактический материал для самостоятельной работы. Контроль усвоения знаний.
  10. Домашнее задание.
  11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

а) Приветствие.

б) Определение отсутствующих.

в) Проверка готовности студентов к уроку.

г) Проверка готовности кабинета к уроку.

д) Организация внимания.

2. Сообщение темы и постановка целей урока.

"Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения".

3. Словарный диктант.

Не замечаемые мной ошибки (причаст., зависимое слово в тв. п.); нерастворимый осадок; неизъяснимое счастье; недосолить суп (не в полной мере); не доел винегрет; недоварить кашу; недаром выделили (не без основания); отдал вещь не даром (не бесплатно); непрофессионал (дилетант); поступок неразумен; нехватка продуктов; работа не зачтена; не у кого взять; совсем не законченная стройка.

4. Словарная работа. (3 слайд)

ДИЛЕТАНТ (лат. delectare-услаждать, забавлять) - любитель, занимающийся каким-либо искусством, наукой без специальной подготовки; поверхностно знакомый с чем-либо человек.

5. Повторение, обобщение и углубление теоретического материала об однородных членах предложения.

Анализ предложений. (4, 5, 6, 7, 8 слайды)

Составление схем предложений. Выяснение роли однородных членов в предложении.

1. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно ("Челкаш").

Комментарий учителя: Ряды однородных членов в этом предложении играют роль действительного изобразительного средства: они помогают создать такой портрет Гаврилы, благодаря которому читатель ярко представляет себе этого героя, поэтому писатель останавливается на отдельных деталях внешности, характеризует взгляд однородными обстоятельствами образа действия. В качестве однородных членов в этом предложении выступают прилагательные и полной, и краткой формы, что обычно считается нарушением стилистической нормы, но в художественном произведении это может быть особым художественным приемом.

2. И вот он ходит, ходит повсюду: ("Старуха Изергиль".)

Комментарий учителя: Повторяющиеся слова обозначают длительность действия.

3. Он не понимает ни речи людей, ни их поступков - ничего ("Старуха Изергиль").

Комментарий учителя: Частица ни, выступающая в качестве сочинительного союза, усиливает отрицание, выраженное частицей не.

4. Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой - живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо.

Комментарий учителя: Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложения, то перед ними ставится двоеточие, а после них - тире.

5. Волны бились о берег, и ласково плескались, и тихонько шуршали:(?, и ?, и ?)

Комментарий учителя: Однородные члены предложения обычно выражены словами одной части речи, сходной формы; соединяются вещественно однородные понятия по принципу смежности, сходства или, наоборот, контраста (при попарном соединении однородных членов). Отступления от указанных правил встречаются в художественной литературе как прием стилизации под разнообразные синтаксические конструкции, что мы и увидели в приведенных примерах. М. Горький в своих произведениях использует разнообразные синтаксические конструкции с однородными членами, это позволяет передать динамику, напряженность действия (особенно при бессоюзии), придает речи экспрессивность, помогает создать выразительные художественные образы. (См.: Р о з е н т а л ь Д. Э. Пишите, пожалуйста, грамотно!: Пособие по русскому языку. - М.: Астра, 1994. - С. 202, 288.)

6. Обобщение правил пунктуации между однородными членами предложении. Однородные и неоднородные определения. (9, 10 слайды)

Анализ теоретического материала производится в ходе практической работы по анализу предложений.

1. Толпы ребятишек в синих, красных, белых рубашках стоят на берегу (Горький).

Комментарий учителя: Названы отличительные признаки одинаковых предметов, поэтому определения однородные.

2. Изредка его [ветра] порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер: ("Макар Чудра ".)

Комментарий учителя: Различные признаки одного и того же предмета, характеризующие его с разной стороны, объединяются общим признаком - "увядающие, осенние".

3. Старуха закрыла свинцовые, погасшие глаза.

Комментарий учителя: Художественные определения, создающие выразительный образ, являются однородными.

4. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающимися вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в грустную сеть, пытались остановить людей ("Старуха Изергиль").

Комментарий учителя: Выделенные определения являются однородными, т. к. за одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом.

5. Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок: ("Песня о Соколе".)

Комментарий учителя: Сочетание качественного и относительного прилагательных. Это неоднородные определения.

Вывод: в романтической прозе М. Горького однородные и неоднородные определения создают тропы - эпитеты, обладающие большой выразительностью.

7. Объясните стилистические ошибки и исправьте предложения. (11 слайд)

1. Пить чай с лимоном (с чем?) и с удовольствием (как?). 2. "Рекомендую дамам не выходить без мужа или без дубины" (Горький). 3. "Человек: существо, знакомое с употреблением брюк и дара слова:" (Горький).

Комментарий учителя: В этих предложениях нарушена логическая связь между однородными членами, объединены в качестве однородных неоднородные понятия. М Горький использовал в указанных примерах подобный стилистический прием для создания комического эффекта, пародируя нелогичную речь.

8. Актуализация ранее полученных знаний с элементами подготовки к ЕГЭ ( А 22).

В сильной группе студенты сами должны обобщить и сформулировать правила расстановки знаков препинания при однородных членах предложения, в слабой группе эта работа проводится с помощью преподавателя.

А22. Знаки препинания при однородных членах предложения (12 слайд)

Однородные члены предложения - это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Запятая при однородных членах ставится Запятая при однородных членах не ставится
1. Связь бессоюзная: Смешались в кучу кони, люди. (М. Лермонтов)

2. При наличии противительных союзов (а , но, зато, однако, да=но): Мал золотник, да дорог. (Пословица)

3. При повторяющихся союзах: В те дни, когда мне были новы все впечатленья бытия - и взоры дев, и шум дубровы, и ночью пенье соловья: (А. Пушкин)

4. При двойных союзах, перед второй частью (не только:но и, как: так и, то:то, не то: не то, ни:ни, если не: то, хотя и: но: Он собирал как марки, так и открытки.

1. Перед одиночными соединительными (и, да=и, тоже, также) и разделительными (или, иль, либо) союзами: Добро и зло - все стало тенью. (А. Пушкин)

2. В устойчивых выражениях: Поговорили о том о сем.

3. Между двумя глаголами, образующими единое целое или указывающими на движение и цель: Схожу куплю. Ждет не дождется.

4. Если два однородных члена с союзом и образуют тесно связанную группу, соединенную союзом и с третьим однородным членом: Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам. (Л. Толстой)

5. При разных рядах однородных членов: Мы быстро подбежали и увидели разбросанные цветы и рассыпанные письма.

Пример (13 слайд)

Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую.

1) Наш аул расположен в предгорьях на широком и красивом плато. (Ч. Айтматов)

2) Она слышала то шум поезда то скрип телег.

3) Это путешествие было и приятным и увлекательным и познавательным.

4) Ваши слова красивы и бесполезны.

С помощью преподавателя студенты должны составить алгоритм выполнения тестовых заданий ЕГЭ по пройденному материалу (проблемно-исследовательская технология).

Алгоритм ответа на задание.

Найти однородные члены предложения.

Определить, чем они связаны (соединительный, противительный или разделительный союз; одиночный или двойной союз).

Выбрать нужный вариант ответа.

Рассуждаем по алгоритму.

Во втором предложении двойной союз то:то, перед второй частью которого ставится запятая.

Ответ: 2.

9. Тренировочные задания для выполнения практической работы. Тест ЕГЭ (А 22).

Укажите предложения, в которых ставится одна запятая.

1 вариант.

1) Существующая пропасть делала его одиноким несчастным и слабым. (Л. Андреев)

2) Он почувствовал прикосновение холодной детской руки. (Л.Андреев)

3) Злая ненависть к страшному и непонятному городу поднялась в душе. (Л. Андреев)

4) Но язык лежал во рту громадный и тяжелый. (Л. Андреев)

2 вариант.

1) В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. (А. Куприн)

2) Налетел легкий весенний ветер. (А. Куприн)

3) Она размышляла как о жизни так и о смерти. (А. Куприн)

4) Она плакала и смеялась одновременно. (А. Куприн)

3 вариант.

1) Вы еще спите и почиваете? (Л. Андреев)

2) Вспоминается мне ранняя погожая осень. (И. Бунин)

3) Вода под лозинами стояла прозрачная ледяная и тяжелая. (И. Бунин)

4) На воротах и на санках были выжжены кресты и круги. (И. Бунин)

Дидактический материал для самостоятельной работы.

Тест ЕГЭ (А 22)

Укажите предложения, в которых ставится одна запятая.

1 вариант.

1) Она хорошо разбиралась как в литературе так и в живописи.

2) Переберите все ваше сословие да подумайте о главном. (И. Тургенев)

3) Он приподнялся и хотел возвратиться домой по едва видимой и затерянной тропинке. (И. Тургенев)

4) Княгиня Вера обняла ствол акации и прижалась к нему и заплакала.

2 вариант.

1) На почтительные поклоны быстро расступившейся перед ним вправо и влево толпы он небрежно кивнул головой и ушел. (А. Куприну)

2) Старцев все собирался к Туркиным да было много работы. (А. Чехов)

3) Кругом было светло и зелено. (И. Тургенев)

4) Приеду по весне к вам либо отправлюсь на Кавказ (Батюшков)

10. Домашнее задание. (14 слайд)

Повторить правила обособления определений, правописания безударных окончаний глаголов, упр. 656, 658. ("Русский язык" под редакцией Н. А. Герасименко. Пособие для учебных заведений среднего профессионального образования. - Москва, "Академия", 2008).

11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Мы сегодня хорошо поработали на уроке: повторили, обобщили и углубили теоретический материал об однородных членах предложения; актуализировали правила пунктуации между однородными членами предложении, однородными и неоднородными определениями; объяснили стилистические ошибки и исправили предложения; составили алгоритм выполнения тестовых заданий ЕГЭ по пройденному материалу; выполнили тренировочные тесты и самостоятельную работу, показали личностную значимость своих умений.

Главный результат - это ваше умение применить ранее полученные знания на практике, т.е. вы показали свою компетентность. Конечно, она у всех индивидуальная, но в основном вы со своей задачей справились.

По итогам работы оцениваются следующие студенты (называются студенты, успешно завершившие индивидуальные задания)

Рефлексия.

Ребята, а теперь вы оцените нашу совместную деятельность, настроение и психологический климат, в котором мы работали. Что было самым интересным?

Понравилось ли вам составлять алгоритм и выполнять тестовые задания ЕГЭ?

Спасибо, до свидания.