Урок русского языка по теме "Определение спряжения глаголов с безударным окончанием". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

Обучающие:

  • формировать умение определять спряжение глагола с безударным личным окончанием;
  • познакомить с глаголами – исключениями;

Развивающие:

  • развивать мышление, орфографическую зоркость, умение выделять главное, наблюдать, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся, формировать связную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся; умения прислушиваться к мнению других;
  • формировать интерес к родному языку.

Оборудование: учебник “Русский язык” 4 класс I часть /С.В. Иванов/, рабочая тетрадь “Пишем грамотно”, солнышки настроения, кроссворды “Словарные слова”, рифмовка с глаголами – исключения для каждого учащегося, задания для игры “Исключи лишнее”

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день! Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах солнышки настроения, покажите какое у вас настроение. А вот какое у меня настроение.
Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.
Сегодня мы продолжаем исследовать тему “Глагол”.

II. Минутка чистописания.

– Начнем с минутки чистописания. Красиво, каллиграфически правильно и без ошибок спишите с доски высказывание И.А. Крылова.

Быть сильным хорошо. Быть умным лучше вдвое.

– Найдите и подчеркните в этих предложениях глаголы

III. Словарная работа.

– Сегодня на уроке мы повторим словарные слова с удвоенной буквой С, а какие, вы узнаете, решив кроссворд (на каждую парту раздать по одному кроссворду в печатном варианте).

 

 – Как вы понимаете значение слова шоссе?

– Устно составьте с данным словом предложение.

IV. Систематизация знаний учащихся о глаголе.

– Вспомните, какие глагольные формы вы знаете? (начальная и личная)

– Какого вида бывают глаголы?(совершенного и несовершенного)

– Как определить вид глагола? (поставим вопрос)

– Что называется спряжением? (изменение глагола по лицам и числам)

– Подберите несколько личных форм с ударным окончанием. Определите спряжение.

Идёт, цветёт, шумит, поёт, звенит, журчит (…)

– Возникли ли у вас затруднения? (нет)

– А как определить спряжение глаголов, если личные окончания безударные?

Стро[и]шь, зре[и]шь

V. Формирование новых знаний.

1. Работа с рубрикой “Тайна языка”.

– Давайте приоткроем тайну языка, может она нам поможет понять неизвестное (чтение и разбор рубрики на странице в учебнике)

2. Знакомство с глаголами – исключениями.

– Для лучшего запоминания глаголов – исключений выучим веселую рифмовку.

Ко II же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на – ИТЬ – ,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,
Их на -Е- спрягать нельзя!

– А как еще можно запомнить окончания I и II спряжения? К суффиксам -е– и -и– можно подставить две горизонтальные линии сверху и снизу.

– На что они станут похожи?

Е И

– На римские цифры I и II! В первом спряжении всегда -Е-, во втором – -И-

Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок
Хомка раненько встает,
Щечки моет, лапки трет,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5
Хомка хочет сильным стать.

VI. Тренировочные упражнения.

  1. Работа с алгоритмом определения спряжения. Работа по учебнику с упражнением 2 стр.95.
  2. Игра “Исключи лишнее слово”. Работа по группам.

Пишем, вяжем, стираем, дружим (т.к. это глагол II спряжения, а остальные – I).
Строим, клеим, отвечаем,  говорим, (т.к. это глагол I спр., а остальные – II) .
Молчат, посеют, думают, живут (посеют – будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени).
Читать, делать, лететь, накрыл, петь (т.к. это глагол прошедшего времени)

Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать (все глаголы – исключения, кроме одного).

Ученики в группах обсуждают задание, затем выступают представители от групп.

VII. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 3 стр. 95 (выписать глаголы по группам: с ударными окончаниями, с безударными окончаниями, глаголы – исключения)

Звучишь
Пищат
Хрустят
Кладете
Трясем
Пасут
Думаешь
Знакомишь
Дарят
Жаришь
Дышим
Вертят
Смотришь
Терпят
Держим

VIII. Повторение пройденного материала.

Выборочное письмо (самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой).

– Выпиши глаголы в неопределенной форме. Определи спряжение.

Хорошо ночевать нам в палатке,
Через лес проходить напрямик.
Знать до тонкостей птичьи повадки,
Понимать их весёлый язык.

XI. Итог урока.

– Как определить спряжение глагола?

– Что понравилось на уроке?

– Что было непонятно?

– Какие новые словарные слова вы будете повторять дома?

– Повторим еще раз веселую рифмовку.

– Покажите, какое у вас настроение после завершения урока?

– А вот, мое настроение.

– Как вы оцениваете свою работу? (Словесная оценка работы детей на уроке)

– Домашнее задание: упр. 4, рифмовку наизусть.

– Вы все хорошо работали. Спасибо за урок.