Развитие речи и усвоение коммуникативной функции языка

Разделы: Начальная школа


Отечественный язык есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи и знания, а потом передаём их. Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то …для них гораздо труднее учиться.
К.Д. Ушинский

Важнейшим средством человеческого общения является язык. А вот предназначенность языка быть орудием общения есть ничто иное как, его коммуникативная функция. В реализации этой функции участвует каждый член общества. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства, душевные переживания. Язык даёт возможность людям понять друг друга, организовать совместную работу или общение в различных сферах деятельности. Именно язык обеспечивает существование и развитие человеческого общества.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребёнком определённых ценностей культуры, в том числе, языковой. Следовательно, развитие речи ребёнка, формирование умения общаться – первоочередная задача учителя начальных классов.

Важность этой проблемы заключается еще и в том, что она затрагивает межличностные отношения, в которые вступает школьник. Мы должны готовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться, обладает внутренней культурой.

Как часто мы наблюдаем, как ребёнок затрудняется ответить на поставленный вопрос. И неважно, какой области знаний он касается. «Я думаю то, что…» – говорит ученик, или «потому, что …», хотя в тексте вопроса не было «почему?». И мы, пытаясь помочь сформулировать ответ, начинаем подсказывать ему свои фразы, призывая его ими воспользоваться. В лучшем случае он ими воспользуется, постарается применять их в дальнейшем, в худшем – понимая, что его ответ не устраивает, не захочет отвечать. Задача учителя – научить детей говорить хорошо, ярко, убедительно, правильно выражать свои мысли, вести беседу.

В своей практике я учу детей «следить « за речью, избавляться от языковых средств, которые засоряют и разрушают её чистоту. Безусловно, речь должна быть свободна от:

  • диалектизмов, т.е. слов и других знаков языка, свойственных не общему языку народа, а местным говорам или диалектам;
  • варваризмов, т.е. включаемых в речь безо всякой надобности иноязычных слов и словосочетаний;
  • жаргонизмов, т.е. словесных оборотов, возникающих и применяемых в пределах какой-либо группы;
  • вульгаризмов, т.е. слов и выражений, грубо, вульгарно обозначающих какой-то круг предметов и явлений жизни и унижающих честь и достоинство человека;
  • слов-паразитов (многократное повторение одного и того же слова, каждое из которых само по себе не вызывает никакого осуждения, однако навязчивое повторение таких слов «засоряет» речь). Например, как бы, вот, значит.

Кажется, нет ничего проще, чем разговаривать друг с другом. Но ведь разговаривая, в большинстве случаев люди обмениваются новыми сведениями, знаниями или получают их. Наконец, люди могут просто испытывать радость и удовольствие от общения, если они хорошо понимают друг друга.

Общаясь, мы чаще используем разговорно-бытовой стиль. Ему свойственна большая смысловая ёмкость и красочность. Такое необходимое качество речи, как правильность, в данном случае уходит на второй план.

К разговорному стилю примыкает просторечная лексика. А вот она находится уже за пределами стилей литературного языка. Чаще всего такой лексикой наши ученики пользуются вне урока: на переменах, дома, во время совместных прогулок, игр. Что мы слышим: видак, ящик (телевизор), мобила (мобильный телефон), впаривать, втюхивать (обманывать), грузить (информировать), париться (утруждаться), чел (человек), училка (учительница), круто (хорошо), прикольно (смешно), Некит, Ник (Никита), Ден (Денис), лох (неудачник).

Несомненно, наша задача привести речь обучающихся к литературной норме. Литературная норма – это принятые в обществе образованных людей правила произношения, словоупотребления, использование традиционно сложившихся грамматических, синтаксических и других языковых средств. Задача непростая, ведь зачастую взрослые люди, родители детей также прибегают к разговорно-бытовому стилю.

В нашу речь всё чаще и чаще входят новые слова, появившиеся в результате развития информационно-коммуникационных технологий. Чаще всего именно они подвержены сокращениям («комп» – компьютер). Этому процессу подвергаются и обычные слова («чел» – человек). Иногда мы просто с трудом понимаем друг друга.

Так вот для того, чтобы стремиться к идеалу, нужно чётко знать, что он из себя представляет. Поэтому детям нужно четко объяснить, какие требования предъявляются к правильной речи? Вот критерии литературной речи, которые я объяснила своим ученикам.

Правильность – соответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковым нормам.
Точность – соответствие мыслям говорящего или пишущего
Ясность – доступность пониманию слушающего или читающего.
Логичность – соответствие законам логики, небрежность языка обусловливается нечёткостью мышления.
Простота – безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей» слога.
Богатство – разнообразие используемых языковых средств.
Сжатость – отсутствие лишних слов, ненужных повторений.
Чистота – устранение из неё слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, употребляемых без надобности.
Живость – отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность.
Благозвучие – соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учётом их звуковой стороны.

Для того, чтобы определить, соблюдаются ли указанные выше требования в речи обучающихся, было проведено тестирование. Эти тесты, в свою очередь, являются и рекомендациями по улучшению речи, перечнем советов, как говорить, чтобы быть понятым, и как слушать, чтобы быть услышанным.

Тест 1

Умеешь ли ты правильно выражать свои мысли? Чтобы оценить, насколько характерны для тебя речевые ошибки, насколько ты умеешь «подать информацию», ответь на следующие вопросы:

  1. Когда ты говоришь сам(а), внимательно ли ты следишь за тем, чтобы слушатель правильно тебя понял?
  2. Подбираешь ли ты слова, соответствующие настроению и подготовке слушателя?
  3. Обдумываешь ли ты вопрос, прежде чем его высказать?
  4. Высказываешь ли ты просьбу в достаточно краткой форме?
  5. Если собеседник не задаёт тебе вопросов после того, как ты высказал(а) новую мысль, считаешь ли ты, что он её понял?
  6. Ясно ли ты выражаешься? Следишь ли за тем, чтобы твои высказывания были как можно более определёнными?
  7. Собираешься ли ты с мыслями, прежде чем их высказать, чтобы не говорить бессвязно?
  8. Доброжелательно ли ты реагируешь, когда тебе задают много вопросов?
  9. Предполагаешь ли ты, что знаешь мысли окружающих, или задаёшь вопросы, чтобы выяснить это?
  10. Различаешь ли ты утверждения и мнения?
  11. Усиливаешь ли ты противодействие, противореча аргументам собеседника?
  12. Стараешься ли ты, чтобы твои собеседники во всем с тобой соглашались?
  13. Используешь ли ты жаргон, непонятный слушателям?
  14. Говоришь ли ты ясно, полно, кратко, точно и вежливо?
  15. Следишь ли ты за тем, какое впечатление производят твои слова на слушателя, интересно ли ему?
  16. Делаешь ли ты преднамеренно паузы в своей речи, для того, чтобы собраться с мыслями, обратить внимание на слушателей или дать им возможность обдумать твои предложения, задать вопрос.

Если ты, не задумываясь, ответил(а) «да» на все вопросы, кроме 5, 9, 11-13, можно считать, что тебе присуще умение ясно и кратко излагать свои мысли.

Общение – это всегда двусторонний процесс. Общаясь, мы можем быть в роли говорящего, а можем быть в роли слушающего. Поэтому уместен был второй тест.

Тест 2

Умеешь ли ты слушать собеседника? Для того, чтобы оценить своё умение слушать и воспринимать собеседника, ответь на следующие вопросы:

  1. Ждёшь ли ты нетерпеливо, пока другой человек закончит говорить и даст возможность высказаться тебе?
  2. Спешишь ли ты принять решение до того, как поймёшь проблему?
  3. Слышишь ли ты лишь то, что желаешь услышать?
  4. Не мешают ли тебе слушать эмоции, настроение, эмоции?
  5. Не отвлекаешься ли ты, когда говорят другие?
  6. Не запоминаешь ли ты вместо основных моментов беседы какие-то несущественные?
  7. Не мешают ли тебе слушать предубеждения?
  8. Прекращаешь ли ты слушать, когда встречаешь что-нибудь непонятное, сложное для восприятия?
  9. Занимаешь ли ты негативную позицию, когда слушаешь?
  10. Можешь ли ты притворяться, когда слушаешь?
  11. Ставишь ли ты себя на место говорящего, чтобы понять, что его заставило говорить это?
  12. Принимаешь ли ты в расчёт, что и ты и говорящий можете обсуждать не один и тот же вопрос?
  13. Следишь ли ты за тем, чтобы для тебя и говорящего одни и те же слова могут иметь разный смысл?
  14. Пытаешься ли ты выяснить, действительно ли спор вызван различием точек зрения или разной постановкой вопроса?
  15. Избегаешь ли ты взгляда собеседника, глядя в угол или по сторонам, когда слушаешь другого?
  16. Возникает ли у тебя непреодолимое желание прервать собеседника и вставить своё слово за него или в пику ему, опередить его выводы?

Если на все поставленные вопросы, кроме 11-14, ты уверенно ответил(а) «нет», значит, ты не отгораживаешься от собеседника труднопреодолимым барьером восприятия. Для тех же, кто не столь уверен в своих ответах, этот тест является перечнем советов, как нужно слушать, чтобы слышать.

Анализ тестов показал проблемы, которые необходимо решать – научить детей мыслить, рассуждать. А рассуждать может только тот, кто умеет говорить.

Работа по развитию речи ведётся на каждом уроке. Например, описывая какое-нибудь животное, растение или явление, ученик должен подбирать слова, которые бы сделали характеристику яркой, полной точной. Но всё-таки следует выделить такие предметы, которые, без сомнения, являются основной базой для решения такой важной задачи как формирование правильной речи и развитие её коммуникативной функции. Такими предметами является русский язык и литература. Далее я остановлюсь на приёмах работы по развитию речи на уроках литературного чтения и русского языка.

Ведущим направлением в развитии речи является словарная работа. Слова, которые требуют к себе внимания, делятся на две группы. В первую группу включаются абсолютно новые слова, без понимания которых дети не поймут содержание текста при первом с ним знакомстве. Значение таких слов раскрываются с помощью словаря, сноски. Во вторую группу входят слова, значение которых можно объяснить, привлекая детей. В работе я использую следующие приёмы объяснения новых слов:

  • показ предмета или его изображения;
  • обращение к составу слова (приозёрный);
  • подбор синонимов (чинный – важный);
  • подведение общего под частное и разбивка общего на частное (язь – это рыба семейства карповых);
  • показ с помощью мимики или жеста (бровью повела, смотрит волком).

На уроках литературного чтения после изучения произведения часто встречаются пословицы и поговорки, объясняя смысл которых, дети соотносят их с текстом. Такая работа основана на глубоком понимании текста. Введение в урок сокровищниц русской народной речи и мудрости необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания. Крылатые слова являются «строительным материалом» нашего языка.

Есть очень много приемов работы над художественным произведением, в результате применения которых развивается речь обучающихся. Это такие приёмы как: чтение текста; пересказ; нахождение отрывка к рисунку; ответы на вопросы; чтение и установление, что правда, а что вымысел; нахождение предложений, которые стали поговорками; беседа с сопровождением выборочного чтения; чтение по ролям; нахождение отрывка, предложения, которые надо прочитать весело, печально, с досадой, с осуждением, с возмущением, строго, быстро, медленно, тихо, громко; нахождение и чтение образных выражений.

Нет необходимости говорить, какая серьёзная работа по развитию речи, её коммуникативной функции проводится на каждом уроке русского языка. Остановлюсь на некоторых из них.

Использование фразеологизмов

Дети с большим интересом работают с фразеологическими оборотами. Такая работа крайне необходима, так как это одно из средств повышения культуры речи, расширения словарного запаса и развития речи обучающихся.

Примеры заданий.

Замените данные фразеологические обороты близким по значению глаголом.

  • Задирать нос – …
  • Высасывать из пальца – …

Допишите к крылатым выражениям слова, раскрывающие их смысл.

  • Рукой подать – …
  • Во весь дух – …
  • Спустя рукава – …

Соедините фразеологизмы-синонимы.

Бить баклуши

 

чесать языком

Попасть впросак

 

в ногах валяться

Точить лясы

 

сесть в калошу

Бить челом

 

пуще глаза

Как зеницу ока

 

сидеть сложа руки

Работа над фразеологическим запасом обучающихся позволяет научить практически использовать богатство русской речи, прививает любовь к родному языку.

Использование пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки представляют богатый материал для обучения нормам произношения, совершенствования орфоэпической культуры детей. Иногда рифма помогает запомнить норму:

  • Вместе тошно, порознь ску(шн)о.
  • Был бы досуг будет и друг.

Пословицы – формы поэтической речи, поэтому для комического эффекта, построения каламбуров (что очень нравится детям), в них часто используются омонимы.

Примеры.

Докажите, что слова относятся к разным частям речи.

  • Солнце выше ели, а мы ещё не ели.
  • На свинье дано рыло, чтоб оно рыло.
  • Счастье – вольная пташка: где захотело, там и село. Я за всё село не ответчик.

Кроме этого пословицы, конечно, используются для отработки орфографических навыков. Дети с удовольствием находят в них орфограммы. Пословицы собраны по темам на специальных карточках, которые всё время пополняются.

  • Жи-ши, ча-ща, чу-щу
  • Делу время – потехе час.
  • Грибы ищут – по лесу рыщут.
  • Жизнь прожить – не поле перейти.
  • Непроверяемые написания
  • Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
  • У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз.
  • Худ обед, когда хлеба нет.

Развитие речи с помощью синонимов

Как уже отмечалось выше, одним из продуктивных способов толкования новых слов является подбор к ним синонимов. Работа с синонимами осуществляется при выполнении разнообразных упражнений: выделение и сопоставление слов близких по значению, подбор к словам синонимов, самостоятельное употребление синонимов в речи.

Примеры заданий.

Подчеркните синонимы.

  • Опрятный человек всегда чистый, аккуратный, чистоплотный.
  • Обезьянки забавные, потешные, уморительные.
  • Из-за дождя наша одежда стала влажной, а потом совсем мокрой.

Подбери к словам синонимы.

Большой – …   Вьюга – …
Маленький – …   Холод – …
Добрый – …   Дети – …

К данным синонимам подбери подходящее по смыслу слово.

  • Ласковый, нежный, приветливый …
  • Неловкий, неуклюжий …
  • Робкий, пугливый …

Использование дидактических тестов

Вот уже много лет я остаюсь приверженцем развивающей системы Л.В. Занкова. В условиях развивающего обучения для развития речи, умения правильно формулировать свой ответ возможно применение различных тестов. В тестах, требующих репродуктивных ответов обучающихся, проверяются знания различных понятий, определений, правил. Требованиям развивающего обучения наиболее важен тип тестов, предусматривающий включение заданий на умение решать новые конкретные задачи на основе полученных знаний.

Виды заданий.

Впиши правильный ответ.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для …

Вставь нужное слово.

Часть слова, стоящая перед корнем, называется …

Подчеркни правильный ответ.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Да, нет.

Подчеркни правильный ответ.

а) Корень – это часть слова.
б) Корень – это часть речи.
в) Корень – это часть предложения.

Соедини стрелками.

Имя существительное   весёлый
Имя прилагательное   читает
Глагол   под
Предлог   рабочий

Укажи грамматически правильную последовательность слов, поставь в скобках цифры 1, 2, 3, 4, 5.

Хочется отметить, что такая систематическая работа по развитию речи, безусловно, даёт результаты. Больше в классе стало детей, работающих творчески, целеустремлённо. В спорах с одноклассниками они не боятся высказывать своё мнение по какому-либо вопросу, научились делать выводы, обобщать. Ребята учатся слышать и понимать других. В совместном диалоге обсуждают ответы друг друга, в некоторых случаях не соглашаются с ответами товарищей и учителя, но умеют аргументировать своё несогласие, предлагают своё видение проблемы.

Конечно, образцом правильной, ясной, точной, содержательной речи должна быть речь учителя. Кроме справочной литературы, орфоэпического, этимологического, фразеологического, толкового, энциклопедического словарей на помощь приходит теперь и Интернет. Но для того, чтобы научить ребёнка говорить грамотно, красиво, свободно излагать свои мысли, необходимо много трудиться. Любой урок должен проходить на высоком эмоциональном уровне, затрагивать не только мысли, но чувства детей. Тогда у ребёнка появится потребность поделиться своими мыслями, он будет излагать их точно и выразительно, так, что другие будут слушать, захотят вступить в диалог, захотят общаться.

Использованная литература:

  1. Азиз Л.В. Разговор о разговоре. Говорящим и слушающим // Начальная школа. – 2001. – №12.
  2. Базарова О.Л., Шиц И.Н. Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения // Начальная школа. – 2001. – №3.
  3. Попова Ж.П. Как научиться общаться эффективно // Начальная школа. – 2006. – №9.