Информационно-коммуникационные технологии в исследовательской деятельности младших школьников

Разделы: Информатика


Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Ведущую роль играет использование информационно-коммуникационных технологий в образовательный и воспитательный процесс, появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности.

Не секрет, что при использовании ИКТ легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс, поэтому особое место в работе учителя информатики отводится проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя,  в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).

Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

Самостоятельный опыт проектной деятельности ребята получают с младших классов, готовясь к школьной научной конференции.

Работа над проектами в классе ведётся как индивидуальная, так и групповая. В классе эффективно реализованы следующие типы проектов:

- творческие проекты;

- ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;

- практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет школьнику почувствовать свою социальную значимость;

- исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

В результате учащимися были подготовлены исследовательские работы на различные темы, не обязательно тема из предметной области “Информатика”, но с применением информационных технологий, с презентациями для выступлений. Дети успешно выступают на НПК “Старт в науку” на уровне района, и даже на уровне республики (табл.1):

Таблица 1

Наименование
научно-практических конференций
Ф.И.О.
участника
Класс Занимаемое место (победитель, призер) ФИО учителя,
подготовившего участника НПК
НПК “Старт в науку”. с.Толбазы Мулюкова Ильмира, Мулюкова Ильвира 7 3 место.
Почетная грамота
Васильева Л.Д.
Габитов Артур 4 Почетная грамота Васильева Л.Д.
Габитов Артур 4 Почетная грамота Васильева Л.Д.
Штеркель Герман 4 1 место.
Почетная грамота
Васильева Л.Д.
Петрова Дарья 4 3 место.
Почетная грамота
Васильева Л.Д.
 
3 республиканская НПК “Чистая наука”, г.Уфа Габитов Артур 4 2 место. Диплом, Васильева Л.Д.
Петрова Дарья 4 1 место. Диплом Васильева Л.Д.

Ежегодно дети принимают участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”, проводимым Издательским домом “Первое сентября”. Цель фестиваля - организация единого открытого информационного пространства для публикации работ учащихся учреждений начального, среднего, среднего специального, профессионального и дополнительного образования, выполненных под руководством педагогов.

Работы учащихся:

Сезон 2005 / 2006 - Системы счисления в окружающем мире, Васильев Дмитрий

Сезон 2006 / 2007 - Издательский проект "Школьная газета", Васильев Дмитрий

Сезон 2007 / 2008 - Алгоритмы в нашей жизни, Васильев Дмитрий

Сезон 2008 / 2009 - Рейтинг успеваемости 10-го класса за первое полугодие 2008/2009 учебного года, Васильев Дмитрий

Сезон 2009 / 2010 - Жизнь и вредные привычки, Васильев Дмитрий

Сезон 2010 / 2011 - Компьютерная презентация "Подготовка к ЕГЭ", Мулюков Ильнур

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Одним из вариантов показателей эффективности проектно-исследовательской деятельности школьников являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и других образовательных инициативах. Важен сам процесс участия в учебной или творческой работе. У ребят появилась потребность в творческом самовыражении, стремление быть полезным классу, школе, семье (табл.2).

Таблица 2

Результаты дистанционных конкурсов за 2010-2011 учебный год

Всероссийский конкурс проекта “Эрудит-марафон для учащихся”, быстрый раунд Якупова Альмира 2 Сертификат участника Саттарова Г.К.
Саттарова Эльвира 3 Сертификат участника Павлова Н.В.
Всероссийская конкурс-игра “Инфознайка” 23 участника 2-11 классы 23 Сертификата, призы Васильева Л.Д.
  Абзалилова Динара 4 Диплом победителя
Габитов Артур 4 Диплом победителя
Петрова Дарья 4 Диплом победителя
Якупова Альмира 2 Диплом победителя
Валиев Ильмир 2 Диплом победителя
Всероссийский конкурс Специалистов проекта “Эрудит-марафон для учащися” 12 участников 2-4 Сертификаты участников, призы Саттарова Г.К.,
Павлова Н.,
Габитова А.Г.,
Васильева Л.Д.
Дистанционный конкурс учащихся общего и начального проф.образования “Найди свой ответ в WWW” 8 учащихся

8

Сертификаты участников Васильева Л.Д.
Всероссийский конкурс эмблем Фестиваля театральных коллективов детских домов Ярославской области “Маяк” 7 учащихся

5-9

Сертификаты участников Васильева Л.Д.

В результате такой работы у школьников формируются:

учебно-познавательные компетенции: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), умение осмысливать задачу;

информационные компетенции: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации по каталогам, контекстный поиск в интернете, формулирование ключевых слов;

коммуникативные компетенции: слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса, взаимодействие внутри группы. Достигнутые результаты показывают, что через технологию организации проектно-исследовательской деятельности можно создать условия для самореализации учащихся и учителя, осуществления сотрудничества на равных, когда вместо традиционного “учитель-ученик” появляется “исследователь-исследователь”.

Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся ключевых компетенций.

Презентация