Народная песня в жизни человека

Разделы: Музыка


Цель урока: cоздание условий для формирования основ музыкальной культуры на материале русского народного творчества.

Задачи.

  1. Способствовать развитию умения воспринимать музыку и выражать своё отношение с помощью пластического дирижирования, танцевальных движений и игры на народных музыкальных инструментах.
  2. Заинтересовать учащихся жанрами народной песни: колыбельная, плясовая, игровая.
  3. Способствовать развитию умения определять черты жанра народной песни.
  4. Продолжить формирование словаря музыкальных настроений.
  5. Прививать любовь к национальной культуре, уважение к традициям своего народа.

Организационный момент.

Звучит р.н.п. “Во поле берёза стояла”, дети входят в класс.

У: Здравствуйте, меня зовут Т. В., я учитель и сегодня проведу у вас урок музыки.

- Давайте поприветствуем друг друга:

У: (поёт) Здравствуйте ребята!

Д: (поют) Здравствуйте учитель!

У: Скажите, когда вы входили в класс, какая музыка вас встречала? Знакомы ли вам слова?

Д: Да, знакома, "Во поле берёза" р.н.п.

У: Как вы думаете, песня народная или композиторская?

Д: Народная.

У: А когда люди поют песни?

Д: Когда трудятся, на праздниках, на концертах.

У: Правильно, песня может звучать в разных жизненных ситуациях.

Как вы думаете, что это за песня, в которой такие слова?:

Аиньки, аиньки,
Ой, вы мои заиньки.
Да и где вы бегали?
Да и что вы делали?
А мы бегали в лесу,
Били волка по носу,
Запрягали комара,
Поезжали по дрова
А пока управились –
До смерти упарились.
Аю-аю-аюшки,
Спать ложитесь заюшки,
А я печку затоплю, оладушков напеку,
На сметане, на меду,
Чтобы таяли во рту.

Д: Колыбельная.

У: Правильно, а когда поют колыбельную?

Д: Когда укладывают спать ребёнка.

У: Молодцы! В давние времена в деревнях, в избе подвешивали к потолку колыбель, мама пряла пряжу, покачивала колыбель и тихо напевала колыбельную песню. (Слайд - русская изба). Презентация

У: Как вы поняли, что это колыбельная?

Д: По словам.

У: Какая будет музыка?

- Какое настроение у колыбельной песни?

Д: Тихая, спокойная, ласковая….напевная.(Слайд: Звёзды и луна + 4 строчки песни)

У: Какими движениями можно передать это настроение? Покажите.

Дети показывают покачивающие движения.

У: Давайте споём и продирижируем эту колыбельную.

Учитель исполняет прочитанные ранее стихи под музыку колыбельной

Дети поют и дирижируют в характере музыки.

У: Как вы думаете, а сейчас колыбельные песни поют?

Д: Да.

У: А вы знаете какую-нибудь колыбельную песню?

Д: Да, нет…

У: А вот эту колыбельную песню вы знаете?

Звучит песня “Спят усталые игрушки”.

У: Похожи эти колыбельные? Чем они похожи?

Д: Они тихие, нежные, протяжные и т.д.

У: Правильно, молодцы!

Итог: Люди не забыли эти песни, а современные композиторы сочиняют колыбельные песни и сегодня, и будут сочинять.

У: Человек подрастает, и песня его сопровождает всю жизнь.

- Послушайте музыку и попробуйте определить жанр этой песни?

Звучит песня “Ах, вы сени мои, сени”.

У: А какая музыка прозвучала?

Д: Весёлая, задорная, танцевальная…….

У: Правильно, А в народном творчестве её ещё называют плясовая. (Слайд с танцующими людьми)

У: Что бы вы хотели делать под эту музыку?

Д: Танцевать….

У: Какие могут быть движения? Покажите.

Дети показывают свои движения.

У: А теперь попробуем под музыку все вместе.

Звучит песня “Ах вы сени, мои сени”.

У: Молодцы! Садитесь на места.

У: Давайте сделаем плясовую песню ещё веселее и интереснее. Мы сейчас плясовую песню сыграем на народных муз. инструментах, а гости нам помогут.

У: Ребята, а что это? (Учитель достаёт ложки)

Д: Ложки.

У: А как на них играют?

- Как их надо держать?

- Если ребёнок, то показ игры с ребёнком или сам учитель показывает, как правильно держать и ударять ложкой об ложку.

У: А это что? (Учитель достаёт трещотку)

- А на ней как играют? (Учитель показывает как играют на трещотках)

Разучивание оркестровой партитуры: ложки: 2 удара, трещётки: 1 удар (после ложек).

У: А теперь давайте вместе.

Под муз. сопровождение учителя дети играют один куплет на инструментах и подпевают.

У: Здорово у нас получилось!!!

Стала песня веселее?

Д: Да!

У: Мы сегодня слушали, пели, танцевали, играли на инструментах народные песни.

Вспомните, какие это были песни?

Д: Колыбельная, плясовая.

У: А вы знаете, есть такие народные песни. (Слайд “Хоровод – игра”)

У: Как вы думаете, что это за песни?

Что можно делать под эти песни?

Д: Играть, водить хоровод.

У: А знаете, откуда произошло слово хоровод?

Во время праздников наши предки водили хоровод, пели песни богу солнца Хорсу, отсюда и название – хоровод.

У: На что похож хоровод?

Д: На солнце…

У: Сейчас зима, а мы можем встать в хоровод, как наши предки и помочь солнцу набраться сил перед весной и летом.

Игра “Кострома”

Ведущий стоит в центре круга отвечает на вопросы играющих и задаёт движение. Играющие идут по кругу показывая движение.

Игра построена и пении:

Все:

Ах, свет ты моя, Кострома.
Свет-государыня моя.
Дома Кострома?

Ведущий: Дома.

Все: А что делаешь?

Ведущий: На балалайке играю!

(Варианты: на дудочке играю, полы подметаю, спать легла, проснулась и всех поймаю)

У: Понравилась игра?

Д: Да.

У: Запомнили, как играть?

Д: Да.

У: На перемене будете в неё играть?

Д: Да.

У: А сейчас посмотрю, действительно ли вы запомнили жанры народной песни.

- А о каких жанрах нар.песни мы сегодня говорили?

Д: Колыбельная, плясовая, игровая (хороводная).

(На экране слайд с жанрами и словарь настроений.)

У: Послушайте муз. фрагменты и определите жанр народной песни.

- Под стульчиком лежат карточки, возьмите их и

У: Если услышите колыбельную, то…

- Какого цвета вы поднимите карточку?

Д: Голубого.

У: Если услышите плясовую, то какого цвета?

Д: Зелёного.

У: Если услышите игровую, то какого цвета?

Д: Розовый (красный).

У: Готовы? Д: Да!

Проводится “Угадай-ка!”

У: Молодцы! Вам понравились народные песни?

Д: Да.

- А хотите рассказать о них своим друзьям, знакомым?

Д: Да.

- А как вы это сделаете?

Д: Расскажем.

У: А если они далеко?

Д: Позвоним.

У: А ещё как можно? А мы можем в Интернете выложить рекламу народной песни?

Д: Да.

У: Давайте вместе сочиним рекламу народной песни: рекламу-частушку?

- Ну, например, я начну, а вы продолжайте:

У: Мы весёлые ребята, любим петь и …

Д: Танцевать!

У: Приглашаем вас сегодня, будем песни …

Д: Распевать!

У: Молодцы! Может дома кто-то из вас ещё сочинит частушки.

У: Спасибо большое за участие, вы все молодцы, до свидания!

Звучит песня “Кострома” в исполнении гр. “Ив. Купала” - дети выходят из класса.