Развитие навыков социально-бытовой ориентации у младших школьников в условиях ГБС(К)ОУ VIII вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Наблюдая события сегодняшней жизни, можно сделать выводы, что нравственное воспитание подрастающего поколения, которое и без того было одним из важнейших задач общества, становится острее и значимее. Не требует особых доказательств тот факт, что огромное количество политических, общественных, социальных и культурных преобразований, произошедших в нашей стране за последние десятилетия, повлекли за собой изменение нравственности общества. Политические идеалы, патриотический героизм и многие другие моральные устои предоставили место другим приоритетам. Катастрофические потери морально-этических норм и представлений требуют усиленной активной работы со стороны нас, педагогов.

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида формирование начальных этических представлений и нравственных чувств начинается в младших классах и продолжается на протяжении всех лет обучения. Л.С.Выготский отмечал: “Социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания”. [1]. Процесс этот длительный и сложный в силу особенной высшей нервной деятельности учащихся. Специфические особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы школьников проявляются в более позднем по сравнению с нормально развивающимися детьми формированием нравственных чувств и представлений. Одна из главных и очень сложных задач школы – сократить, по возможности до минимума, разрыв между уровнем развития нравственного сознания и нравственного поведения, добиться в определенной степени их единства. Овладение учащимися этическими нормами предполагает формирование четких представлений о содержании каждой этической категории. Необходимо воспитывать в детях эмоционально-положительное отношение к общечеловеческим нормам, желание и привычки действовать соответственно этим нормам. [2].

Задачи нравственного воспитания решаются при организации учебно-воспитательного процесса. Огромную роль в формировании нравственного сознания, чувств и привычек общественного поведения у учащихся играет развитие навыков социально-бытовой ориентации, что помогает накоплению у учащихся нравственного опыта, воспитывают нравственные навыки и привычки, содействуют становлению личности. [3]. Но уроки СБО начинаются с 5 класса. Что же делать нам, учителям начальных классов. Ниже предлагаю опыт четырёхлетней работы по развитию навыков социально-бытовой ориентации у младших школьников (1–4 классы). Данная работа начинается с первого дня прихода ребёнка в школу: развитие навыков и привычек общественного поведения, вежливого обращения с окружающими, представления о товариществе, проявления доброты и вежливости.

Учитель объясняет:

  • на урок приходить нужно вовремя, не опаздывать;
  • в кабинет входить тихо, не толкаясь занять свое место;
  • объяснения учителя нужно слушать внимательно, не перебивать;
  • внимательно слушать ответы одноклассников;
  • обращаться к одноклассникам вежливо, без использования обидных прозвищ;
  • при необходимости оказывать помощь попавшим в затруднительную ситуацию учащимся;
  • активно участвовать в работе класса;
  • правильно подбирать необходимое для выполнения задания оборудование;
  • бережно относиться к имеющимся в кабинете предметам;
  • домашнее задание выполнять обязательно и добросовестно.

Перечисленные выше сведения, предложенные учителем, со временем должны преобразоваться в прочные нравственные привычки. Учитель должен быть последователен в своих требованиях к детям и критериях оценки их нравственных поступков в различных ситуациях. Это послужит более быстрому формированию нравственных привычек и прочных навыков. Еще один немаловажный факт – учить нравственному поведению нужно не только на словах , но и на собственном примере.

Для реализации задач нравственного воспитания социально–бытовой ориентировки могут использоваться хорошо знакомые формы и методы обучения, которые также позволяют решать основные задачи:

  • рассказы на этические темы;
  • этические беседы;
  • нравственные ситуации;
  • ролевые игры.

Рассказ – метод повествовательного изложения учебного материала. Рассказ на этическую тему должен создавать у учащихся правильные нравственные представления и вызывать эмоциональный отклик. Следует помнить, что небольшой объем рассказа и ограниченное количество новых терминов благоприятствует более глубокому его пониманию учащимися.

Беседа – наиболее часто используемый метод. Распространенность применения данного метода объясняется возможностью использования его на всех этапах обучения. В беседе учитель может сообщать, закреплять, контролировать знания, повторять пройденный материал. Также положительным фактором является то, что беседа способствует активизации учащихся. В хорошо спланированной и подготовленной нравственной беседе ученики не должны быть пассивными слушателями. А должны активно участвовать, рассуждать, искать пути решения проблемы. Цель нравственно-этических бесед: формировать у учащихся правильные нравственные представления о лучших человеческих качествах, вызывать желание придерживаться морально-этических норм и подражать образцовому поведению, вызывать осуждение недостойных поступков. Этические беседы помогают учащимся разобраться в моральной сущности поступка или жизненной ситуации. Они побуждают к этическим размышлениям и выражению собственного мнения. В каждом конкретном случае школьникам предоставляется возможность увидеть и осознать хорошее и плохое, доброе и злое, правдивое и лживое. Этические беседы помогают учащимся соотнести свои поступки с разбираемыми в беседе, проявить свое отношение, заняв определенную позицию.

Помимо рассказа и беседы, достаточно результативным в плане развития навыков социально-бытовой ориентации являются ролевые игры и моделирования нравственных ситуаций. В ролевой игре школьники должны стараться самостоятельно ориентироваться на правильные отношения с партнером. Учитель, управляя игрой, лишь изредка подталкивает учащихся к принятию необходимого нравственного решения. Применение ролевых игр способствует накоплению опыта взаимоотношений, приобретению навыков поведения, которые затем используются вне игровой обстановки. Игра способна активизировать даже самых пассивных учеников. При этом коллективное переживание эмоций, вызванных ходом игры, сближает школьников.

Выбирая удобный момент, учитель может создать определенную нравственную ситуацию, ценность которой будет заключаться в том, что учащиеся попадают в атмосферу сопереживания, видя состояние других, выражают сочувствие. Нравственные ситуации заостряют внимание учащихся на поведении одноклассников и формируют умения давать самостоятельную оценку происходящему. Школьники приобретают навыки самостоятельного выбора правильной линии поведения.

Успешной формой развития навыков социально-бытовой ориентации является экскурсия, целей которой будет нравственное воспитание.

Социально-бытовая адаптация учащихся невозможна без усвоения ими морально-этических представлений и нравственных норм поведения. Проблема формирования морального сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и привычек общественного поведения может и обязана решаться с использованием различных методов и приемов на протяжении всего времени пребывания детей в школе.

Для коррекции навыков социально-бытовой ориентации у младших школьников весь необходимый для изучения материал был распределен нами на следующие разделы.

  1. Культура поведения.
  2. Личная гигиена.
  3. Одежда и обувь.
  4. Транспорт.
  5. Здоровье.
  6. Питание.
  7. Природа и человек.
  8. Этика.
  9. Жилище.
  10. Мир взаимоотношений. Семья.
  11. Профориентация.
  12. Учреждения и организации.
  13. Торговля.
  14. Средства связи.

Объём материала, рассчитанный на весь курс начального образования.

Реализация этих разделов предусматривает изучение теоретического материала и практических занятий. [4].

Например, работа по первому разделу:

“Культура поведения”

Тематика.

  1. Школа хороших манер. В чем секрет волшебных слов?
  2. Поведение в школе.
  3. Поведение в столовой.
  4. Поведение дома.

Практические работы. Практикумы ролевого общения, сюжетно-ролевые игры.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны иметь представление о необходимости соблюдения культуры поведения.

Учащиеся должны знать:

  • формы обращения с просьбой, вопросом;
  • правила поведения в школе;
  • правила поведения в столовой;
  • о необходимости следить за своей речью, расширять словарный запас.

Учащиеся должны уметь:

  • вежливо и тактично вести себя при разговоре со старшими и сверстниками;
  • правильно сидеть за столом;
  • пользоваться столовыми приборами, салфетками;
  • красиво и аккуратно принимать пищу.

Диагностика сформированных навыков показала, что разделы “Питание”, “Природа и человек”, “Этикет” оказались наиболее трудными для усвоения детьми начальной школы. Диагностирование проводилось с использованием следующих критериев [5].

Питание

  1. Как следует питаться.
  2. Правила питания и приготовление пищи — завтрак.
  3. Порядок на кухне.
  4. Сервировка стола к завтраку.

Природа и человек

  1. Роль человека в сохранении природной среды.
  2. Весенние работы.
  3. Уход за саженцами.

Этикет

  1. Правила гостеприимства.
  2. Подарки
  3. Культура речи
  4. Чувство юмора.

Результаты обследования дают возможность учителю в 5 классе планировать свою дальнейшую работу с целью наиболее эффективного усвоения и изучения детьми вышеуказанного материала.

Такой подход к работе позволяет умственно отсталым детям, используя различные формы и способы обследования окружающих предметов, ознакомления с окружающим обществом, наиболее безболезненно осуществить социально-психологическую и социально-бытовую адаптации, так необходимые для самостоятельной жизни и первоначальной успешной интеграции в социум.

Литература

1. Л.С.Выготский. Собрание сочинений. М. 1982 г. Т.1

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классов. Под редакцией В.В.Воронковой. Сборник 1, Москва, 2011 г.

3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В.Воронковой, Москва, “Школа-Пресс”. 1994 г.

4. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Т.А.Девяткова, Л.Л.Кочетова, А.Т.Петрикова, Н.М.Платонова, А.М.Щербакова, Москва . 2004 г.

5. Л.М.Шипицына “Уроки общения для детей с нарушением интелекта”.

6. С.А.Львова “Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. М. 2005 г.