Модульный урок обученичя нотной грамоте с интерактивными компьютерными программами

Разделы: Музыка


Модульное обучение – это одна из наиболее перспективных образовательных технологий, предполагающая чёткую организацию работы учащихся с хорошо выстроенными, логически продуманными учебными блоками, в каждом из которых определены цели, задачи и степень трудности темы, обозначены умения и навыки. Такая предварительная подготовка по разработке модульных уроков позволяет избежать перегруженности учащихся информацией, что чаще всего и затрудняет усвоение ими нового материала.

В настоящее время модульное обучение недостаточно широко применяется среди преподавателей музыки, однако многие педагоги включают его элементы в традиционную систему ведения урока.

В уроках, построенных по модульному принципу, сочетаются новые подходы к обучению и традициям, которые сложились с момента возникновения общепринятого комбинированного урока.

Предлагаемая авторами разработка модульного урока направлена на закрепление и совершенствование знаний и навыков учащихся, полученных в ходе изучения темы: “Основы музыкальной грамоты” на уроках фортепиано (синтезатор).

Отличие модульного урока от обычного состоит в том, что акцент в нём делается на самостоятельность студентов в работе и оценивание собственных результатов, а также на использовании коллективных способов обучения, включающих взаимопомощь, оценивание результатов своего товарища и т.д. Здесь важно, чтобы каждый студент чётко понимал цель урока, необходимость проработки определённого материала, умел сосредоточить своё внимание на чём-то конкретном.

Возможности модульной организации уроков позволяют сократить время учебного курса без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала, что является достаточно актуальным для уроков обучения игре на музыкальном инструменте в педагогическом колледже.

Для первокурсников Ивановского педагогического колледжа обучение игре на фортепиано (синтезаторе) – предмет неизвестный, а часто и неожиданный, т.к. учащиеся, как правило, не имеют начальной музыкальной подготовки. В соответствии с учебным планом урок фортепиано – это всего лишь один академический час индивидуальных занятий в неделю, не предусматривающий дополнительной подготовки вне урока. Студент должен в короткий срок освоить теоретический материал по нотной грамоте и уметь без лишнего напряжения применять полученные знания в практической деятельности. Часто это вызывает затруднения, и, как следствие, потерю интереса к предмету. В этом случае у студентов может появиться неуверенность в себе, страх неудачи, апатия и некомфортное состояние учащегося на уроке. При модульном же построении процесса обучения учащийся, проработав материал в удобном для него темпе, может сам выставить себе оценку или попросить однокурсника оценить степень освоения им учебного материала. Основная задача состоит в том, чтобы студент понял материал, т.е. добился поставленной цели. При этом, если студент недостаточно старался или просто не успел закончить свою работу, то, получив небольшое количество баллов, он может доработать материал, повысив свою оценку.

Модульный урок даёт возможность разнопланового оценивания, так как оценивается выполнение каждого учебного элемента. Баллы накапливаются в листе контроля, который выдаётся каждому ученику перед началом урока (Приложение 1), в нём ученик сам выставляет себе оценку за каждый элемент и итоговую оценку за работу над модулем.

Точность контроля и объективность оценки играют большую роль, хорошая оценка – одна из главных мотиваций обучения. При модульной технологии учащийся отдаёт себе отчёт в том, что его труд оценивается на каждом этапе, и оценка соответствует затраченным усилиям и способностям. Всё это оказывает положительное влияние на психологическое состояние учащегося, понижается степень его волнения, при этом студент утверждается в своей самостоятельности, а качество обучения улучшается.

Зрительная информация и зрительные впечатления лежат в основе восприятия современного учащегося, логическое мышление которого формируется в значительной степени под влиянием компьютера и телевидения. Необходимость обучения не всегда является мотивацией к познанию, её может стимулировать только собственный интерес учащегося.

Основная цель статьи – поделиться опытом проведения урока по теме: “Совершенствование навыков чтения нотного материала” (Приложение 2). Авторы надеются, что у читателя вызовет интерес урок, составленный по модульной технологии с использованием разноплановых обучающих музыкальных компьютерных программ, способствующих формированию мотивации учения, стимулирующих инициативу и творческое мышление учащихся. В уроке эти программы рассматриваются авторами как новая форма закрепления и совершенствования ранее полученных знаний, умений, навыков, применение их в новых ситуациях.

Урок, как и любое модульное занятие, начинается с целеполагания. (Приложение 3; УЭ-0). В ходе диалога с учителем студенты сами определяют цели своей деятельности – чему они научатся за урок. (Приложение 1В).

Далее начинается самостоятельная работа учащихся с модулем (Приложение 3). В его состав входят целевой план действия, ссылки на источники информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. В процессе усвоения материала студенты получают консультацию учителя, могут посоветоваться с товарищем по группе. (Приложение 2 В).

Урок разбит на учебные элементы (УЭ), каждый из которых имеет свою цель. Все УЭ включают в себя названия заданий, ссылки на их источник, краткие пояснения к выполнению заданий и их оцениванию.

По своему типу представленный в статье урок – это урок комплексного применения знаний, их систематизации и обобщения. В состав модуля вошли четыре учебных элемента.

Цель УЭ-1 – произвести входной контроль, позволяющий получить информацию об уровне готовности к работе, проверить теоретические знания по нотной грамоте, при необходимости провести их коррекцию (Приложение 3; УЭ-1). Предложенное в Приложении 4 письменное задание является проверочным на знание базовых понятий по теме. После его выполнения производится подсчёт результатов путём взаимоконтроля. За каждый правильный ответ начисляется определённое количество рабочих баллов (РБ). Сумма РБ переводится в контрольные баллы (КБ) в соответствии с критериями оценивания, указанными в рекомендациях и представляющими по сути обычную пятибалльную систему оценивания. В УЭ-1 контрольные баллы (КБ) соответствуют общему баллу УЭ-1 (ОБ УЭ-1), т.к. УЭ-1 содержит только одно задание, а общий балл учебного элемента (ОБ УЭ) определяется суммой КБ всех заданий, если УЭ содержит более одного задания. Полученный результат заносится в лист контроля.

УЭ-2 – это практические задания с применением интерактивных компьютерных программ. Выполнение заданий направлено на совершенствование навыков прочтения нотных знаков и ориентирования на клавиатуре (Приложение 3; УЭ-2). Дидактическую основу УЭ-2 составляют следующие интерактивные программы.

1. “Репетитор по нотной грамоте” http://jukofff.ru/ – совмещает функции обучения и контроля знаний, может применяться для самостоятельной работы на уроке, проведения контрольных работ и фронтального опроса.

В УЭ-2 используются задания из разделов “Клавиатура”, “Нотный стан” для проверки знаний по расположению нот на клавиатуре и на нотном стане. Время работы над каждым заданием – 1 минута (контроль времени – песочные часы) (Приложение 3 В).

В репетиторе предусмотрена система подсчёта результатов и возможность их выведения на печать. Программа подводит общий итог баллов, выделяя правильные ответы, которые принимаются за РБ, в соответствии с критериями оценивания, и переводятся в КБ.

2. “Нотный тренажёр” NoteTrainer 1.0 – предназначена для формирования навыков параллельного распознавания нот на клавиатуре и в нотной записи. Произвольная нота из выбранного диапазона появляется на нотном стане, а пользователю нужно щелчком кнопки мыши правильно нажать клавишу на отображённой на экране клавиатуре пианино. Таким образом, студенты совершенствуют навык перенесения нотной записи на клавиатуру. В программе предусмотрены выбор и установка необходимого уровня сложности (Приложение 3 В).

Подсчет баллов предусматривает взаимоконтроль студентов. Баллы, полученные за правильные ответы, соответствуют РБ и переводятся в КБ.

3. “Note Zapper” (“Музыкальные аркады”) http://virartech.ru/ – может эффективно использоваться на раннем этапе обучения, стимулирует развитие основных навыков, таких как музыкальная грамотность, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальная память, чтение с листа. Процесс развития осуществляется последовательно и в комплексе, во взаимодействии одного навыка с другим, закрепление учебного материала происходит в игровой форме. Цель игры – “охота за нотами” – обучение чтению с листа. Результат достигается путем установления прямой связи между нотами на клавиатуре пианино и нотами на нотном стане. Когда ноты проплывают по экрану, учащийся должен их сбить нажатием правильной ноты на экранной клавиатуре. (Приложение 3В). Программа имеет гибкие возможности установки режимов сложности заданий, позволяет легко определять уровень основных навыков с помощью очков (баллов), подводит общий итог, выделяя правильные ответы, которые принимаются за РБ, в соответствии с критериями оценивания переводятся в КБ.

После выполнения заданий УЭ-2 определяется общий балл учебного элемента (ОБ УЭ-2) путём сложения КБ всех трёх заданий УЭ-2 и деления полученного суммы на три. Результаты заносятся в лист контроля.

УЭ-3 – это интерактивный тренинг по совершенствованию навыков прочтения метро-ритмических обозначений и развитию метро-ритмического слуха (Приложение 3; УЭ-3).

Работа по развитию и совершенствованию навыков осуществляется с использованием следующих музыкальных компьютерных программ.

1. “Репетитор по нотной грамоте”, http://jukofff.ru/

В разделе нотный стан, задание Н6, студенты отрабатывают навык прочтения длительностей, в разделе “Такт” – учатся читать ритмический рисунок такта, определяют его размер. Время работы над заданием – 1 минута (контроль времени – песочные часы) Программа подводит общий итог баллов, выделяя правильные ответы, которые принимаются за РБ, и в соответствии с критериями оценивания переводятся в КБ.

2. “Musik Replay” (“Музыкальные аркады”) http://virartech.ru/

В разделе “Повтори ритм” учащиеся, повторяя предложенный ритмический рисунок, в соответствии с выбранным уровнем сложности активно развивают чувство ритма, музыкальный слух, музыкальную память (Приложение 4В). Программа подводит общий итог баллов, выделяя правильные ответы, которые принимаются за РБ, в соответствии с критериями оценивания переводятся в КБ.

После выполнения заданий УЭ-3 учащиеся определяют общий балл учебного элемента (ОБ УЭ-3) путём сложения КБ всех заданий УЭ-3 и деления полученную сумму на два. Результат заносится в лист контроля.

Цель УЭ-4 – показать уровень усвоения содержания модуля, он предполагает экспертный (выходной) контроль, подведение итогов занятия. В УЭ-4 предложено два задания по практическому применению полученных знаний по нотной грамотности (Приложение 3; УЭ-4).

В задании “А” предлагается записать музыкальный фрагмент известной песни в программе “MuseScore 1.0” с помощью существующих в данном нотном редакторе музыкальных символов (нот, пауз, ритма, темпа и т.п.) (Приложение 5).

MuseScore 1.0” ( www.musescore.org) – позволяет набрать необходимый нотный текст, прослушать получившийся музыкальный материал, на слух определить ошибки, если они были допущены, и исправить их, вывести нотный текст на печать. (Приложение 5В)

Задание “Б” носит итоговый характер. Музыкальный фрагмент известной песни, записанный в задании “А”, должен быть исполнен на инструменте. (Приложение 6В).

Подсчёт РБ, КБ производится после выполнения каждого задания УЭ-4.

Общий балл учебного элемента (ОБ УЭ-4) определяется путём сложения КБ всех заданий УЭ-4 и деления полученного показателя на два. Результат заносится в лист контроля.

На основании всех подсчётов необходимо произвести экспертный контроль: сумму общих баллов всех учебных элементов (ОБ УЭ) разделить на четыре (количество учебных элементов). Итог заносится в лист контроля.

Обязательным этапом урока модульного обучения является рефлексия. Важно, чтобы учащийся не просто ушёл с урока с зафиксированным результатом, а выстроил смысловую цепочку, осознал необходимость обучения, обратился к самоанализу своей деятельности и её результатов. Чтобы узнать, насколько учащиеся могут объективно оценивать свою активность и качество работы, студентам предложено заполнить небольшую анкету (Приложение 6).

Представленный в статье модульный урок по теме “Основы музыкальной грамоты” проводился как открытый урок в рамках аттестации педагогических работников. Для того, чтобы урок прошёл эмоционально-насыщенно и динамично, авторы организовали его следующим образом: время самостоятельной работы студентов с модулями сопровождалось творческим отчётом учащихся других курсов с использованием видеороликов, презентаций и стихов, написанных и созданных авторами этого урока. Автор музыкального произведения “Паучок и муха” - наш земляк, директор музыкальной школы города Вичуга Ивановской области Н.Б. Перевезенцев. (Приложения 7В, 9В, 10В) В связи с тем, что дидактический материал основан на использовании интерактивных компьютерных программ, в ходе урока проводилась динамическая пауза, способствующая валеологизации урока (оздоровительному эффекту), позволяющая снять напряжение с глаз.(Приложение 8 В)

Таким образом, модульное построение урока помогает выявить уровень знаний и возможностей каждого учащегося, благодаря системному подходу и пошаговому обучению. Студент выполняет задание в отрезок времени, соответствующий его индивидуальным возможностям, степени понимания, осмысления и запоминания. Учебная деятельность учащегося становится осознанной, его позиция на уроке перестаёт быть пассивной и не сводится лишь к восприятию информации. Формируются навыки самообучения и самоорганизации, включающие широкое применение различных форм контроля для проверки результатов обучения.

Применение интерактивных компьютерных программ на уроке позволяет сделать процесс обучения более интересным, мотивированным и самостоятельным, что ведёт к повышению качества учебного материала, усилению образовательных эффектов, реализации дифференцированного подхода к учащимся с разными способностями и уровнем готовности к обучению.

К авторам статьи вы можете обратиться по электронной почте:

m.pobedimskaya@yandex.ru

sekrupnova@mail.ru

Литература:

  1. Жуков В.В. Репетитор по началам нотной грамоты / В.В. Жуков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://jukofff.ru/rep4.htm
  2. МuseScore 1.0 [Электронный ресурс]. – М., 2010.
  3. Музыкальные аркады [Электронный ресурс]. – М., 2010.
  4. NoteTrainer [Электронный ресурс]. – М., 2010.
  5. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru – Загл. с экрана.
  6. Миронов Е. Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе / Е. Миронов. – Череповец: Череповецкий государственный университет, 2004.
  7. Прилуцкая Н.В.. Методика использования ИКТ на уроках музыки./Р.В.Прилуцкая/ МОУ СОШ с.Кышик ХМАО-Югра.
  8. Гадун Е.П. Учебные модули на уроках русского языка / Е.П. Гадун / МОУ СОШ № 6, п. Прогресс Новокубанского района.

Видео (Приложение)