Урок экологии по теме "Озеро как природное сообщество"

Разделы: Экология


Тема Озеро как природное сообщество
  Цель. Создать условия для появления осознанного информационного запроса на знание об озере как экосистеме; создать условия для понимания учащимися значимости знаний об озере в создании собственной картины мира.

Задачи:

образовательные: Познакомить учащихся с животными и растениями озёр, их “профессиями” в экосистеме; сформировать представление о незамкнутом характере круговорота веществ в озере.

развивающие: Развивать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся.

воспитательные: Воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Участники 6 класс
Продолжительность занятия 45 минут
Материально-техническое обеспечение занятия Рабочее место учителя, оснащённое ПК и проектором, интерактивная доска Smart board, презентация к уроку
Методическое и дидактическое обеспечение занятия. Информационные листы, листы бумаги, карточки с изображением животных и растений озера, большой лист бумаги с изображением озера, проекты учащихся, дополнительная литература.

Презентация

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Тип урока Урок изучения нового материала и первичного закрепления нового материала.
Форма урока Урок-мастерская
Методы Словесный, исследовательский, практический, репродуктивный, частично-поисковый,

стимулирования и мотивации интереса к учению, наблюдение.

Формы организации познавательной деятельности учащихся Работа в группах, информационные листы, выступления.
Структура урока
  1. Организация работы на уроке -1мин.
  2. Целеполагание. Мотивация. Актуализация. – 5 мин.
  3. Изучение нового материала – 28 мин.
  4. Физкультминутка – 5 мин.
  5. Систематизация знаний 3 мин.
  6. Домашнее задание -3 мин.
Организация работы на уроке Приветствие.
Целеполагание. Мотивация.

Актуализация.

Стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева “Озеро” (показ слайдов)

Тихо в озере струится
Отблеск кровель золотых,
Много в озеро глядится
Достославностей былых.
Жизнь играет, солнце греет,
Но под нею и под ним
Здесь былое чудно веет
Обаянием своим.
Солнце светит золотое,
Блещут озера струи:
Здесь великое былое
Словно дышит в забытьи;
Дремлет сладко-беззаботно,
Не смущая дивных снов
И тревогой мимолетной
Лебединых голосов.

Как вы думаете, ребята, какая тема урока? Про что мы будем говорить? Вспомните озеро – его вид, цвет, запах. В начальной школе вы уже знакомились с животным и растительным миром озёр. Сегодня мы познакомимся с видами озёр, с экологической точки зрения. В конце урока мы должны ответить на вопрос: почему озеро считают экосистемой?

Итак, цель урока: понять значимость знаний об озере, создания собственной картины мира. Продолжим учиться работать в мастерской, постараемся выполнить групповые проекты.

Изучение нового материала

 

 

 

Рефлексия.

Цели: формировать навыки саморегуляции; обучать навыкам осознания своего поведения, честного отношения к самим себе и другим людям; развивать рефлексивно-оценочные умения.

Развитая сфера саморегуляции синтезирует все остальные процессы, протекающие в других сферах, она управляет. Координирует все психические состояния. Поэтому она способствует сохранению и укреплению собственного психического здоровья, достижению успеха в профессиональной деятельности.

В течение всего урока мы должны ответить на вопрос: можно ли считать озеро экосистемой?

Давайте вспомним, что такое природное сообщество? Ответы учащихся: это единство живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды.

Что такое озеро? (учащиеся читают с информационной карты)

Что такое экосистема? (учащиеся читают с информационной карты)

Упражнение “Внутренний луч” (способствует развитию саморегуляции, настрою на предстоящую деятельность).

“Закройте глаза. Представьте, что внутри вашей головы возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз. Внутренний луч приводит в порядок мысли и чувства, формирует внешность спокойного и освобождённого человека, удовлетворённого собой и своей жизнью. Скажите мысленно: “Я стал новым человеком! Я стал сильным, спокойным и стабильным! Я всё буду делать хорошо! У меня всё получится!”

Для мастерской характерны проективные задания. Они ведут к рождению информационного запроса и создают условия для неформального делового общения.

Предлагаемые проекты нацелены на формирование у учащихся целостного представления об окружающем их мире, расширение кругозора и развитие интереса к изучаемому предмету, развитие определённых оценочных суждений, норм и социально значимых мотивов поведения. Работая над проектом, учащиеся узнают о единстве живых организмов и их среды обитания в сообществе озера. Учатся правильно вести себя в природе.

Метод проектов позволяет вывести учеников – подростков на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – уровень совместного действия, уровень партнёрства, уровень сотрудничества. Родоначальник метода проектов В. Кильпатрик писал: “…Если мы при слове проект буем представлять себе нечто брошенное, пущенное вперёд… то смысл этого термина выяснится определённее”.

Предварительно класс делится на группы:

- Голубое озеро – аудиалы и кинестетики.

- Зелёное озеро - кинестетики.

- Коричневое озеро – кинестетики.

- Виртуальное озеро – визуалы.

- Озеро Байкал – аудиалы.

Обучающиеся делятся на группы по выраженной модальности: визуалы, аудиалы, кинестетики.

Визуал – хорошо воспринимает информацию, представленную на плоскости: схемы, рисунки, видеофрагменты.

Аудиал – когда читает текст, для лучшего понимания проговаривает текст про себя. Он лучше расскажет, чем напишет.

Кинестетик – хорошо работает с моделями, составляет системы из карточек, предложения из слов.

Каждый участник группы получает информационную карту, которая вкладывается в рабочую тетрадь (Приложение). Нежелательно разрешать учащимся меняться: надо учиться работать в любом коллективе, с любыми партнёрами по делу.

Задание каждой группе: собрать модель естественной экосистемы озера, используя максимальное количество нужного материала так, чтобы вода в озере была заданного цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение учащегося “Синдорское озеро. Республика Коми” (Приложение 4).Звучит “Гимн Республики Коми”.

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

Группа “Голубое озеро”: выдаются модели растений и животных, микроорганизмов, чаша озера

Группа “Зелёное озеро”: выдаются картинки растений, животных, микроорганизмов, плакат с изображением озера, двусторонний скотч Группа “Коричневое озеро”: работа с интерактивной доской Smart board

Группа “Озеро Байкал”: сообщение “Озеро Байкал как экосистема”

Группа “Виртуальное озеро”: картинки с изображением животноводческой фермы, станции рыборазведения, завода по производству синтетических моющих средств.

Таёжное реликтовое озеро, второй по величине природный водоём Республики Коми, расположено в бассейне реки Вымь в 13 км к юго-востоку от железнодорожной станции Синдор. Озеро представляет собой остаток обширного древнего водоёма, существовавшего на водоразделе рек Вишеры и Выми. Сейчас имеет черты умирающего озера. Длина около 12 км, ширина — от 2 до 4 км, площадь — 28,5 кв.км, средняя глубина — около 1,5 м. Озеро интересно своими лабиринтами между островами, как материковыми (их 13), так и кочующими — это довольно крупные, иногда способные выдержать вес человека торфяно-растительные сплавины. В Синдоре обитают: окунь, плотва, ерш, щука, язь, карась, налим. Озеро располагается на территории Синдорского комплексного заказника. Значительную площадь заказника занимают сосновые и берёзовые молодняки. В лесах вокруг озера встречается кедр сибирский, охраняемый в Республике Коми государством. Заказник создан в 1975 г. для сохранения благоприятных условий для воспроизводства ценных промысловых животных: бобра, ондатры, норки, выдры (Приложение 3.1).

Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали (ходьба)
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали (руки в стороны)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ножками топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

Защита проектов

Закрепление знаний, умений и навыков

Участники проектов выступают с докладами, рассказывают о живых организмах данного озера. Другие участники задают вопросы. Самое главное в защите: обосновать: почему вода такого цвета?
Систематизация знаний Почему озеро считают экосистемой? Нет на свете более целостной экосистемы, чем озёрная. Живое озеро с разнообразными растительными и животными сообществами, его составляющими, представляет своеобразный комплекс, в котором сфокусированы основные свойства, законы функционирования и развития любой природной системы. Экосистема – понятие безразмерное, включает множество компонентов и подсистем, имеющих определённую пространственную структуру.
Рефлексия Как изменился ваш взгляд на озеро?
Активный метод подведения итогов урока “Светофор”. Этот метод поможет эффективно, грамотно, интересно подвести итоги урока, направить учащегося на выбор. Учащиеся сами выбирают один из знаков (красный, жёлтый, зелёный) светофора.

Домашнее задание

(данное домашнее задание – это метод, когда часть учащихся не полностью усвоила новый материал).

Материал не понял (а)

домашнее задание: нарисовать озеро с разнообразными растениями и животными.

Материал усвоен не полностью

домашнее задание: составить 5 пищевых цепей в озере (по теме).

Материал усвоен в полном объёме

домашнее задание: найти определения понятиям: планктон, нектон, бентос.