Урок музыки по теме "Использование стилей и тембров синтезатора для создания танцевальных портретов людей и животных"

Разделы: Музыка


Тип урока. Комбинированный, с использованием ИКТ.

Цель урока:

  • Заинтересовать ребят созданием танцевальных портретов людей и животных, используя стили и тембры синтезатора.

Учебные задачи:

  • Повторить танцы 2 действия оперы “Иван Сусанин” М.И. Глинки.
  • Познакомить с сюитой Сен-Санса “Карнавал животных”.
  • Упорядочить систему знаний о выразительных средствах музыки.
  • Побудить сформулировать вывод, что замена жанра танца (стиля синтезатора) приводит к изменению характера музыкального портрета.

Развивающие задачи:

Развивать творческие способности детей:

  • в импровизации пластических движений.
  • в сочинении музыкальных портретов.
  • в анализе и сопоставлении музыкальных портретов.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать эстетический вкус и эмоциональную отзывчивость, слушая и анализируя произведения К.Сен-Санса и М. Глинки.
  • Воспитывать любовь к животным и ко всему прекрасному.

Оборудование:

  • Синтезатор, магнитофон, видеопроектор, экран, компьютер.
  • Диски с музыкой К. Сен-Санса, Ж. Оффенбаха. Компьютерная презентация. Ноты с музыкой К.Сен-Санса и М. Глинки.

Презентация.

СЛАЙД №1

Дети входят на урок на музыку полонеза из оперы М. Глинки “Иван Сусанин”.

У. – Здравствуйте, ребята.

Д. - Здравствуйте учитель наш.

У. - Куда мы с вами попали благодаря этой музыке?

Д. - На бал польского короля Сигизмунда, который разыгрывается в опере М.И. Глинки “Иван Сусанин”.

- Что такое бал?

СЛАЙД №2

БАЛ - съезд, вечернее собрание обоего пола для пляски (словарь В. Даля).

- Кто мне скажет, под музыку какого танца вы вошли в класс?

- Под музыку Полонеза.

Давайте исполним полонез с текстом оперы и постараемся с помощью жестов передать его характер.

Дети инсценируют полонез.

- Какой характер вы пытались передать через ваши движения?

- Торжественный горделивый.

– Вспомните, какие ещё танцы звучат на балу у короля Сигизмунда?

- Чем отличаются один танец от другого?

  • Ритмом;
  • Движениями;
  • Характером.

СЛАЙД №3

Мы не будем сейчас повторять все танцы. Я задам более сложную задачу.

Попробуйте переинтонировать полонез. Споём его мелодию в ритме вальса.

Поможет нам в этом синтезатор:

Выбираю стиль “вальс”.

Включаю автоаккомпанемент.

Дети исполняют мелодию полонеза в ритме вальса.

- Что изменилось?

- Стиль “вальс” изменил характер музыки. Портрет поляков стал более нежным, мечтательным.

- Меняется жанр танца (стиль синтезатора), меняется характер портрета.

- Теперь попробуем спеть мелодию полонеза в ритме польки.

Выбираю стиль “полька”.

Включаю автоаккомпанемент.

- Похоже на воинствующих поляков?

- Стиль “полька” изменил характер музыки. Портрет получился шаловливым, весёлым.

- Какой делаем вывод?

- Изменение жанра танца (стиля синтезатора) приводит к изменению характера музыкального портрета.

СЛАЙД №4

- Что такое портрет?

По словарю Даля ПОРТРЕТ - франц.:

Изображенье человека, лица его чертами, живописью.

Описанье нрава, быта и внешности человека.

- Что изображает танцевальный портрет?

- Прежде всего, характер человека и его манеру двигаться.

Сейчас мы с вами увидим несколько живописных портретов, а вы назовёте их общую особенность.

Смотрим слайд презентации.

СЛАЙД №5

Мы видим портреты людей разных эпох, с разными характерами, но везде рядом с ними находятся их любимые питомцы – животные. Часто говорят, что животные внешне похожи на своих хозяев. Иногда писатели, художники, музыканты наделяют наших питомцев людскими чертами характера, а людям приписывают черты характера животных. В нашей речи бытуют выражения: “хитрая, как…..(лиса)”, .“трусливый, как…(заяц)”, “голодный, как…(волк)”.

СЛАЙД №6

Французский композитор Камиль Сен- Санс подметил эту особенность и создал целый ряд портретов животных, наделённых людскими чертами характера.

СДАЙД №7

Сюита К. Сен-Санса называется “Карнавал животных”

- Что такое карнавал?

Карнавал - это народное празднество с шествиями, уличным маскарадом, первоначально весенние праздники в Италии (словарь Ожегова).

 

СЛАЙД №8

- Что такое сюита?

Сюита – (от французского suite — последовательность) это музыкальная циклическая форма, состоящая из контрастных частей. В старинной сюите это контрастные танцы.

СЛАЙД №9

Я вам предлагаю сейчас создать самим танцевальный портрет слона, используя стили и инструментальные тембры синтезатора.

СДАЙД №10

Используем алгоритм создания музыкального портрета.

  • Анализируем внешние черты животного его характер и манеру двигаться;
  • На основе анализа создаём рисунок мелодии и его ритмическую формулу;
  • Выбираем темп, в котором животное привычно движется;
  • Подбираем тембр инструмента;
  • К созданной мелодии выбираем стиль автоаккомпанемента.

Как выглядит слон?

- Как он двигается?

- Какие звуки он издаёт?

- Следовательно, мелодия должна изобразить зов трубы и размеренно повторяющиеся звуки - шаги.

- Темп будет быстрый или медленный?

Давайте посмотрим с вами на группы инструментов симфонического оркестра.

СЛАЙД №11

Тембры каких инструментов подойдут нам для создания портрета животного?

 

- Голоса инструментов будут низкие или высокие?

Это, возможно, фагот из группы деревянных духовых, туба из группы медных духовых или

контрабас из струнно-смычковой группы инструментов (смотрим слайд, играю сочинённую мелодию слона разными инструментальными тембрами).

 

СЛАЙД № 12

Закладываю в банке памяти синтезатора тембр контрабаса.

- Какой из танцев, прозвучавших на уроке, больше подходит слону?

- Вспомним характеры танцев.

- Наверное, полонез. Он строгий по характеру, величественный.

На карнавале всё выглядит не так, как есть. Под маской злого волка может скрываться трусливый заяц.

- Кто может скрываться под маской слона?

- Хочу сообщить одну особенность портретов у К. Сен-Санса. Они написаны с юмором.

- Какой танец будем использовать?

- Польку.

Закладываю в банк синтезатора стиль полька. Устанавливаю темп. Играю.

- Попробуем ещё один вариант

- Что менее вероятно или более удивительно – слон, который веселиться или который мечтает?

- Давайте выберем вальс.

Закладываю в банк синтезатора стиль вальса. Устанавливаю темп.

- Если мы выбрали вальс, то мелодия, наверное, должна кружиться?

Добавим кружение в рисунок мелодии.

Исполняю созданный нами музыкальный портрет слона.

- Хотите узнать, как звучит этот номер у К. Сен-Санса? Слушаем.

Фонограмма. Сен-Санс. “Карнавал животных”. Слоны

СЛАЙД №.13

- Всё ли нам удалось предугадать?

А теперь послушаем два музыкальных номера, один из которых принадлежит композитору Жаку Оффенбаху, а другой Камилю Сен-Сансу.

Фонограммы:

Жак Оффенбах. Оперетта “Орфей в Аду”. Канкан.

Сен-Санс. Сюита “Карнавал животных”. Черепахи.

- Что общего между этими танцами?

- Мелодия одна и та же, а что изменилось?

- Кого из животных мы знаем, как самого медлительного?

- Черепаху.

- Который из номеров принадлежит Сен-Сансу?

СЛАЙД № 14

Предлагаю вам музыкальные загадки.

СЛАЙД №15

- Соотнесите музыкальные портреты Сен-Санса с животными, изображёнными на слайде.

Слушаем. Фонограмма. Сен-Санс. Сюита “Карнавал животных”

1. “Королевский марш льва”

2. “Курицы и петух”

3. “Аквариум”

Ребята, поскольку вы так легко отгадываете музыкальные загадки, я могу предположить, что у вас дома есть животные, и вы их хорошо понимаете, потому что любите.

Подведём итоги.

Вспомним, что мы повторили и что узнали нового за сегодняшний урок?

Мы повторили танцы из оперы М.И. Глинки “Иван Сусанин”;

Выяснили, что замена жанра танца (стиля синтезатора) приводит к изменению характера музыкального портрета;

Оказалось, что мы сами с помощью стилей и тембров синтезатора можем создавать музыкальные портреты животных;

Познакомились с несколькими номерами из сюиты Сен-Санса “Карнавал животных”;

Поняли, что с помощью музыки можно шутить.

Предлагаю вам в финале урока музыкальный подарок.

Предпоследний номер “Карнавала животных” называется “Лебедь”.

СЛАЙД № 16

Под эту нежную, наполненную любовью музыку я вам покажу галерею портретов людей и животных разных эпох, преданных друг другу, любящих, и потому похожих.

Фонограмма. “Лебедя” Сен-Санса из “Карнавала животных”.

СЛАЙДЫ С № 17-23

В компьютерной презентации следуют слайды с портретами людей и животных.

Интернет сайты использованные в презентации.

  1. http://www.xrest.ru/preview/45985/
  2. http://blogs.privet.ru/community/paam/106981946/
  3. http://about artart.livejournal.com/150231.html
  4. http://garmoniazhizni.ru/post172228500/
  5. http://photographers.com.ua/pictures