Занятие педагога-психолога с учащимися "Моя будущая семья". 8–9-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Семья - это первый институт социализации ребенка. Именно в семье закладываются основные навыки общения, сочувствия, сострадания, формируется понятие об ответственности и уважении. Семья для ребенка как макет мира, ребенок усваивает те ценности, которые доминируют в семье. Кроме того семья решает задачи безопасности личности: это самые близкие люди, которым можно доверять, которые всегда поймут и помогут. И создавая и планируя свою будущую семью, подросток ориентируется на семью своих родителей: какие отношения были между мамой и папой, какие роли приписывались членам семьи, какие принципы использовались в воспитании детей. Проблема планирования семьи актуальна в наше время, когда количество разводов превышает количество свадеб.

При изучении социального паспорта учащихся МКС(К)ОУ школы-интерната №13 г.Юрги выявлено, что: родители пренебрегают своими родительскими обязанностями, многие семьи состоят на учете в ОДН, некоторые родители злоупотребляют алкоголем, т.е. дети, воспитывающиеся в таких семьях видят деструктивную модель семьи. Также в данном образовательном учреждении воспитываются дети- сироты, которые воспитывались в семье непродолжительное время или же с самого рождения попали в детский дом.

Исходя из всего вышеизложенного, возникла необходимость реализации системы мероприятий по подготовке старшеклассников к семейной жизни.

Занятие адресовано учащимся школы VIII вида, 8-9 класс, продолжительностью 40 мин.

Количество участников 8-12 человек.

Цель: создание условий для психологической подготовки старшеклассников к семейной жизни.

Задачи.

  1. Содействовать формированию представлений о семейной жизни, осознанию учащимися ценности семьи и развитию бережного отношения к своей семье;
  2. Способствовать коррекции поведения личности в семье через самосознание;
  3. Способствовать развитию рефлексии.

Материалы.

Проектор, компьютер, листы бумаги, ручки, 2 коробочки по размеру карточек, карточки с “мужскими” и “женскими” обязанностями.

Ход занятия

1. Приветствие “Ласковое имя” - участники по кругу озвучивают, как бы им хотелось, чтобы их называли в семье (или называют) и приветствуют друг друга.

2. Ребятам озвучивается тема занятия. Что значит семья? Чем семья отличается от нескольких друзей? Зачем жить семьей, если можно жить по отдельности?

(Слайд 1)

3. Ребятам предлагается объяснить смысл высказывания:

“Жить в семье - значит разделять друг с другом
все несовершенства, все беды и все чувства
и все же продолжать любить друг друга”.

(Слайд 2)

4. Каждый член семьи выполняет свою определенную роль для того, чтобы совместная жизнь была более гармоничной. Ведь семья – это не только слова, это еще и действия, которые говорят гораздо больше, чем слова. Давайте распределим все карточки на мужские и женские обязанности в семье:

  • Приготовление еды.
  • Забота о чистоте.
  • Ремонт обуви.
  • Замена лампочек.
  • Уход за огородом.
  • Уход за животными.
  • Стирка белья.
  • Мытье окон.
  • Ремонт.
  • Заработок денег.
  • Просмотр телевизора.
  • Забота о семье.

- учащиеся по очереди вытягивают карточки и ничего не говоря, кладут их в коробочку “для мужа” или “для жены”. После того, как все карточки распределены, проводится обсуждение обязанностей, в ходе которого, учащиеся подводятся к выводу о том, что для мира в семье неважно, женская или мужская обязанность, а важны любовь, уважение и сочувственное отношение друг к другу. (Слайд 3-5)

5. Сказка В.Сухомлинского “Семь дочерей”. (Слайды 6-9)

Учащиеся зачитывают сказку по ролям.

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.

- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.

- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.

- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.

- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.

- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги.

При прочтении важно, чтобы ребята показали эмоции, которые испытывают герои, что чувствовала мама во время рассказов дочерей. Обсуждая сказку, следует особое внимание заострить на то, что действия гораздо ценнее слов.

  1. Групповое сочинение “Моя будущая семья”. Для выполнения задания выбирается “писарь”, который будет записывать сочинение. Ребята по кругу диктуют предложения. Желание учащихся уточнить или подкорректировать сочинение не пресекается, важно поощрять коллективное обсуждение.
  2. Ребятам предлагается ответить на вопрос: “Что самое главное в семье?” (Слайд 10). Важно, чтобы высказался каждый участник. После ответов участников демонстрируется (Слайд 11). Психолог поясняет, что это не единственные “правильные” ответы.
  3. Упражнение “Самый- самый”. Учащиеся высказывают пожелания своему соседу по поводу его будущей семьи. (Слайд 12)
  4. Обратная связь. Учащиеся по желанию высказываются, что понравилось, что не понравилось в занятии, какое задание показалось трудным, какие чувства они испытывали во время занятия, что полезно было узнать.
  5. Ритуал прощания. Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и попрощаться.