Практическая деятельность школьников в курсе зоологии беспозвоночных как способ формирования их готовности к профессиональному самоопределению

Разделы: Биология


Как можно увлечь биологией детей в наше непростое время, когда все стремятся стать юристами или экономистами? Время не стоит на месте изменяются методы и формы обучения. Одна из основных форм – это проект, нетрадиционная форма внеклассной работы, которая направлена на развитие мыслительной, познавательной, творческой, поисковой, экспериментальной деятельности,  дающая возможность приобщать ребенка к творческому труду, готовности к профессиональному выбору. Но без систематической подготовки ребенка  к учебным занятиям, без достаточных знаний по предмету на успех в исследовательской деятельности учащихся рассчитывать нельзя. Моя задача – показать значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные элементы знаний в целостную систему, найти такой подход, который захватит не только ум ученика, но и душу.  Практические умения и навыки, приобретенные учеником на лабораторных и практических работах, наблюдения за живыми объектами и теоретические знания составляют вместе основу биологических знаний (слайд 6,7). Результаты наблюдений учащиеся фотографируют для создания отчетов, компьютерных презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям. Если исследования на уроках являются системными и регулярными, то ученик приобретает не только знания по предмету, но и заинтересовывается биологией как наукой. Наступает тот момент, когда, когда кто-нибудь из ребят захочет заняться проектной работой. На этом этапе ученик нуждается в помощи и моя задача поддержать его, развить способности, подготовить почву, для того чтобы эти способности были реализованы. Чтобы дети не потеряли интерес, мы проводим уроки в зоологическом музее ТГУ, палеонтологических музеях ТПУ И ТГУ, где ученики имеют возможность увидеть редкие экспонаты и получить комментарии ученых (слайд 12, 13). Выезжаем на экскурсии для знакомства с натуральными объектами в природе. Необходимо разбудить природную любознательность, сформировать общие учебные умения, постоянно стимулировать познавательную активность школьников. В школе регулярно проводятся выставки фотографий. Ребята с большим интересом по итогам своих творческих работ  создают компьютерные презентации, с которыми выступают перед учениками начальных классов, вовлекая их в проектно-исследовательскую деятельность. (Слайд 5), представляют свои доклады на школьном образовательном форуме, городских ученических конференциях и других конкурсах. В Федеральных  Государственных образовательных стандартах одной из задач экологического и биологического образования школьников четко обозначено формирование практических навыков определения представителей флоры и фауны родного края. Но в школьном учебном плане на её решение отведено крайне мало часов. Интеграция общего и дополнительного образования позволяет успешно решать обозначенную задачу современными, популярными у детей и подростков методами. Кружковая работа в школе также направлена на дальнейшее развитие познавательного интереса. Дополнительные знания, которые учащиеся получают,  на занятиях не только расширяют кругозор, но и позволяют успешно участвовать в различных экологических конкурсах. Для подготовки к ним используют  дополнительную литературу, например, «Справочник - определитель насекомых Томской области» автор зав. Кафедрой защиты растений Биологического института ТГУ профессор А.С. Бабенко, Красная книга Томской области и др. (слайд11). Во время летних каникул на базе ДООЛ «Пост №1» Дворца творчества детей и молодежи прошла экологическая смена, где мы с ребятами знакомились с видовым составом насекомых и других беспозвоночных, обитающих на территории лагеря (слайд 15). Ребята с увлечением оформили коллекцию эти насекомых, сделали фотографии. Весь собранный материал будет использоваться дальнейшей работе. Все перечисленные и другие формы работы, используемые, в практике моей работы направлены на реализацию требований новых образовательных стандартов, способствуют предпрофильному и профильному самоопределению обучающихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ