Внеклассное мероприятие в начальных классах "Праздник цветов"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Задачи:

  1. формирование бережного отношения к природе, экологической культуры учащихся;
  2. развитие познавательного интереса;
  3. воспитание чувства прекрасного в душе ребенка.

Оборудование: Плакат «Польза цветов  – в их красоте, а красота людям необходима», выставка открыток цветов, рисунки учащихся «Мой любимый цветок»; репродукции картин И. Хруцкого, В. Конашевича «Желтые георгины» и «Увядшие хризантемы», А. Герасимова «Полдень»

Подготовка: к празднику готовятся и дети и родители: ищут легенды, песни, игры, загадки о цветах; рисуют рисунки на тему «Мой любимый цветок»

Ход мероприятия

(Звучит «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»)

Ведущий 1: Вы любите цветы? Кто же их не любит. Ведь каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите на них. О чем вы думаете, глядя на них? Что они значат для вас? О чем они говорят? (дети отвечают)

Ведущий 2: Цветы всегда были любимы людьми. Даря друг другу цветы, они выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.

Чтец:

Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность, людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие теплые костры.

Ведущий 1: Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов, музыкантов. Посмотрите на картины художников. Вот натюрморты художника И. Хруцкого, изображающие цветы и фрукты. Они наполнены жизненной силой самой земли.

Ведущий 2: А вот нежнейшие воздушные акварели В. Конашевича «Желтые георгины» и «Увядшие хризантемы». Такое впечатление, что художник только коснулся кистью бумаги, так трогательны и одиноки последние осенние цветы.

Ведущий 1: А. Герасимов очень любил писать сирень. Посмотрите, как прекрасен этот букет белой и лиловой ветки сирени в простой вазе на открытом окне. (Картина «Полдень. Теплый дождь.») Эти свежие ветки сирени по цвету составляют одно целое с пейзажем за окном. Картина пронизана свежестью и спокойствием.

Ведущий 2: Проникновенно писали о цветах и поэты. Послушайте стихотворение Р. Гамзатова.

Чтец:

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою.
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи.
Видел я: цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад –
Видите, моргая еле-еле,
На людей они глядят.
Все цветы, как дети в колыбели.

Ведущий 1: Давайте и мы ближе познакомимся с цветами и вместе с поэтами, художниками и композиторами посмотрим в их добрые прекрасные глаза, полюбуемся ими, и может быть, сами станем чуточку добрее, мудрее и красивее.

(Дети, одетые в костюмы цветов, выходят и танцуют вальс)

Ведущий 2: Про то, как пришли на Землю цветы, в народе вот что сказывают. Возвращался будто бы Иван-царевич от Бабы Яги. Доехал до большой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная дуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в другую сторону – радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком. Бросилась Баба Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколки – цветочки. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича…. А другие, злые и ядовитые – это там, где Баба Яга ступала. “Сказка – ложь, да в ней намек”,  – говорит народ.

Ведущий 1: Помните, у Пушкина: “Свет мой, зеркальце, скажи…”

Приглашаем желающих посмотреть на себя в волшебное зеркальце.

Посмотрели? А теперь обведите контуры своего лица, но не забудьте, что автопортрет должен быть в форме цветка – любого. (Дети работают вместе с родителями, затем все цветы крепятся на доску, формируя букет.)

Ведущий 2: О цветах у разных народов сложено много красивых легенд. Я предлагаю вам, познакомится с ними. (Выходят пары: ребенок и родитель. Ребенок читает стихотворение, а родитель рассказывает легенду о цветке.)

Несколько вариантов выступлений.

Подснежник.
Выглянул подснежник
В полутьме лесной
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга.
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед –
Раз пришел разведчик,
И весна придет.
Е. Серова

– Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел снег, и Ева замерзла. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее. Превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника – надежда.

– А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу весне (на фоне звучит пьеса Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года»)

(Дети поют песню Г. Левдокимовой на слова И. Черницкой «Подснежник»)

Незабудка
Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал –
Веселых, голубых?
Должно быть оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок.

– Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имя, никого не обидела и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок: «Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя.» Оглянулась она – никого не было видно. Снова захотела уйти, но голосок повторился: «Не забудь меня, Флора! Дай и мне, пожалуйста, имя.» И тут только Флора увидела в разнотравье маленький голубой цветочек. «Хороша, – сказала богиня, – будь незабудкой. Вместе с именем я наделяю тебя силой  – ты будешь возвращать память людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину.

– Есть другая легенда об этом цветке. Путешественник остался в чужой стране и стал сказочно богатым и знатным. А мать долго его ждала и, отчаявшись, попросила прохожего гусляра отнести сыну букетик незабудок. Пришел гусляр в чужую страну, увидел сына, утопающего в роскоши, и попросил разрешения спеть ему. И спел он колыбельную песню, которую пела ему мать, и передал букетик незабудок. И сын все вспомнил, он пришел к умирающей матери, потому что незабудка – цветок постоянства и верности.

Ведущий 1: Много мы с вами сегодня говорили о цветах, но есть еще цветы самовлюбленные.

Нарцисс.

Жил когда-то юноша, говорится в одной легенде, и был он сыном беотийского речного бога Керфиса и очаровательной нимфы Дириопы. Всем хорош и красив был юноша, и многие девушки добивались его любви, но он оставался ко всем безразличен. Никто не знал его непростительной слабости – он никого не любил, кроме самого себя. Юноше, впрочем, никогда еще не приходилось видеть своего отражения. Вещуньи предсказывали ему, что как только он увидит самого себя, то сразу умрет. Но юноша лишь смеялся над этим прорицанием и беспечно предавался пустым развлечениям и охоте. Богиня Немезида наказала самовлюбленного юношу. Как-то весной, отправившись на охоту, подошел он к роднику, захотел напиться. Наклонился он к зеркальной воде и увидел самого себя. Увидел – и уже не мог оторваться, очарованный собственным отражением. Так и погиб у воды. Добрые лесные нимфы приготовили могилу под кущами тенистых деревьев. А когда пришли они за телом, – не нашли его. На том месте, где склонилась голова юноши, вырос цветок. И назвали его…(нарцисс)

Ведущий 2. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются.

Ландыш  – ароматный майский цветок.

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим  – я и ты?

О появлении ландыша рассказывают так: горючие слезы Богородицы по распятому Сыну падали на землю, и на их месте вырастали белые ландыши, на которых потом появлялись красные, как капли Христовой крови, плоды. Ландыш  – один из самых красивых и любимых народом цветов. Ему посвящали стихи, легенды, сказания, в его честь устраивались праздники, народные гуляния. Французы с 17 века накануне первого майского воскресенья отмечают праздник ландышей. Ландыш издавна почитался целебным растением. Капли ландыша помогают при заболевании сердца.

Ведущий 2: Во всех странах любят цветы, в Литве ,например, даже одну из самых распространенных детских игр назвали «Цветы». Давайте поиграем в нее.

Игра «Цветы» Сначала по любой известно считалке определяют водящего. Каждый игрок называет любой цветок. Водящий называет любой цветок и старается запятнать его. Тот, в свою очередь, от него убегает, не выходя за пределы площадки. Если он чувствует, что водящий его вот-вот догонит, он может назвать другой цветок. Тот, чей цветок назвали, хлопает в ладоши, и тогда водящий бежит за ним. Игрок, который растеряется и не успеет назвать цветок прежде чем до него дотронется водящий, встает на его место.

Ведущий 1: Продолжим наше путешествие. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь. Царица цветов, она символизирует любовь, милосердие, терпение, мученичество Богородицы. (Роза)

Роза
О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире нечего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей.
С. Маршак

– Индийские мифы гласят, что из бутона розы родилась Лакшми  – богиня красоты и плодородия, и её колыбель у всех восточных народов почитается как символ божественной тайны. Древнегреческий поэт Анакреонт писал, что роза явилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, богине любви и красоты, когда она с первыми лучами утренней зари выходила из моря. Очарованные цветком боги обрызгали его нектаром, давшим розе ее дивный аромат. Роза оставалась белой да тех пор, пока возлюбленного Афродиты Адониса не ранил на охоте дикий вепрь. Афродита устремилась в роковую рощу, не обращая внимания на то, что шипы ранят её ноги. Несколько капель крови упали и на цветы. С розой связано множество христианских легенд. Одна из них – как архангел Гавриил сплёл для Пресвятой Богородицы три венка: из белых роз – радость Богородицы, из красных – её страдания, из желтых  – её славу.

Василек – верный спутник хлебного поля.

Твой глазок на ножке твердой.
Затерялся в колосках.
Все же ты, красавец гордый,
Гость ненужный на полях.

– Он был завезен в Европу вместе с рожью ещё в начали нашей эры. В Европе цветок издавна считался одним из лучших для плетения венков. Из-за этой своей особенности он вошел, словно вплелся, в историю Германии и России. В тяжелые для Германии времена королева Луиза со своими детьми бежала из Берлина в Кенигсберг. Гуляя однажды с детьми, она купила у крестьянской девушки букетик васильков. Слабенькая, болезненная принцесса Шарлотта надела на голову венок из васильков, и щеки её вспыхнули румянцем. Для королевы василек стал предвестником счастья. Предчувствия королевы оправдались. Монархия была восстановлена. Принцесса Шарлотта вышла замуж за русского императора Николая 1 и превратилась в могущественную русскую императрицу Александру Федоровну.

В одной из легенд рассказывается о том, как красивый стройный юноша Василек и русалка полюбили друг друга. Но не сложилось у них счастье: Василек не мог жить без земли, а русалка – без воды. Превратила русалка своего любимого в цветок, надеясь, что когда-нибудь дождевой поток принесет его в реку, но он крепко держится корнями за родную землю.

Чтец:

Ромашки
Маленькое солнце на моей ладошке, –
Белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком желтые сердечки.
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
Зацвели ромашки – наступило лето.
Из ромашек белых вяжутся букеты.
В глиняном кувшине, в банке или чашке
Весело теснятся крупные ромашки.
Наши мастерицы принялись за дело –
Всем венки плетутся из ромашек белых.
И козленку Тимке и телушке Машке.
Нравятся большие, вкусные ромашки.
З. Александрова

Ведущий 1. По ромашке в шутку загадывают судьбу: “Любит – не любит!” Мы тоже предлагаем вам испытать судьбу на нашей ромашке, на каждом лепестке написаны загадки, попробуйте их отгадать.

  1. Стоят кругом сестрички-
    Желтые глазки, белые реснички. (Ромашки)

  2. Называют «ноготки»
    Цвета желтого цветки.
    Как еще нас называют?
    Для чего нас применяют? (Календула)

  3. Он стоит на ножке тонкой
    Словно аист, в поле чистом.
    И накрылся, как шапчонкой,
    Белым зонтиком пушистым. (Одуванчик)

  4. Крошечные чашечки развесил,
    Словно бусы, он на стебельке,
    И, должно быть, думает о лесе,
    Солнечной лужайке и реке. (Ландыш.)

  5. Дико розой называют,
    Как лекарство применяют. (Шиповник)

  6. Был одет ребенок
    В двадцать пеленок.
    Пеленки раздвинулись,
    Края их раскинулись.
    А пеленки атласные
    Розовые, красные. (Роза)

  7. Этот цветок называют «звездой»
    Так бы его вы назвали и сами,
    В нем лепестки разбежались лучами
    От сердцевинки, совсем золотой. (Астра)

  8. На лугу со всех сторон
    Легкий-легкий, тонкий-тонкий
    Будто слышится мне звон. (Колокольчик)

Ведущий 2: Нет на земле языка более сокровенного и понятного сердцу, чем язык цветов. Как часто один-единственный цветок может сказать человеку больше, чем самое красноречивое послание! Говорят, если даришь близкому другу цветы, слов не надо: в цветах и чувства твои, и доброта, и все надежды твои, и залог счастья.

Ведущий 1: Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются.

Ведущий 2: А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, а затерянном среди хлебов васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чем-то своем…

Ведущий 1: А всегда ли человек относится к природе, как к другу? (ответы детей)

Вот послушайте стихотворение Е. Карасева:

НА ЗЕМЛЕ ИСЧЕЗАЮТ ЦВЕТЫ
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветков луговых
Нам понятно было едва ли:
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой»
Нам казалось все мало и мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под снега,
Молчаливо дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Без надёжно гвоздики глядели.

Сценка «БЕЛАЯ ЧЕРЁМУХА»

Девочка (идет по сцене и читает стихотворение, показывая на куст черемухи).

Расцвела черёмуха около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней.
И могла цвести она много-много дней.

(Любуясь черемухой, мимо проходят девочки.)

– Чья это черемуха?
– Да она не чья.
Белая снегурочка около ручья.

(Идет группа школьников. Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева.)

Девочка:

Прибежали девочки, а снегурки нет.
Лишь в пыли валяется вянущий букет.
А была черёмуха чистая, как снег,
Радовался деревцу каждый человек.

Ведущий 2: Как поступили эти ребята? Почему нельзя обламывать ветки с деревьев? Срывать листья?

Ведущий 1: Посмотрите на эту полянку, на ней черные круги и квадраты. Под каждым из них – растения, цветы. Мы можем убрать эти круги и квадраты, если назовем правила поведения в природе, чтобы сохранить растения? (Ответы детей по правилам поведения по отношению к растениям: на доске изображены эти правила.)

Вывод. Растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

Ведущий 2: А почему нельзя рвать охапки цветов? (Ответы детей.)

Чтец:

ЕСЛИ Я СОРВУ ЦВЕТОК
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны, и не будет красоты!
Т. Собакина

Ведущий 1: В книге Е.Л. Прасоловой «В союзе с красотой» есть прекрасные слова: «Я сорвал цветок  – он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». Как понимаете эти слова?

Ведущий 2:Мы запомним правила о том, что нельзя рвать цветы, и можно убрать черные круги, под ними яркие рисунки растений(кувшинка, ландыш, василек). Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же, как сами эти растения – природу.

Ведущий 1: Ребята, наша встреча подошла к концу, но вы помните, что цветы -всегда праздник для человека, с ним приходит к нам радость. А мы должны беречь, охранять и защищать их.

Ведущий 2: Можно получить большое удовольствие от общения с природой, не сорвав ни единого цветка, если следовать мудрым словам азербайджанского поэта Самеда Вургуна, который пишет:

«Давай пройдемся медленно по лугу.
И «здравствуй»! – скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтобы рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.»