Упражнение в написании приставок и безударных гласных в корне

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать навык правописания приставок
  • развивать орфографическую зоркость
  • осознанно употреблять слова с приставками

Задачи урока:

  • “ открыть” новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск её решения в процессе работы
  • учиться разбирать слова по составу
  • знакомство с приставкой как со значимой частью слова
  • применять знания на практике
  • учиться общаться друг с другом
  • развивать обще-учебные умения и навыки: работать с учебником, навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в парах
  • воспитывать любовь к слову, учить видеть прекрасное и выражать это в речи

Ход урока

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

На части не делится солнце лучистое.

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить

(журнал Начальная школа”)

2. Чистописание

На доске: пролетел, выбежал, навещу.

- Что общего в этих словах?

- Определите, какую букву будем писать, если она обозначает согласный глухой мягкий звук.

- Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Спишите, выделите приставки.

Счастливый и в огне не сгорит, и в воде не потонет. Одна ученица слово счастливый разобрала по составу так: корень – часть, ый – окончание, с – приставка, лив – суффикс. А что вы можете сказать?

3.Повторение. Проверка домашнего задания. Упр. 336. Слайд 1, 2.

Подруга, подарок, подумал, подавать

Подпись, подготовка, подводный

Вывод: приставки пишутся всегда одинаково.

- А что вы ещё знаете про приставки? (Учитель на доске записывает все высказывания детей в виде цветка: стоит перед корнем, это часть слова, нельзя путать с предлогом и другие). Таким образом, на доске появляется графическая модель – схема в виде цветка. Ни одно произведение немыслимо без слов с приставками. Это можно проверить на всем известной сказке А. С. Пушкина. Слайд 3, 4. Мы с вами прочитали произведение “ Растрёпанный воробей” К. Г. Паустовского. “ Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости” К. Паустовский. Я считаю, что эта “зоркость” в полной мере выражается и с помощью такой малюсенькой частицы слова – приставка. (Воробей – взъерошенный, голодный; прилетел, подрался, отблагодарил и т. д) Работа с синквейном по теме “ Воробей”.

- Давайте остановимся на одном из высказываний.

4. Работа по теме урока. “ В приставках таится разнообразие смысла” К. Паустовский

Наблюдение: 2 стула, на них сидят дети. Я говорю: при-

- Что надо сделать? (придвинуть) Я говорю: пере-

- Что надо сделать? (передвинуть). Я говорю: раз-

- Что надо сделать? (раздвинуть). Запишем полученные слова: придвинуть, передвинуть, раздвинуть, отодвинуть, сдвинуть, подвинуть. Выделите приставки.

Вывод: приставки передают определённый смысл. Они служат для образования новых слов.

Наблюдение: Вот телевизор. Я говорю приставку – в- (включим)

Я скажу: пере-? (переключим)

Я скажу: вы-? (выключим)

Вывод: приставки – великие труженицы! А где они пишутся?

Наблюдение. Инсценировка сказки “ Кто главнее и важнее?”

“ Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное – суффиксы. Иногда они звенят, как колокольчики: оньк, еньк, знь. Иногда стучат каблучками: ек, ик, чик, ник. Иногда поют, как птички: чив, лив, чив, лив.А бывает, будто просят о чём-то: н…, льн…. Поначалу суффиксы очень дружили с приставками и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили о том, кто лучше из них помогает корню выражать значение слова.

Приставка. Ну как вы не понимаете? Возьмём слово выиграть, это совсем не то, что проиграть! А написать самой – это вам не списать у кого-нибудь. И всё это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого ещё какие-нибудь слова?

Суффиксы. Конечно, нужны, и очень много! Мы привели сюда целую семью слов: лесок, лесник, лесовик. Смотрите, как могущественны в этих словах мы, суффиксы! Захотим – и деревьев станет меньше. А вот и нет никаких деревьев, зато вот оно – сказочное существо, доброе, волшебное! А вот и человек, который охраняет лес. И все эти превращения совершили мы, суффиксы.

Приставка. Зато если хотят сказать про что-нибудь, что оно очень очень, ну просто очень- преочень, то на помощь приходим мы, приставки! И тогда говорят не хорошенький, а прехорошенький, не огромный, а преогромный! Так что да здравствуем мы, приставки!

Суффиксы. А зато суффиксами можно приласкать! И сказать не мама, а мамочка, не Оля, а Оленька! НЕ Влад, а Владик! И про тебя скажем не Наташка, а Наташенька!

Спорили приставки и суффиксы, спорили – чуть не подрались! Спасибо вовремя корень вмешался – встал между ними.

Корень. Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без корня , сказать! За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, - слева, а вы, суффиксы, - справа. И станете вы меня во веки веков охранять и мне помогать. А за службу вашу верную я подарю вам дома-терема, и , чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные. У приставок одни, а у суффиксов другие. А себе я крышу выберу самую красивую, на месяц в небе похожую.

Тут всем спорам конец пришёл. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватит.

Слов на свете нам не счесть
В каждом слове корень есть.
В корне смысл, да не весь,
Потому приставки есть!

5. Физкультминутка. (Слайд 6)

Пальцы в парту упираем,
И тихонько нажимаем.
Если мы сильней нажмём,
Дырку в парте мы протрём.

6. Обобщение наблюдений. Вы воды. Работа в парах по карточкам. Слайд № 10. Слайд 11

Упражнения на выбор: слайды 7,13

- Где стоит приставка? Для чего она служит? Какие ещё части есть в слове?

7. Работа с тестом № 1.

А сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно ответите на вопросы, то сможете прочитать ключевое слово.

1.Часть слова, без которой слово не может существовать?

а) суффикс;

З) корень;

Г) окончание

2. Родственные слова – это слова

р) слова, которые сходны по смыслу;

Н) слова, которые сходны по смыслу и имеют общую часть

3. Окончание служит для образования новых слов.

а) нет;

е) да

4) Суффикс служит для связи слов в предложении

м) да;

т) нет

5) Корень – это:

о) общая часть родственных слов;

и) общая часть слов

6) Приставка служит для образования новых слов:

к) да;

с) нет

7) Разбор слова по составу надо начинать с:

и) окончания;

д) приставки;

п) корня

8) Творческое задание для знатоков. (Слайд 8)

Вдруг лес …гудел. Всё в нём …шипело. По лесу …бежала позёмка. Ветер …летел, деревья …качались. С еловых лап …летели сугробики. Снег …сыпал, …вился. Началась пурга. Она продолжалась день и ночь, весь лес …лепила снегом. (В. Бианки)

9) Игра “ Приставка или нет?”

Засмеялся, закон, зарево, заработок, загиб, запах, зануда, зайчонок, запрятал, заявление, замок, заморский, забег, забава

10) Отдых.(Слайд 9)

Милым детям нужно …стать,

Руки медленно …нять.

Пальцы …жать, потом …жать,

Так секунду …стоять.

Руки плавно …пустить.

Всё еще раз повторить.

11) Итоги. Домашнее задание.

12.)Работа по карточкам. Задание на выбор с разной степенью трудности.

Ответы: заготовка, рассада, покраска, заморозки, подход, пословица, бессмертный, зоренька

13.)Самооценка.

- Кто почувствовал на уроке “ искорку счастья луча золотистого”?

См. презентацию.

Литература

    1. О. И. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т. Г. Рамзаевой.
    2. М. В. Соловейчик “ Я иду на урок в начальную школу” Русский язык. Библиотека – “ Первого сентября”
    3. В. А. Шукейло “ Русский язык в начальных классах” Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения.
    4. Г.Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая “ Секреты орфрграфии”
    5. И. Б. Голуб, Н. Н. Ушаков “ Путешествия по стране слов”
    6. Н. М. Бетенькова. Грамматика в рифмовках.
    7. Т. Г. Рамзаева “ Русский язык 3 класс”
    8. Л. А, Фролова “ Русский язык Тесты 3 класс”
    9. М. С. Соловейчик “ Русский язык в начальных классах Теория и практика обучения”
    10. Т. В. Шклярова “ Русский язык Сборник упражнений 3 класс”
    11. С. В. Кутявина “ Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой”
залез расписка полёт занос
приготовить садик краски морозец
ночка звезда дочка горка
коса   лапа листочки
       
подчистка понёс бессонница зори
ходить слово смертный Оленька
  курица лесной нога
  крапива осиновый  
залез расписка полёт занос
приготовить садик краски морозец
ночка звезда дочка горка
коса   лапа листочки
       
подчистка понёс бессонница зори
ходить слово смертный Оленька
  курица лесной нога
  крапива осиновый  
       
понёс бессонница занос залез
слово смертный морозец приготовить
курица лесной горка ночка
крапива осиновый листочки коса