Из опыта работы классного руководителя "Повышение качества успеваемости в 6-м классе"

Разделы: Классное руководство


Повышение качества успеваемости обучающихся любого класса – проблема далеко не новая. И все-таки каждый классный руководитель решает ее по-своему.

К изложению данного материала меня подвигли те успехи, которых мне удалось добиться в настоящем 2011–2012 году в моем 6-б классе за время первой и второй четверти.

Чтобы результаты, показываемые мною, воспринимались таковыми, необходимо следующее пояснение. Из начальной школы класс пришел ко мне в количестве 25 человек. Их них : 2 отличника, 8 хорошистов. Пятый класс этот же классный коллектив закончил в составе 21 человека, четверо выбыли по семейным обстоятельствам в другой населенный пункт. Среди выбывших был хорошист. В конце 2010–2011 учебного года 5б класс имел одного отличника и трех хорошистов. Первую четверть 2011–2012 учебного года закончили всего с двумя “хорошистами”. Проблема повышения качества обучения в данном учебном коллективе стала особо остро.

Я как классный руководитель уже в конце пятого класса предвидела возможность ее обострения в дальнейшем и осознанно выбрала на 2011-2012 учебный год воспитательную программу: “Я в Мы”. Сущность этой программы отражена в целях и задачах, которые я ставила перед собой, ключевых понятиях, планируемых результатах:

  • Цель воспитательной работы:
  1. Закрепить общественно значимую позицию классного коллектива: творить добро (активное участие всех учеников класса в жизни школьного сообщества, в социуме родного поселка).
  2. Повысить уровень ответственности каждого ученика за результаты учебной деятельности.
  3. Повысить качество успеваемости (в классе может быть 2 отличника, 7 хорошистов).

Задачи
– Целенаправленно обучать школьников коллективной и групповой деятельности.
– Предоставить ученикам возможность попробовать себя в различных видах деятельности (проектной, исследовательской, конструкторской, художественной) и разнообразных областях знаний, соединяя эти пробы с последующим самоанализом.
– Продолжить приобщение школьников к культуре родного края, традициям семьи.
– Подготовить учеников к определению собственного образовательного маршрута.

Ключевые понятия сущности воспитательной системы класса:

– Индивидуальность
– Самостоятельность
– Доброта
– Забота
Творчество
– Активность
– Коллектив

  • Ожидаемые результаты
  1. Появление у подростков чувства ответственности, взрослости. Осознание себя как личности, открытие собственного “Я”.
  2. Овладение наиболее простыми способами самооценки, самоанализа.
  3. Проявление интереса к другому человеку как к личности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими.
  4. Объективное оценивание своих результатов, умение сравнивать их с результатами других учеников.
  5. Повышение статуса класса в общешкольной номинации “Учеба и дисциплина”

По итогам 2-й четверти учебные результаты класса были таковыми:

Отличники – 1 чел.
Хорошисты – 5 чел.
С одной “3” – 1 чел.
С двумя “3” – 2 чел.

Болезнь двух человек в последние две недели четверти не позволила им справиться с поставленной перед ними задачей – успевать по всем предметам на “4” и “5”. Проблема психологического характера (неуверенность в собственных возможностях постижения математических знаний) помешала еще одной “хорошистке”.

На 3-й четверть мы с ребятами этой группы наметили реально достижимые в наших условиях результаты:

Отличники – 2 чел. Один из них, бывший в начальном звене отличник должен повысить прилежание по математике и физкультуре.

“Хорошисты”– 8 чел.

Каждый из ребят этой группы и всего класса в целом наметил для себя учебные цели и спланировал “шаги” их достижения.

Отвечая на вопрос анкеты (анкетирование 21.01.2012), все ученики класса сказали, что хотят получать крепкие знания и достичь намеченных результатов.

Формированию осознанного желания успешного обучения способствовал ряд мероприятий, проведенных классным руководителем за обозначенный период времени:

“Шаги” достижения цели.

(Основные мероприятия за 1-е полугодие.)

  1. Выбор воспитательной программы “Я в Мы”.
  2. Трансляция в родительско-ученическо-педагогической среде воспитательной цели (родит. собр. “Наши задачи на новый учебный год”27.09. 2011).
  3. Круглый стол с участием учеников-“хорошистов”, родителей, учителей, зам. директора по УВЧ, педагога-психолога: “Домашние задания. Помощь? Контроль? Или…” 12.10.2011.
  4. Родительское собрание с уч-ся 6б класса “Домашние задания: помощь или контроль?” 10. 12.2011.
  5. Подведение итогов. Награждение (29.12.2011).

По анализу заместителя директора по учебно-воспитательной работе, прозвучавшему на педсовете 26.01. 2012, класс в целом заметно повысил качество успеваемости.

Все дети, кроме двух учеников, улучшили собственные результаты по 2–4 предметам.

Достижению результата способствовали следующие условия:

  • Педагогика сотрудничества в действии.
  • Дружный коллектив учителей-единомышленников.
  • Уважительный диалог с родителями.
  • Поддержка со стороны администрации школы.
  • Психолого-педагогическоеческое сопровождение в лице педагога-психолога школы и социального педагога.
  • Мотивированные на достижение хороших учебных результатов обучающиеся 6б кл.

Я как классный руководитель была и остаюсь связующей нитью для всех участников этого процесса и одновременно локомотивом, потому что как классный руководитель лучше других педагогов, работающих в 6б классе, знаю психолого-педагогические особенности своего класса и каждого ребенка в отдельности. Эти знания были получены в результате различного рода анкетирований и тесного контакта со своими учениками. На вопрос “Кто помог достижению намеченного учебного результата?” 60% опрошенных ответили – классный руководитель, 30% – родители и классный руководитель и 10% – никто (всего было опрошено 20 человек).

На третью четверть также спланирована работа по достижению намеченной цели.

Проведено родительско-ученическое собрание “Как научить ребенка планировать свои действия, прогнозируя их последствия”. Приводимый ниже протокол собрания дает представление о направлении намеченной деятельности.

Протокол № 3 родительского собрания 6б класса ОСОШ № 2 28. 01.2012.

Тема: “Как научить ребенка планировать свои действия, прогнозируя их последствия”.

Цель:

  • Познакомить родителей с содержанием лекции по теме собрания, обогатить их родительский багаж приемами воспитания ответственности ребенка при достижении поставленной учебной задачи.
  • Показать родителям возможности их родительской помощи в достижении поставленной учеником учебной цели. Через мини-уроки показать приемы активизации учебной деятельности ученика, роль учителя и родителя в учебном процессе.

Участники собрания:
Родители……………чел.
Ученики 6б кл………чел.
Учителя………………………………………………………….

Ход собрания

  1. Слайд-презентация учебных результатов за 2 четверть (из опыта работы классного руководителя 6б кл. Гильдман С.А.).
  2. Мини-урок по математике: объяснение учителя, закрепление материала, что могут сделать родители дома, чтобы ученик прочно усваивал учебный материал. Проводит урок Попова Л.В.
  3. Мини– урок по русскому языку. Проводит Гильдман С.А.
  4. Родительский лекторий “Как помочь ребенку учиться” (см. материал на сайте учителя Гильдман С.А.). Читает лекцию Гильдман С.А.
  5. Выступление родителей. Из опыта семейного воспитания ответственного отношения к достижению намеченной учебной цели.
  6. Благодарное слово классного руководителя в адрес отдельных родителей.

Решение:

  1. Продолжить практику тесного сотрудничества учителей и родителей.
  2. Осуществлять систематический контроль учебного процесса (1 раз в две недели) для следующих учащихся в присутствии родителей (ряд фамилий)
  3. Выбрать учащихся, отвечающих за активность учеников на уроке (они должны посчитать, кто сколько раз поднимет руки на уроке и ответит). Учредить награду для учеников, активно работающих на уроке.
  4. Команде завучей класса подводить итог работы учащихся за неделю, распределять места по количеству полученных оценок.
  5. Исправлять оценки в день получения “двойки”-(“3” для отличников и хорошистов) или в то время, которое наметит учитель.
  6. После 2-х случаев невыполнения домашних заданий без уважительной причины вызвать родителей в школу, наметить план решения проблемы.
  7. В случае отсутствия положительного результата рассмотреть вопрос обучения конкретного ученика на педагогическом совете школы в присутствии родителей.
  8. Завести рапортичку для отражения четкой информации о подготовке домашнего задания и работе учеников на уроках.

Секретарь собрания…………………..

В подготовке к собраниям мне помогли следующие материалы:

1. Опросник для учащихся 6б кл.

Интересы и досуг.

Ребята! Подчеркните ответы, которые соответствуют вашему мнению.

1. Я учусь, потому что:
– мне интересно,
– этого требуют мои родители,
– нужно для поступления в ВУЗ.

2. Учиться необходимо, потому что:
– пригодится в жизни,
– другое……………………………………..

3. Мне нравится учиться:
– всегда,
– иногда,
– никогда.

4. Я хожу на занятия потому, что (выберите 2–3 утверждения):
имею возможность общаться с друзьями,
– там интересно,
– весело,
– люблю свой коллектив,
– нравятся педагоги,
– близко от дома.

5. Сколько времени у вас занимают домашние задания?
Выберите одно утверждение:
– более 3 часов,
– 2–3 часа,
– 1–2 часа,
– 30 минут – 1 час,
– 10– 30 минут,
– другое…………….

6.Что мешает хорошо выполнять домашние задания?
Выберите одну или несколько причин?
– лень, телефон, телевизор, друзья, музыка,
– усталость,
– неинтересность заданий,
– оторванность предметов от жизни,
– запущенность материала,
– все равно не спросят,
– несправедливость в оценке,
– плохие учебники,
– слабое здоровье,
– чтение художественной литературы,
– другое……………….

7. Сколько времени в день уходит на просмотр телепередач?
– Сколько времени гуляете?
– Сколько времени занимаетесь с родителями совместными делами?
– Сколько времени уходит на чтение газет, журналов?
– Сколько времени уходит на чтение художественной литера туры?
– Сколько времени уходит на спортивные занятия?
– Сколько времени на музыку?
– Сколько – на кружки и другую деятельность?
– Есть ли обязанности по дому?

Анкета взята из брошюры “В помощь классному руководителю. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя” Составитель Н.А. Панченко. Волгоград. Изд. “Учитель”, 2007 г. – 128 с.

2.Опросник для родителей.

  1. Как вы оцениваете результаты учебной деятельности своего ребенка?
  2. Если результаты ниже желаемых Вами то, каковы причины недостаточной успеваемости Вашего ученика?
  3. Что Вы предполагаете делать для улучшения результата?
  4. Есть ли взаимосвязь между здоровьем Вашего ребенка и его успеваемостью?
  5. Сколько времени тратит Ваш ученик на выполнение домашнего задания?
  6. Возможно ли обучение Вашего ребенка без домашнего задания?
  7. Принимаете ли Вы участие в выполнении домашнего задания, в решении учебных задач ученика?
  8. Ваши предложения для подъема уровня качества обученности в 6б классе?

Ф.И.О. родителей, ответивших на вопросы:

Опросник составлен С.А.Гильдман

3.Две статьи из интернетсети о постановке и достижении определенной цели:
– mlminternetbiz.ru›joomla-overview/345 –…Цели. Автор Сухар Алоис;
– bezschool2.at.ua›kak_pomoch_rebenku_uchitsja.doc “Как помочь ребенку учиться”.

Воспитательная работа в классе вовсе не сводится к решению одной выше обозначенной проблемы. Мы с ребятами второй год занимаемся проектной деятельностью. В прошедшем учебном году реализовали творческий проект, в основе которого было инсценирование спектакля – мюзикла “Снежная королева”. В настоящем учебном году также успешно занимаемся сценическими постановками. Наши инсценировки были отмечены на празднике “День рождения школы” и на новогоднем балу.

Мы продолжаем тесное сотрудничество с нашими ветеранами (подшефные ветераны 6б класса – ветераны Великой Отечественной войны, супруги Байкаловы: Василий Аркадьевич и Валентина Павловна).

И все-таки, по моему мнению, работа по повышению качества успеваемости, закрепление положительной учебной мотивации в классе – это самое главное, что я делаю в настоящем учебном году. Мы все знаем, как трудно обучаются те ученики, которые теряют интерес к учебе, не могут успешно реализовать себя в учебном процессе. Именно поэтому я много внимания и сил отдаю решению названной мною проблемы.