Методическая разработка урока ФГОС по изобразительному искусству "Язык наскальной живописи"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: структурирование художественного языка живописи первобытного времени.

Задачи:

  • анализ стилистических особенностей изображений;
  • постижение основных принципов построения изображений через метод творческой композиции;
  • реконструирование принципа организации монументальной плоскости, первобытной стены;

Планируемые результаты:

Предметные результаты:
– овладение терминологией: монументальная композиция первобытного искусства;
– овладение ключевыми понятиями: язык наскальной живописи ;
– умение реконструировать информационный пласт в области языка наскальной живописи и рефлексировать через механизм творческой композиции “Отголосок прошлого”.
– умение грамотно организовать пространство композиции, создать структуру скалы, изобразить сюжет, соблюдая стилистику наскальных изображений.

Метапредметные результаты:
– умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель– одноклассник;
– умение извлечь материал, изученный на истории, и адаптировать на язык изобразительного искусства ;
– овладеть языковыми и художественными средствами своего мировоззренческого взгляда на стилистический язык наскальной живописи.

Личностные результаты:
– освоить в рамках “диалога культур” искусство первобытного времени: стилистическое видение языка прошлого и адаптирование на современное мировоззренческое понимание пласта прошлого.
– создание творческой тематической композиции “Отголосок прошлого”.

Тип урока: комбинированный.

Материалы для учителя: авторская презентация “Язык наскальной живописи”, оригиналы детских работ, оформленные в единую экспозицию.

Материалы для обучающихся: А3, А4 (2 шт.), акварель, гуашь: коричневая, черная, красная, желтая; кисти № 9, 5, 3.

Этапы урока, время Планируемый результат Универсальные учебные действия ,

предметные учебные действия

Деятельность учителя Деятельность
обучающихся
Методы и приемы
Организационный этап Концентрация основных психических процессов на образовательный процесс Выработка внимания, самоорганизации, дисциплинированности Создание и погружение обучающихся в психологически
комфортную атмосферу
Настрой на процесс сотворчества Принцип психологической комфортности

Для построения теоретико-художественного информационного пласта используется авторская презентация  «Язык наскальной живописи»

Структурирование темы урока Теоретическая расшифровка темы урока

– построение диалога: субъект – субъект

– овладение ключевыми понятиями: язык наскальной живописи

Презентация
Слайд 2

– введение в тему;
– координирование процесса мозгового штурма обучающихся;
– учитель предлагает обучающимся расшифровать и терминологически обозначить каждое слово в сформулированной теме с целью погружения в информационную атмосферу урока.

Исходя из данного этапа, составляются ключевые информационные точки содержания урока

Коллективное расшифрование терминологической темы урока Метод мозгового штурма
Актуализация и систематизация знаний – воспроизведение знаний, полученных ранее на уроке истории по первобытному времени, и адаптирование их на
художественный язык искусства
– умение реконструировать информационный пласт;
– умение выстраивать и обосновывать теоретический материал
Слайды 3–21.

Приложение 2

– создает атмосферу проблемных ситуаций через структуру проблемных вопросов;
– формирует у обучающихся терминологический словарь по новым понятиям:
– монументальная композиция  первобытного искусства;
– язык изображения людей и животных в стилистике первобытного времени

Опираясь на проблемные вопросы и зрительную схему, подготовленную учителем в форме презентации, обучающиеся формулируют:
– основные правила наскальной живописи;
– сюжетную линию композиции;
– изобразительные объекты;
– цветовой строй живописи;
– язык изображений людей и животных
Метод мозгового штурма;
принцип деятельности
Творческая рефлексия учебной деятельности

Данный этап урока содержит вариативные задания , направленные на рефлексию обучающихся по  художественно- теоретическому материалу. Творческой композиции может предшествовать учебно-имитационная игра «Реставратор» (Приложение 1) и творческая композиция «Отголосок прошлого»

Игра “Реставратор” Транслирование информационнного
исторического пласта. Творческая композиция “Отголосок прошлого”

– формирование основных компетенций реставраторской деятельности;
– умение грамотно организовать пространство композиции;
– создать структуру скалы;
– изобразить сюжет, соблюдая стилистику наскальных изображений

Слайд 22

Приложение 1

Организует распределение основных ролевых позиций.

Слайд 23–31

– организует курирование технологического процесса создания обучающимися творческих композиций

Субъекты реставрации.

– фиксируется новое содержание, изученное на уроке;
– организуется рефлексия и самооценка учениками собственных творческих работ через экспозиционное пространство.

Коммуникативный метод;
метод мозгового штурма.

Принцип вариативности;
принцип творчества.

Информация о домашнем задании, инструктаж Творческие работы для экспозиции “Сюжетное изображение сквозь временное пространство”.   – направление
деятельности
обучающихся на заключительный этап выполнения творческой композиции;
– в завершении соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Систематизируют и мобилизуют все свои личностные умения и навыки для завершения творческой композиции. Метод диалогичности.

Рефлексия (подведение итогов)

Экспозиция “ Сюжетное изображение сквозь временное пространство”

Учитель совместно с обучающимися монтируют экспозицию. На открытие данной экспозиции приглашаются учителя истории, обучающиеся образовательного учреждения.