Управление введением ФГОС в общеобразовательных учреждениях

Разделы: Администрирование школы


Управление школой в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.
Решение этих вопросов зависит от умения руководителя школы и преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности педагогов и учащихся в учебной и воспитательной работе. (Презентация.) Слайд 1.

Кто такой современный руководитель? Какими качествами он должен обладать? Какими знаниями: быть юристом, экономистом, строителем, сантехником, электриком или педагогом?

Личность руководителя, его общая эрудиция, профессиональная подготовка, такт, энергия, организаторские способности, фактически определяют лицо школы.

Внедрение изменений – нелегкая задача, которую приходится решать руководителю в современных условиях. Без изменений плохо. Нет движения – школа не развивается. А в новых экономических условиях это означает, что школа теряет ученика и авторитет в местном сообществе. Руководить изменениями, конечно же, предстоит директору школы. Нормативно – подушевое финансирование, ЕГЭ, профильная школа, общественно – государственное управление, новые стандарты образования… Слайд 2.

С 1 сентября 2011 года все учащиеся первых классов Российской Федерации начнут обучаться по новому образовательному стандарту (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – ФГОС НОО). Слайд 3. Это значит, что первоклассники будут учиться не только читать, писать и считать, но и слушать, понимать, объяснять и сотрудничать. Слайд 4.

Учиться им станет интереснее, а уставать они будут меньше.
Все это станет возможным, благодаря современным образовательным целям, заявленным в стандарте, новым образовательным технологиям.
“Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования” – это документ, определяющий стратегию развития первой ступени образования на ближайшие годы. Все его компоненты: требования к результатам освоения ООП НОО; к структуре ООП НОО; к условиям реализации ООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим, нормативно-правовым – отражают новые цели начального образования, ориентацию процесса обучения на воспитание и развитие младших школьников.

Чтобы начать работу по новым стандартам, надо привести школу к тем требованиям, которые изложены в ФГОС, а для этого необходимо настроиться на серьезную глубокую работу по введению и реализации стандарта.

Остановлюсь коротко на том, что сегодня сделано и планируется по введению и реализации ФГОС в нашей школе. С 01 сентября 2008 года в школе началась апробация условий введения ФГОС. А с 1 сентября 2010 года мы стали областной пилотной площадкой по внедрению новых образовательных стандартов в начальной школе. Подготовку к переходу на новые стандарты в начальной школе мы начали с создания нормативно-правовой базы.

1. Нормативные условия введения ФГОС НОО. Слайд 5.

1) Разработан план мероприятий по внедрению ФГОС.

2) Создан банк нормативно-правовых документов от школьного до федерального уровней.

3) Изданы приказы по школе:

  • “Об утверждении основных мероприятий по подготовке к введению ФГОС начального общего образования”;
  • “О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в 1-х классах” на 2010/2011 учебный год;
  • “Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования”;
  • “Об утверждении должностных инструкций”.

4) Разработаны локальные акты: Слайд 6

  • Положение о Совете по введению нового ФГОС начального общего образования;
  • Положение о рабочей группе по введению ФГОС начального общего образования;
  • Положения о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, договора с родителями;
  • Положение о школе полного дня.

5) Подготовлены должностные инструкции: Слайд 7

  • Заместителя директора по УВР (курирование школы полного дня);
  • Воспитателя школы полного дня;
  • Классного руководителя;
  • Педагога дополнительного образования.

Разработана основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с ФГОС, а так же программы внеурочной деятельности по всем направлениям, отраженным в Стандарте. Учителя Левашко Л.А., Воробьева А.В., Лютая О.И., Ткачук С.Л. приняли участие во всероссийском конкурсе методического мастерства и были награждены Дипломами международной академии дополнительного образования.

С 2008 учебного года все учащиеся начальной школы обучаются по системе развивающего обучения Л.Занкова. Список учебно-методических комплектов приведен в соответствие с ФГОС НОО. Разработаны рабочие программы с учетом требований ФГОС НОО

Готовятся дополнения в Устав школы в связи с реализацией ООП НОО.

2. Материально техническая база школы. Слайд 7

Следующим шагом управленческой деятельности администрации школы является работа по обновлению материально-технической базы школы. Оборудован тренажерный зал, комнаты отдыха для 1–2-х классов, приобретен спортивно-игровой инвентарь,зеленые уголки. Слайд 8, 9 ,10, 11 ,12.

Приобретены в кабинеты 1 и 2 классов компьютеры, комплект учебников. В школе организованно двухразованное питание. Слайд 13

В целях создания условий безопасности для участников образовательного процесса составлена заявка на устранение предписаний надзорных органов: установку ограждения территории и ремонт кровли.

 3. Кадровое обеспечение введения ФГОС НОО.

Школа укомплектована всеми необходимыми педагогическими кадрами. В том числе: педагог-психолог, учитель логопед и социальный педагог. Слайд 14

Уровень квалификации педагогов реализующий ФГОС:

  • высшая категория – 1 чел.;
  • наличие первой категории – 5 чел.;
  • наличие второй категории – 2 чел.

Администрация школы обеспечила все условия по непрерывности профессионального развития педагогов при переходе на стандарты:
на заседаниях при завуче и методическом объединении учителей начальных классов проходила методическая учеба по таким вопросам, как:

  • “Изучение нормативно-правовых документов по введению ФГОС НОО второго поколения”;
  • “Анализ основных разделов основной образовательной программы начального общего образования”;
  • “Система оценки результатов деятельности”;
  • в мае 2009 г. Был проведен педсовет “Школа в условиях перехода на новые ФГОС”;
  • запланирован педсовет “Результаты введения ФГОС”.

Учителя начальной школы прошли курсы повышения квалификации при ЮФУ, а также продолжают проходить обучение в методических Интернет-мастерских. Слайд 15

В течение двух последних лет проходили районные семинары по изучению Новых Стандартов, на которых наши педагоги были не только слушателями, но и выступающими по актуальным вопросам образования.

В школе разрабатывается система отслеживания психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения; система по формированию социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Ведется психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

В школе функционируют Совет школы, Управляющий Совет, Общешкольный родительский комитет, которые принимают активное участие в управлении образовательным учреждением.

На заседаниях общешкольного родительского собрания, заседаниях педагогического совета, методического совета, школьных методических объединений систематически обсуждаются вопросы подготовки к введению ФГОС НОО.

На протяжении многих лет школа сотрудничает с социальными партнерами.

В течение всего года проводится анкетирование по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана. Слайд 16. Слайд 17.

На сайте школы, информационных стендах, представляются материалы по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
С 2010 года школа представляет публичный отчет, включающий вопросы подготовки к введению ФГОС.

Огромную роль в решении проблем, возникающих в процессе сопровождения введения новых стандартов, сыграло партнерское взаимодействие со школами района. Дважды учителя нашей школы ездили на семинары – практикумы, в 16 школу. Делились с нами своим опытом и педагоги Манычской СОШ № 11.

Подводя итоги управленческой деятельности по подготовке перехода на новые образовательные стандарты в школе I ступени, мы считаем, что в нашей школе, в целом, созданы условия для введения ФГОС. И я уверена, что у педагогов нашей школы сформировался опыт освоения содержания ФГОС, они сделали важный шаг в построении развивающего образования обучающихся.

С нашим небольшим опытом вы можете познакомиться на сайте школы. Слайд 18.

В заключение хочу всех поздравить с наступающим новым учебным годом. Желаю всем здоровья, успехов, умения не только выживать в этот трудный период, но и развиваться, взаимопонимания с коллегами, учениками, родителями, вышестоящим начальством, а самое важное, чтобы ваши семьи были вашим главным оплотом и местом где вас поймут и поддержат. Счастья вам дорогие мои коллеги.