Методическая разработка итогового урока по теме "СССР в 1953–1964 гг.". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цели урока:

- проверить и закрепить знания учащихся о сущности и значении изменений в жизни советского общества в период 1953-1964 гг.; обобщить и систематизировать знания по теме.

- подвести учащихся к пониманию сути изменений во взглядах руководства КПСС на культ личности, демократизацию общественной жизни.

- продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.

Задачи воспитания: воспитание честности и объективности, трудолюбия и самостоятельности, отзывчивости и коммуникабельности, критичности и самокритичности.

Задачи развития: развитие познавательного интереса, культуры речи, эмоциональной сферы, умения сравнивать и классифицировать, находить общее и различное, сопоставлять и обобщать, продолжать развивать умение работы с документами.

1 этап

Активизация мыслительной деятельности учащихся, работа с датами, закрепление хронологии событий, повторение, закрепление понятий.

На экран выводятся даты нахождения Хрущева Н.С. у власти (или пишутся на доске) и учащиеся должны назвать события, которые произошли в этот год. За каждое правильно названное событие ученик получает балл или можно заменить их на медали или любые другие знаки отличия.

Таким образом, учащиеся повторяют даты и события, а также готовятся к написанию заданий по ЕГЭ части А.

Например:

1953 г.

- 5 марта - смерть Сталина И.В.,

- Пленум ЦК КПСС по “делу Берии”,

- избрание Хрущева заместителем председателя Совета Министров СССР;

- ликвидация Особого совещания при МВД, пересмотр уголовного законодательства;

- испытание первой водородной бомбы.

1954 г.

- восстановление прокурорского надзора и создание КГБ,

- начало освоения целинных земель,

- пуск первой в мире атомной электростанции под Обнинском.

1955 г.

- создание организации Варшавского Договора,

- начало укрупнения колхозов.

1956 г.

- 20 съезд КПСС, начало десталинизации советского общества,

- сокращение рабочей недели на 2 часа – с 48 до 46 часов,

- изменение пенсионного законодательства,

- пуск первой в мире ракеты R-5М с ядерным зарядом на полигоне Капустин Яр под Волгоградом,

- начало антитоталитарных процессов в Польше и Венгрии и участие в них СССР (затухание “оттепели” во внешней политике).

1957 г.

- создание совнархозов,

- попытка членов Президиума Верховного Совета во главе с Молотовым и Маленковым отстранить Хрущева от власти,

- запуск в СССР первого искусственного спутника земли,

- перед сельским хозяйством ставится задача догнать и перегнать Америку по производству продуктов животноводства на душу населения.

1958 г.

- ликвидация МТС,

- “Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы Народного образования в СССР”,

- совмещение Хрущевым постов Председателя правительства и Первого Секретаря ЦК КПСС.

1959 г.

- визит Хрущева в США,

- начало семилетки (1959-1965),

1961 г.

- 12 апреля – полет Ю.Гагарина в космос,

- 21 съезд КПСС, принятие третьей программы партии,

- Берлинский кризис, возведение берлинской стены.

1962 г.

- октябрь – Карибский кризис,

- крушение “оттепели”,

- повышение цен на продовольствие,

- события в Новочеркасске,

- декабрь - “разнос” молодых художников на выставке в Манеже

1963 г. - первая закупка зерна на Западе.

1964 г. - 14 октября - на Пленуме ЦК КПСС отставка Н.С.Хрущева.

Для повторения имен можно провести игру “Аукцион имен”. Можно разделить класс на группы. Одна группа называет имена этого периода, другая дает краткую характеристику его деятельности. Имена: Берия, Маленков, Булганин, Молотов, Микоян, Жуков, Серов, Семичастный, Леонов, Твардовский, Фадеев, Вознесенский, Калатозов, Ромм, Неизвестный.

- Для повторения понятий можно действовать так же: одна группа называет слово, связанное с этим периодом, другая - дает определения или объясняет данное понятие: реабилитация, десталинизация, “оттепель”, духовная “оттепель”, волюнтаризм, “Дальстрой”, НКВД, КГБ, целина, Совнархоз, МТС.

Если позволяет время список имен и понятий можно расширить.

2 этап. Этап систематизации знаний

Чтобы закрепить, систематизировать, проверить знания о реформах Хрущева, показать противоречивость политики Н.С.Хрущева, проводится игра “Черное или белое?” Класс делится на группы, названия групп написать и поставить на столы : политика, сельское хозяйство, промышленность, социальная политика; наука, культура и образование. Учащимся каждой группы дается ватман поделенный на две части: черное (-) и белое (+). Каждая группа должна написать в таблицу положительные и отрицательные моменты реформ и проанализировать положение в данной области. На это задание дается 5-7 минут, после чего учащиеся каждой группы поочередно вывешивает задание на магнитную доску и озвучивает его .Ученикам других групп дается возможность дополнить или исправить неверное. За дополнение даются баллы. Чем больше дополнений и исправлений, тем меньше баллов получает группа. В итоге получается записи положительно и отрицательно характеризующие деятельность Хрущева Н.С.

На экран можно вывести фрагмент статьи из “ Аргументов и фактов”, № 13 за 2008 год.

Для сравнения с получившимися записями.

3 этап. Работа с документами и анализ исторических версий и оценок

Работа по группам.

Группы можно оставить те же или создать новые. Документы можно взять из книги М.Н. Черновой, В.Я.Румянцева “Работа с документами на уроках истории.11 класс”, М., Айрис-Пресс, 2008 г. Каждая группа получает конверт с документом:

- документ № 182 Ф.М.Бурлацкий о выступлении Н.С.Хрущева на 20 съезде КПСС”,

- документ № 183 “Современники о космическом полете Ю.А.Гагарина”,

- документ № 184 “Из Программы КПСС” (1961),

- документ №185 “Из информации Генерального прокурора СССР Н.Трубицына о событиях в Новочеркасске 1962 году”.

- документ № 188 “М.И. Ромм о встрече Н.С.Хрущева с представителями художественной интеллигенции в Москве в 1962 г.”,

- документ № 196 “Из воспоминаний члена Президиума ЦК КПСС А.Н. Шелепина и Председателя КГБ В.Е. Семичастного о снятии Хрущева (1989 г.).

Детям каждой группы предлагается охарактеризовать Хрущева как политического деятеля и как личность, используя документы, памятку для работы с документами и вопросы в сборнике документов. В итоге получается противоречивая характеристика.

В конце групповой работы каждой группе предлагается составить синквейн, предварительно напомнив алгоритм его составления.

Далее вывести на экран надгробие Н.С.Хрущева на Новодевичьем кладбище, автором которого является Э.Неизвестный и слова автора: “Создавая памятник, я так и не понял, что в нем больше: белого или черного?”

4 этап

Раздается тест в 2 вариантах. “ЕГЭ, История. Экзаменационные задания”, М., Эксмо, 2011 г.

Вариант 1

1. В каком году Н.С.Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС?

1. 1953

2. 1964

3. 1976

4. 1985

2. В какие годы существовала Организация Варшавского договора?

1. 1940-1945

2. 1945-1985

3. 1953-1982

4. 1955-1991

3. На 20 съезде КПСС был(а):

1. подвергнут критике культ личности И.В.Сталина

2. принята новая программа партии

3. одобрен курс на перестройку

4. отстранен от должности Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев

4. Начало импорта зерна в СССР относится к периоду, когда руководителем был:

1. И.В.Сталин.

2. Ю.В.Андропов.

3. Л.И.Брежнев.

4. Н.С.Хрущев.

5. 20 съезд КПСС обосновал и закрепил положение о:

1. необходимости мирного сосуществования двух противоположных систем,

2. переходе к политике гласности,

3. переходе к рыночным отношениям,

4. необходимости принятия новой Конституции.

6. Что было одним из проявлений “оттепели” в духовно-культурной жизни СССР?

1. Прекращение идеологического давления на деятелей культуры.

2. Отмена государственной цензуры.

3. Возможность развития всех направлений в искусстве.

4. Публикация произведений о заключенных ГУЛАГа.

7. Что из названного относилось к достижениям науки и техники в середине 50-середине 60-х годов?

1. Совместный советско-американский полет.

2. Запуск первого искусственного спутника Земли.

3. Создание международной космической станции.

4. Запуск советской космической станции “Мир”.

8. Разоблачение культа личности Сталина И.В. на 20 съезде КПСС привело к:

1. реабилитации жертв сталинских репрессий,

2. проведению политики гласности,

3. формированию многопартийности,

4. принятию новой модели развития социализма.

9. становите соответствие между фамилиями деятелей культуры и названиями их произведений.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под выбранными буквами.

Деятели культуры   Произведения
А. Б.Л.Пастернак   1. Кинофильм “Броненосец Потемкин”
Б. А.А.Тарковский   2. Роман “Мастер и Маргарита”
В. С.М.Эйзенштейн   3. Кинофильм “Андрей Рублев”
Г. М.А.Булгаков   4. Роман “Доктор Живаго”
   5. Кинофильм “Война и мир”

 

А Б

В

Г
       

Вариант 2

1. В каком году произошли массовые выступления рабочих в Новочеркасске?

1. 1953

2. 1962

3. 1977

4. 1982

2. В каком году в Москве был подписан Договор между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой?

1. 1953

2. 1963

3. 1972

4. 1982

3. Программа освоения целинных и залежных земель была принята по инициативе:

1. Н.С.Хрущева.

2. Л.И.Брежнева.

3. Ю.В.Андропова.

4. М.С.Горбачева.

4. Организация Варшавского договора была создана, когда руководителем СССР был:

1. И.В.Сталин.

2. Н.С.Хрущев.

3. Л.И.Брежнев.

4. Ю.В.Андропов.

5. Какое из названных понятий стало распространяться в период “оттепели”?

1. Многопартийность.

2. Реабилитация.

3. Акционирование.

4. Репарации.

6. Что из перечисленного характеризует экономику СССР в 1960-1964 гг.?

1. Деятельность совнархозов.

2. Существование акционерных банков.

3. Свободное хождение иностранной валюты.

4. Частная собственность на средства производства.

7. Что было одним из внешнеполитических результатов разоблачения в СССП культа личности И.В.Сталина?

1. Укрепление “социалистического лагеря”.

2. Ухудшением отношений с Китаем.

3. Вступление некоторых восточноевропейских стран в НАТО.

4. Разрыв отношений между СССР и Югославией.

8. Какой фильм режиссера М.К. Калатозова был удостоен главного приза на Каннском фестивале?

1. “Баллада о солдате”.

2. “Летят журавли”.

3. “Карнавальная ночь”.

4. “Застава Ильича”.

9. Установите соответствие между фамилиями советских писателей и их произведениями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под выбранными буквами.

Фамилии   Произведения
А. М.А.Шолохов   1. “Один день Ивана Денисовича”
Б. И.Г.Эренбург   2. “Судьба человека”
В. А.А.Фадеев   3. “Оттепель”
Г. А.И.Солженицын   4. “Молодая гвардия”
   5. “Петр I”

 

А Б

В

Г
       

С помощью трафарета работы можно проверить на уроке.

5 этап. Подведение итогов

6 этап. Домашнее задание

По выбору:

1. Написать эссе “Истоки Карибского кризиса”.

2. Составить тест или кроссворд “Достижения науки и техники в 50-60 гг.”