Развитие речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В детском саду соблюдение правил поведения необходимо для нормального существование детского коллектива, и воспитатель, формируя их, тем самым влияет на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, помогает ориентироваться в общественной жизни.

Каждый раз появление новой ситуации, нового жизненного условия ведет к новому, более глубокому познанию этикетного правила. В дошкольном возрасте ребенок познает азы правильного речевого поведения, а вместе с ними у дошкольника идет важнейший процесс развития речи.

Тема: Волшебные слова.

Цель занятия: обучение культуре поведения средствами речевого этикета.

Задачи: обучать детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности, формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека; развивать культуру общения детей со сверстниками и взрослыми; воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним; обогащать словарь детей словами: “спасибо”, “здравствуйте”, “доброе утро”, “пожалуйста”, “благодарю”.

Предварительная работа: беседы с детьми о правилах и нормах поведения, чтение рассказа В.Осеевой “Волшебное слово”.

Оборудование: макет дерева, сказочный домик, карандаши, краски, пластилин, магнитофонная запись спокойной музыки, мяч, игрушки мишки и зайки, 2 воздушных шара.

Ход занятия

Что такое “Здравствуй!”? –
Лучшее из слов.
Потому что “Здравствуй!”
Значит: “Будь здоров!”.
Правило запомни,
Знаешь – повтори:
Старшим это слово
Первым говори.

– Почему мы здороваемся со всеми первыми?

– Ребята, когда вы пришли сегодня в детский сад, вы тоже приветствовали друг друга? Как? (Привет, доброе утро, как я рад тебя видеть и др.)

Стук в дверь. Приходит Карлсон.

Карлсон. Здравствуйте, ребята! (Проходит к детям, дети здороваются.) Ой, ребята, сколько у вас разных игрушек, коробочек, кукол! А вот и карандаши, и краски, и пластилин есть. Вот это да! И что? Играть со всем этим разрешают?

Дети. Да, разрешают.

Карлсон. Везет же вам, ребята! Как здорово, когда всего много и всем можно играть, рисовать, лепить, строить. У меня этого никогда не было. Я у Малыша краски хотел взять, а он мне их не даёт.

Воспитатель. Карлсон, а ты как думаешь, почему Малыш не захотел тебе краски дать?

Карлсон. Ой, ну что тут думать-то! Он, наверное, думает, что я их испорчу, перепачкаю.

Воспитатель. Ах, Карлсон, Карлсон! Дело тут совсем в другом! Скажи нам с ребятами, как ты краски у Малыша просил?

Карлсон. Как? Да очень просто! Я ему говорю: “Дай, я хочу рисовать”.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, правильно Карлсон краски просил?

Дети. Нет, неправильно.

Карлсон. Как это неправильно? Все я правильно просил. Я всегда так прошу. Да! А однажды я даже плакал и громко кричал: “Дайте мне краски! Я хочу!”

Воспитатель. Да, Карлсон, что-то ты не то делаешь. Ребята, вы видите, в какой затруднительной ситуации оказался Карлсон? Давайте ему поможем. Садись, Карлсон, с нами. Сейчас ребята тебе помогут. Сиди тихо, слушай внимательно, не вертись.

(Дети садятся в круг, Карлсон вместе с ними.)

Воспитатель. Ребята, вспомните, с каким рассказом Валентины Александровны Осеевой мы познакомились недавно?

Дети. С рассказом “Волшебное слово”.

Карлсон. А что это за слово такое? А разве есть такое?

Дети. Да.

Воспитатель. Ребята, о каком слове идет речь в рассказе?

Дети. О слове “пожалуйста”.

Воспитатель. Вспомните, как это слово нужно говорить?

Дети. Тихим голосом и глядя прямо в глаза.

Карлсон. Так просто! И после этого слова Малыш даст мне краски?

Дети. Конечно, даст.

Карлсон. Ой, ребята, как вы мне помогли. Я это слово теперь всегда буду говорить Малышу.

Воспитатель. Подожди, Карлсон, мы что-то тебя не поняли. Ты что же, слово “пожалуйста” будешь говорить только Малышу?

Карлсон. Да. А кому же ещё его говорить? Только ему одному. Но зато он мне все свои игрушки давать будет.

Воспитатель. Эх, Карлсон, Карлсон! Ничего-то ты не понял. Ребята, подскажите Карлсону, кому ещё можно говорить “пожалуйста”.

Дети. Маме, папе, друзьям, бабушке, воспитателям и всем людям, кому захочешь.

Воспитатель. А теперь давайте потренируемся. Представим следующие ситуации. Максим, ты пришел вечером домой из детского сада и тебе так хочется, чтобы мама прочитала тебе сказку. Как ты маму попросишь?

Максим. Мамочка, прочти мне, пожалуйста, сказку.

Воспитатель. Саша, ты прибежал к бабушке на кухню, а бабушка печет пирожки. Тебе так захотелось пирожка. Как ты попросишь?

Саша. Бабуля, угости меня, пожалуйста, пирожком.

Воспитатель. Автобус перед остановкой качнуло, и Оля нечаянно наступила на ногу впереди стоящей женщине. Оля, как ты извинишься?

Оля. Простите меня, пожалуйста.

Воспитатель. Карлсон, теперь-то ты понял, что слово “пожалуйста” нужно говорить всем, а не только Малышу? И слова “здравствуй”, “спасибо” нужно тоже говорить всем.

Карлсон. А для чего говорят “спасибо”?

Воспитатель. Садись, Карлсон, ты получишь ответ на свой вопрос, когда послушаешь рассказ В.А. Сухомлинского “Для чего говорят спасибо”?

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

– Спасибо тебе, ручей! – сказал дедушка. Мальчик усмехнулся.

– Вы зачем сказали ручью “спасибо”? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

– Это так. Если бы напился волк, он бы “спасибо” не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего люди говорят “спасибо”? подумай, кому нужно это слово. Кого оно возвышает? Для чего существует?

Мальчик задумался. Времени у него было много, путь через лес был долгий.”

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, для чего люди говорят “спасибо”?

Дети высказывают свои мысли.

Воспитатель. А теперь, ребята, вместе с Карлсоном немного отдохнем.

Карлсон.

Никогда я не скучаю,
Петь люблю и танцевать.
А еще я предлагаю
Всем немного поиграть.

Давайте поиграем в игру “Волшебные слова”. Я бросаю мяч каждому из вас, а вы мне в ответ называете какое-нибудь волшебное слово. (Спасибо, благодарю, будьте добры, будьте любезны, доброе утро, добрый день, спокойной ночи, прошу прощения, пожалуйста, до свидания, извините, здравствуйте.)

Воспитатель. Вот видишь, Карлсон, как много волшебных слов. Ты их запомнил?

Карлсон. Да, очень много. Да ведь можно запутаться, когда какое слово нужно говорить.

Воспитатель. Для этого мы потренируемся. Слушай, Карлсон, внимательно. Мы ложимся спать. Что скажет Вова? (Спокойной ночи, приятных снов). Мы сели завтракать. Что после скажет Оля? (Приятного аппетита). К нам пришли гости. Что скажет им Дима? (Здравствуйте, Проходите пожалуйста). Нам сделали подарок. Что скажет Оксана? (Большое спасибо за подарок). Вот видишь, Карлсон, как много различных ситуаций в жизни, когда необходимо пользоваться волшебными словами. А теперь поиграем.

Психогимнастика “Два друга”. Мальчики обыгрывают ситуацию без слов, выражая свои чувства и эмоции мимикой, жестами.

Жили-были два друга. Настало лето, и им пришлось расстаться. Дима остался в городе, а Максим уехал отдыхать. Скучно без друга! Прошел целый месяц… И вдруг Дима видит: из автобуса выходит его друг. Как же они обрадовались!...

Воспитатель. Мы разыграли ситуацию без слов, а теперь попробуем словами выражать свою радость при встрече.

Дети предлагают разные варианты ответов (Я так рад тебя видеть, как хорошо, что мы встретились).

Воспитатель. Вот видишь, Карлсон, как много ситуаций, когда волшебные слова так необходимы. Чем больше человек знает волшебных слов, тем он добрее, честнее, вежливее, приятнее в общении.

Карлсон. Ой, ребята, я совсем забыл. Я хотел рассказать вам одну историю, которая приключилась в театре. Слушайте.

Однажды Малыш подарил своим друзьям Зайке и Мишке по воздушному шару (синий и зеленый). Мишка (из-за ширмы появляется медвежонок) был так рад, взяла шар и убежал.

Карлсон. Ребята, вот теперь-то я понял, что забыл сделать Мишка? А вы поняли?

Дети. Поблагодарить Малыша, сказать “спасибо”.

Карлсон. Да, ребята, обязательно надо поблагодарить тех, кто сделал тебе что-то доброе.

А вот и Зайка (появляется грустный заяц). Ему Малыш тоже подарил шар, но он расстроился, даже рот скривил. Вот-вот заплачет. Он позавидовал Мишке, что у него зеленый шар.

Карлсон. Ребята, что самое главное забыл сделать Зайка?

Дети. Поблагодарить Малыша за подарок.

Карлсон: Он ещё и своим видом показал недовольство подарком. Этим он мог обидеть Малыша.

Воспитатель. Да, ребята, не надо забывать говорить слова благодарности. Есть одна хорошая пословица : “Ласковое слово не трудно молвить”. Давайте её выучим. И ты, Карлсон, учи. И самое главное, волшебные слова надо говорить приветливо, с нежностью, только тогда эти слова будут волшебными.

Карлсон. Ребята, как вы мне помогли! Я хочу угостить вас вкусным вареньем.

Дети благодарят.

Воспитатель. Сегодня мы с вами говорили много волшебных слов. У нас в группе есть дерево. Мы сейчас запишем волшебные слова и прикрепим на наше дерево, и оно станет волшебным. Вы мне будете говорить волшебные слова, которые знаете, а я их запишу. Если кто забудет волшебные слова, дерево подскажет.

После окончания работы Карлсон благодарит детей за помощь, прощается с ними, уходит.