Окружающий мир, 3-й класс, система развивающего обучения Л.В. Занкова. "Животный и растительный мир тундры"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: создать условия для формирования представления о природной зоне тундры; исследовать и устанавливать особенности обитания животного и растительного мира.

Задачи: развивать память , мышление; учить находить общие свойства экосистемы; воспитывать любовь к природе, эстетические взгляды на окружающий мир.

Оборудование: карта природных зон России; таблица «Тундра»; гербарий растений тундры; таблицы «Верные и неверные высказывания»; учебник «Окружающий мир» 3 класс (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков)

Технология: развитие критического мышления

Приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учеников, «зигзаг», «Верные и неверные высказывания», кластер, эссе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Стадия вызова (слайд 2, приложение)

- Послушайте стихотворение и скажите, какое отношение оно имеет к теме нашего урока?

Край мелких ягод, крупной рыбы
И вечной океанской зыби.
И мужества! Здесь тень растений
Короче человечьей тени.
(Ф. Искандер)

- Да поэт этими строками заставляет нас вспомнить о тундре. Мы её изучали на прошлом уроке. Объясните, а почему вы так решили, что это стихи о тундре?

- А теперь давайте зафиксируем наши знания о этой природной зоне в таблице. Вам нужно в графе «Высказывание до чтения текста» закончить начатые предложения. (слайд 4, приложение)

№ п/п

 

Высказывания до чтения текста

Высказывания после чтения текста

1.

Тундра в переводе с финского языка обозначает…

 

 

2.

Тундра…(ее географическое положение

 

 

3.

В тундре нет…

 

 

4.

В тундре очень много…

 

 

5.

Зима в тундре…

 

 

6.

Лето в тундре…

 

 

7.

Солнце…

 

 

8.

Почвенный слой…

 

 

9.

Слой почвы, который не оттаивает даже летом, называется…

 

 

3. Стадия осмысления

Мы сегодня в лаборатории открытий будем исследовать животный и растительный мир тундры, чтобы лучше изучить эту природную зону. Для этого мы сейчас разобьемся на группы (ученики пересаживаются, объединяясь в группы)

Физкультминутка

Мы читали, мы писали
И немножечко устали.
Физкультминутку проведем
И все вместе отдохнем.
Руки в сторону возьмите
И на пояс опустите.
Шаг на месте- раз, два, три,
Плечи шире разведи.
Проведем одну игру,
Все присядем, скажем «У»,
Быстро встанем, скажем «А»,
Нам пора уж за дела!

Каждой группе выдаются конверты с заданиями и с кластерами (слайды 5–7, приложение)

1-я группа – «биологи» (исследуют особенности растений)

Задание: Рассмотрите внимательно растения. Они могут расти в суровых условиях тундры. Докажите, почему. Используйте для работы текст учебника (стр. 174 -1750) и план ответа, заполняя кластер.

2-я группа – «зоологи (исследуют особенности животного мира)

Задание: Рассмотрите животных на картинке. Они обитают в тундре. Покажите, пользуясь планом и кластером, как им удалось приспособиться к суровым природным условиям. Для подготовки к ответу используйте учебник стр. 173 (2, 3, 4 абзацы)

3-я группа – « зоологи – орнитологи»(исследуют особенности птиц).

Задание: Мир птиц тундры разнообразней, чем мир зверей. Чем же привлекает этот суровый край такое множество птиц? Пользуйтесь для поиска материалом из учебника (стр. 175.) и кластером.

4. Стадия рефлексии

А теперь каждая группа расскажет нам о том, что нового они узнали при выполнении своего задания. Какие характерные особенности растительного и животного мира они обнаружили при исследовании.

(Ученики читают задание и рассказывают при помощи составленного ими кластера что нового они узнали.)

5. Подведение итогов

Изменилось ли ваше представление о тундре? Если «да», то почему? (высказывание детей)

В начале урока мы заполняли таблицу, где вы дополнили предложения своими знаниями, полученными на предыдущем уроке. Давайте проверим, есть нам что добавить в ваши таблицы. (Каждый ученик дополняет таблицу высказываниями. (слайд 9, приложение)

№ п/п

 

Высказывания до чтения текста

Высказывания после чтения текста

1.

Тундра в переводе с финского языка обозначает…

 

безлесная, голая возвышенность

2.

Тундра…(ее географическое положение

 

протянулась по всему побережью северного Ледовитого океана

3.

В тундре нет…

 

лесов

4.

В тундре очень много…

 

болот и озер

5.

Зима в тундре…

 

суровая и длинная

6.

Лето в тундре…

 

холодное и короткое

7.

Солнце…

 

не поднимается высоко над горизонтом

8.

Почвенный слой…

 

холодный, тонкий, влажный, бедный перегноем

9.

Слой почвы, который не оттаивает даже летом, называется…

 

вечная мерзлота

6. Домашнее здание

Составить эссе «Этот удивительный мир тундры».

Прочитать текст в учебнике стр. 174-177.