Урок литературы на тему "Пейзажно-философская лирика Ф.И. Тютчева. 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цели урока:

  1. Знакомство с поэтикой и проблематикой пейзажной лирики Тютчева.
  2. Совершенствование умения чувствовать и понимать художественнее слово.
  3. Развитие навыка анализа поэтического произведения.
  4. Развитие творческих способностей учащихся.

Форма урока: творческая лаборатория.

Оборудование:

Зрительный ряд: портрет Тютчева, репродукции Куинджи “Березовая роща”.

“Лунная ночь на Днепре”; Левитан “Март”, “Золотая осень”, “Весна – большая вода”.

Музыка: Бетховен “К Элизе”

Томик полного собрания стихотворений Тютчева.

Эпиграфы к уроку:

Баратынский. Пушкин, Тютчев - вот три заветных имени для всех, кто любит русские стихи. (В.Брюсов)

О Тютчеве не спорят, кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии. (И.Тургенев)

Ход урока

I. Вступление:

На сегодняшнем уроке мы будем говорить о творчестве одного из самых удивительных русских поэтов со странной поэтической судьбой. Обратимся к первому эпиграфу: два первых имени вам хорошо знакомы, имя Тютчева для вас менее знакомо, но также не ново, ведь его стихотворения приходят к нам в детстве: “Люблю грозу в начале мая...”. “Зима недаром злится...”, “Есть в осени первоначальной...”. А между тем при жизни поэта творчество его было знакомо лишь узкому кругу близких людей. Да и сам Тютчев гораздо серьезнее относился к своей государственной службе, чем к поэтическим опытам.

Пушкин в 1836 году, познакомившись со стихотворениями Тютчева, пришел в восторг и напечатал в “Современнике” подборку из 24 стихотворений, но и тогда для массового читателя они прошли незамеченными. А полное собрание стихотворений Тютчева вышло лишь после его смерти в 1883 году.

Фет написал об этом сборнике:

Но муза, правду соблюдая,
Глядит, - а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.

В небольшой книжке (показываю сборник) собраны все стихотворения Тютчева, как видите, его поэтическое наследие невелико, но оставило заметный след в литературе.Поэты - символисты начала 20 века считали его своим предшественником. Высоко ценил глубину, образность и красоту тютчевских стихов Тургенев (обращаемся ко второму эпиграфу).

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с поэтикой и проблематикой пейзажно-философской лирики Тютчев. Проведем мы урок в творческой лаборатории художника слова. (чтобы создать эмоциональное настроение, прослушиваем отрывок из произведения Бетховена “К Элизе”)

П. Философские основы лирики Тютчева.

Заранее подготовленные ученицы читают стихотворения “Накануне годовщины 4 августа”, “В часы, когда бывает...”

  • Понравились ли вам эти стихотворения? Чем? (мелодичностью, ритмом, они очень
    современны, не подумаешь, что написаны почти 200 лет назад).
  • В этом-то и была одна из причин того, что современники не поняли творчества Тютчева, - он опередил свое время, и еще одна особенность - в его произведениях практически не было социальных мотивов. Вот что он пишет о своей музе:

Она с небес слетает к нам,
-Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре –
И на бунтующее море
Льет примирительный елей.

- Начало творческого пути Тютчева пришлось на эпоху расцвета романтизма. В чем особенность этого художественного метода? (ответы учащихся).

Но, даже следуя романтическим традициям в своем творчестве, Тютчев по-
своему подходит к решению поэтических проблем. Прослушаем стихотворение
“Silentium” (“Молчание”) (читает учитель). Это стихотворение чрезвычайно важно для понимания творчества и поэтической судьбы поэта. Типично романтический мотив одиночества Тютчев не связывает с конфликтом личности и толпы (что было привычно и понято у романтиков). Поэт утверждает, что человеческие чувства подчиняются тем же законам, что и “звезды в ночи” и так же обречены на безмолвие. Прав ли поэт? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем эксперимент.

На столах разложены листочки с рифмами, попробуйте написать стихотворение (4-8 строк, используя любые рифмы).

Рифмы: ночной – твой, безумно - шумно, языком - в нем, в муке - звуки, Пой - ночной, родимый - любимой, слиться – Шевелится, груди - не буди.

Учащиеся читают свои стихи: (Пример стихотворения ученика)

Как иногда порой ночной
Тьма обнимает нас безумно,
Стук сердца заглушает твой
Дождь, по листве стекая шумно.
И жалким, слабым языком
Деревья плачут, словно в муке.
Послушай дождь, услышишь в нем
Понятные для сердца звуки.
Новиков Юрий

- О чем ваши стихотворения? (То, что происходит в природе, находит отклик в душе человека, созвучно ей).

А теперь послушаем стихотворение Тютчева, из которого были взяты рифмы (“О
чем ты воешь, ветр ночной?”). Данное стихотворение отражает философские взгляды Тютчева на мироздание. Природа говорит понятным языком. Это одно из положений немецкой натурфилософии (философии природы), которую хорошо знал Тютчев. Со взглядами немецких философов он познакомился в кружке любомудров во время учебы в Московском университете (философия от греческого рhilo - любовь, sophia - мудрость). Особенно близки оказались Тютчеву мысли Руссо, который писал: “Одна только книга открыта очам - это великая книга природы. Вечно живая, она говорит людям понятным языком”. Развивая эту мысль, споря с теми, кто считал природу мертвым миром. Тютчев пишет стихотворение “Не то, что мните вы, природа...” (читает ученица)

Прочитав книгу немецкого философа Паскаля, Тютчев задает себе вопросы: “Что такое человек во вселенной?”, “Что значит человек в бесконечности?”. Особенно заинтересовала его следующая мысль философа: “Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий”. Эта мысль дала импульс к размышлениям о единстве и разладе человека с природой, о его величии и слабости, что находит отражение в стихотворениях. (“Певучесть есть в морских волнах” читает ученица).

Но особенно популярны были среди любомудров взгляды Шеллинга, который называл природу “величественной поэмой, скрытой под оболочкой чудесной тайнописи”. Любомудры считали, что разгадать эту тайнопись, увидеть за ней живую основу мирозданья может лишь поэт. Поэтому настоящая поэзия должна быть связана с философией. Ведь в поэзии человек познает себя, окружающий мир и высшие законы бытия.

Был знаком Тютчев и с учением Шеллинга о мировой душе, поэт убежден, что она находит воплощение как в природе, так и во внутреннем мире человека. Человек и природа образуют единство, граница между ними проницаема, размыта. Человек и природа - явления одной сущности (стихотворение “Волна и душа” читает ученик) С этой точки зрения - постижение природы есть созерцание самого себя в природе, вот почему философские стихотворения Тютчева имеют особую композицию.

- В чем её особенность? (Стихотворения состоят из двух частей, построены на контрасте).

Излюбленный контраст - день и ночь, свет и тьма. Поэт одинаково чуток к обеим сторонам действительности, он никогда не забывает, что светлый дневной облик природы - всего лишь золототканый покров (стихотворение “День и ночь” читает ученица).

День и ночь - это всего лишь символы двух сторон Вселенной. В этом стихотворении Тютчев называет темную сторону “бездной безымянной”, но во многих стихотворениях он дает ей имя “хаос”. Что же это такое? “Хаос” - отрицательная беспредельность, зияющая бездна безумия - это сущность мировой души и основа мирозданья. Присутствие хаотического начала в глубине бытия сообщает различным явлениям природы ту силу и свободу, без которых не было бы жизни и красоты (В.Соловьев). Таким образом, хаос как темная первооснова всего есть величайшая тайна, наедине с которой человек остается ночью, и в эти минуты он чувствует себя на краю бездны. Но было бы неправильным считать поэзию Тютчева лишь иллюстрацией к философским тезисам. Он дал свое собственное, неповторимое решение проблем жизни. Поэт поднимается до понимания соотношения двух миров - человеческого и природы не как ничтожной капли и океана, а как двух беспредельностей: “Все во мне и я во всем”. Картины природы Тютчева воплощают глубокие раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, о мироздании - это и есть основные темы его пейзажной лирики. Природа в произведениях Тютчева изменчива, особенно привлекают его промежуточные моменты жизни природы (осень первоначальная, “тихой ночью, поздним летом”) (стихотворения “Осенний вечер”, “Еще земли печален вид” читают ученики)

Краски в пейзажах Тютчева приглушены, смягчены, самый яркий цвет - золотой, небо - голубое, лазурное и т.д.

- Обратимся к репродукциям, почему полотна Левитана и Куинджи соответствуют стихотворениям Тютчева? (ответы учащихся).

III Наблюдения над поэтическим материалом:

(Стихотворения удобнее отпечатать и раздать учащимся. Предлагаемые стихотворения: “Полдень”. “Осенний вечер”, “Так, в жизни есть мгновенья...”, “Осенней позднею порою...”, “Как хорошо ты, о море ночное...”, “Как неожиданно и ярко...”, “Ночное небо так угрюмо...” и другие)

Природа у Тютчева одушевлена, ее живую красоту он воспринимает не как свою фантазию, а как истину. Поэтому поэзия Тютчева устремлена к величественному, отсюда тяготение к одической традиции.

- Найдите в текстах примеры, доказывающие справедливость этого суждения. (Учащиеся находят примеры употребления слов высокого стиля, торжественной архаичной лексики, инверсии, ораторских приемов: обращения к природе, обобщение себя с читателем местоимением “мы” и т.д.)

- А теперь понаблюдаем над художественными приемами (тропами), с помощью которых Тютчев создает свои картины. (Учащиеся находят метафоры, эпитеты, сравнения, оксюморон, антитезу, олицетворения и др)

IV. Учитель совместно с учащимися анализирует стихотворение “Поток сгустился и тускнеет...”. Затем учащиеся самостоятельно, только с минимальной помощью учителя анализируют стихотворения “Смотри, как на речном просторе...” и “Тени сизые смесились...”

V. Учащиеся делают вывод: в чем особенность поэтики и проблематики произведений Тютчева. Предлагаются четыре стихотворения, два из которых принадлежат Тютчеву (3 и 4), учащиеся должны найти их и объяснить свой выбор.

Стихотворения для выбора:

1. Облака толпой косматой
По небу летят,
Ниве, юной, полосатой,
Бурею грозят.
Ветер дремлет над травою.
Воздух душен стал:
Гром за синею горою
Глухо застонал.
Что ж, дитя, ты приуныло,
Что глядишь в окно?
Думы ль вещей тайной силой
Сердце смущено?
Верь, что завтра утром рано
Заблестят поля –
Я с тобой вот также стану,
Обниму тебя…
2. Лунный свет сверкает ярко,
Осыпая мрамор плит;
Дремлет лев Святого Марка,
И царица моря спит.
По каналам посребренным
Опрокинулись дворцы,
И блестят веслом бессонным
Запоздалые гребцы.
Звёзд сияют мириады,
Чутко в воздухе ночном;
Осребрённые громады
Вековым уснули сном.
3. Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь объята снами…
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
То гас её: он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебный ожил чёлн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость тёмных волн.
Небесный свод, горящий славой звёздной,
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
4. Как сладко дремлет сад темно-зелёный
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь ветви яблони, цветами убелённой,
Как сладко светит месяц золотой!..
Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звёздный сонм горит,
Музыки дальней слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит…
На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул…
Над спящим градом, как в вершине леса,
Проснулся чудный еженощный гул…
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?..

VI. Подведение итогов урока.

VII Домашнее задание (на выбор):

Написать стихотворения в стиле Тютчева или сочинение “Чем лирика Тютчева привлекает современного писателя?”

Из домашнего задания: Стихотворения учащихся:

Порою темною, ночной
Как я люблю тебя безумно,
Когда твержу тебе: “Я твой”,
И дождь стучит в окошко шумно,
А ты, услышав что-то в нем,
Твердишь о непонятной муке.
И в нежном голосе твоем
Я слышу горестные звуки.
“Не надо, - ты твердишь, - не пой
Сих страшных песен, о родимый!
Порою темною ночной
Люби и называй любимой.”
Хочу прижаться я к груди,
С душой твоей хочу я слиться,
Но, коль усну я, - не буди,
Не смею больше шевелиться.
Луговская Юлия
Когда в душе моей темно,
Когда мне очень, очень грустно,
Когда на сердце тяжело,
Я выйду в сад… И там всё пусто.
Нет нежных солнечных лучей,
Не пахнет свежестью, кружится листьев стая,
Бежит и плачет там ручей,
Который лишь недавно тёк, играя.
Затихло всё и замерло на время,
Лишь звёзды с высоты ночной глядят,
Плывёт луна, шепча деревьям:
“Проснитесь…”, но они всё спят.
Вот отчего в душе темно,
Вот отчего на сердце пусто.
Настала осень – тяжело
Прощаться с летом. Всем нам грустно.
Лунина Светлана
В ночи, наполненной молчанья,
Я думаю о множестве чудес,
О вечной тайне мирозданья,
Бессмертной красоте небес,
О существах в морских волнах,
О ветре, дующем на сушу,
И это всё волнует душу,
Всё отражается во снах.
Рустамбекова Юлия

Список литературы, использованный при подготовке к уроку

  1. Тютчев Ф.И. “Стихотворения. письма” М. “Современник”, 1983 г.
  2. “Энциклопедия для детей” т.9 “Русская литература” М. “Аванта +”, 2001 г.
  3. “Русские писатели” Библиографический словарь т.2 М. “Просвещение”, 1990 г.