Урок литературного чтения по теме "Звуки "г, г'". Буквы "Г, г""

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить с новыми буквами и звуками, формировать навыки осознанного чтения, развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, ознакомление со съедобными и несъедобными грибами, воспитание бережного отношения и любви к природе.

Оборудование: куклы Маша и Даша, домик, наборное полотно.

Ход урока

1. Создание психологического камфорта

– Добрый день! Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Мы должны громко и красиво отвечать, правильно читать, показать свои знания и умения.

Поприветствуем гостей:
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птичками поём,
С добрым утром! С ясным днём!
Вот как дружно мы живём!

(Повернулись друг к другу, обменялись рукопожатием, сели.)

– Начинаем урок литературного чтения. На уроке, давайте разговаривать, и будем выговаривать (хором):

– Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно!

2. Читаем слоги и чистоговорку.

Та--------та-та-та – в нашем классе чистота,
Ту--------ту-ту-ту – наводим сами красоту,
Ты--------ты-ты-ты – мы полили цветы,
Ят--------ят-ят-ят– парты ровненько стоят.

– К нам на урок пришли Машенька и Дашенька. У них с собой корзинки, но не простые! Для Машеньки мы соберём гласные, а для Дашеньки согласные. (Дети по одному выходят к доске, кладут буквы на две корзинки, объясняют)

– Дашенька и Машенька не зря пришли на урок. Если мы выполним их задания, они обещают познакомить нас с новыми буквами. На доске таблица слогов. Добавьте 1 букву так, чтобы получилось слово. Напишите на планшетах, покажите. Второе задание – я показываю слог, вы договорите слово. А теперь – самое интересное. Нужно найти слово, спрятанное в таблице!

– А вот домик, где живут Маша и Даша. Только некоторые буквы улетели из трубы. Поможем им вернуться на свои места.

С.сна--------– улетела буква о.
Др.ва---------улетела буква о.
Р.ка-----------улетела буква е.
.бед-----------улетела буква о.
А что можно сказать про слово обед?

3. Физкультминутка

4. Работа по новой теме

Если вы отгадаете эти загадки, то узнаете секрет нашего урока.

  • Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо.)
  • Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь.)

– Какой первый звук в этих словах? Сколько слогов? Как произносятся? Какой это звук? Звонкий или глухой? (Ответы, объяснения детей.)

Показ букв Г, г.

– На что похожа буква Г? Зачем нужна заглавная буква?
– Давайте расскажем, что мы выяснили про букву г?
– Значит, это буква г, обозначает звук (г), он звонкий, твёрдый – г, мягкий – г.
– Прочитаем стихотворение про букву г. (Чтение разными способами)
– Прочитаем с доски слоги слияния, где г твёрдый.
– Прочитаем слоги слияния, где г мягкий.

5. Закрепление

– Назовите слово, где г в начале слова, в середине, в конце?
– Прочитаем слова с доски. Прочитаем слова, где г – в начале; слово, где одинаковые гласные; где две согласные рядом.
– Убираю одно слово, а вы отгадайте. Да это слово – огород. А какое слово в нём спряталось? (Город.)

6. Работа по учебнику

Просмотр иллюстрации к сказке «Белоснежка и семь гномов».

– Какую сказку вы вспомнили? В форме чего построены дома? Чем занимаются жители? Какие слова на букву г можно назвать по рисунку?

Чтение хором слов.

– Почему некоторые слова написаны с большой буквы?

7. Работа по тексту

(Читают хорошо читающие.)

– Кто ходил за грибами? Какие грибы у Гали? А у Гены? (Это белый гриб, он съедобный. Белый гриб – боровик, мечта всех грибников. Его называют царём всех грибов.)
– А можно ли собирать все грибы подряд? Почему? А что вы знаете про ядовитые?
– Найдите слова, в которых есть буква г. Прочитаем слово, в котором г в начале, в середине, в конце?
– Как нужно читать последнее предложение? Почему?

Чтение текста разными способами: по цепочке, паровозиком, эхо, губами, глазами.

8. Итак, не забывая про нашу новую знакомую – букву г, ответим на хитрые вопросы Машеньки и Дашеньки. Отвечаем по одному, и тогда девочки обещают прийти к нам на урок и завтра со своими сюрпризами.

– Где ты живёшь? (В городе.)
– Где твоя машина? (В гараже.)
– На чём ты умеешь играть? (На гитаре.)
– А вот в этих словах спрятались новые слова. Отгадайте их. (Гроза, газета, дорога.)

9. Итог урока

– С какой буквой мы сегодня познакомились? Что мы о ней узнали?
– А Даша и Маша говорят всем спасибо и молодцы, за старание и хорошие знания. Вы прекрасно справились с заданиями.