Урок-зачет по теме "Квадратные уравнения"

Разделы: Математика


Цель: Проверить усвоение учащимися изученного материала, умение применять знание формул при решении квадратных уравнений и задач, умение дать правильное пояснение при решении, рациональность решения.

Оборудование: компьютер, карточки, таблица.

На доске эпиграф:

“Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет”.
Лейбниц

Ход урока

– Ребята, мы полностью закончили изучение темы “Квадратные уравнения” и сегодня на уроке проведем зачет по этой теме.

Зачет будет состоять из двух частей: теоретической и практической. Вы будете должны показать знания формул, умение логически мыслить, навыки решения квадратных уравнений. Цель ясна?

Мне на уроке сегодня будут помогать консультанты. Пока мы с вами будем разбирать вопросы теории, наши консультанты будут работать у доски по карточкам. Весь класс поделен на 3 группы.

Задания консультантам:

I к.

1. Реши квадратное уравнение:

(х – 4) (х + 4) = -2х + 64

2. Определи, имеет ли квадратное уравнение корни, чему равна их сумма и произведение:

х2 – 12х + 40 = 0

3. Что ты можешь сказать о корнях квадратного уравнения, если сумма его коэффициентов равна нулю?

II к.

1. Найдите такие значения а, при которых уравнение: х2 – (4а + 1)х + 4а = 0 имеет один корень.

2. При каком р один из корней уравнения равен единице? В этом случае найдите второй корень: х2рх + 9 = 0

3. Составь квадратное уравнение по его корням –8 и 11.

III к.

1. Задача: Периметр прямоугольника равен 22 см, а его площадь 24 см2. Найдите длины сторон прямоугольника.

2. Определите, имеет ли корни квадратное уравнение:

– 4х2 – 11х + 31х = 0

Задание консультантами получено, а сейчас перейдем к теоретической части зачета.
Я буду задавать вопросы каждому учащемуся. Остальные слушают и если допущена ошибка, то исправляют её.

Уравнения, записанные на доске:

2х2 – 7х = 0
2х2 –4 = 0
х2 – 4х = 5
35х2 – 2х – 1 = 0
–2х2х = 12
5х2 – 16х + 3 = 0
2х2 – 8 = 0
х2 – 3 = 0
х(х + 3) = 0
х2 = 4
5 – х2 = х
14х + 2х2 = 49
7х2 – 8х + 1 = 0
х2 – 9х + 8 = 0
х2 + 9 = 0
(х – 2) • х = 0

Вопросы:

  1. Дайте определение квадратного уравнения.
  2. Из уравнений, написанных на доске назовите полные квадратные уравнения и их коэффициенты.
  3. Дайте определение приведенного квадратного уравнения.
  4. Назовите приведенные квадратные уравнения, среди написанных на доске.
  5. Какие квадратные уравнения называются неполными?
  6. Перечислите виды неполных квадратных уравнений.
  7. Назовите неполные квадратные уравнения и их коэффициенты.
  8. По какой формуле вычисляются корни квадратного уравнения?
  9. Как можно найти корни квадратного уравнения, если второй коэффициент четное число?
  10. Сформулируйте теорему Виета.
  11. Чему равна сумма и произведение корней в уравнении? (х2 – 9 = 0 и х2 – 4х = 5).
  12. Для любого ли квадратного уравнения справедлива эта теорема?
  13. Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета.
  14. Что значит решить квадратное уравнение?
  15. Что можно сказать о квадратном уравнении, если его дискриминант больше нуля?
  16. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант меньше нуля?
  17. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант равен нулю?

Выслушать ответы консультантов. Оценить их. На этом теоретическая часть урока окончена и переходим к практической части урока.
Пять человек будут по карточкам, а остальные в группах с консультантами.

Карточка 1

1. Решите квадратное уравнение: 4х2 – 3х – 5 = 0
2. Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числа 11 и 3.

Карточка 2

1. Решите дробно – рациональное уравнение:

2. Решите уравнение: 5х2 + 25 = 0

Карточка 3

Моторная лодка прошла по течению реки 54 км, а затем 42 км против течения, затратив на весь путь 4 часа. Найдите скорость лодки в стоячей воде, если скорость течения реки равна 3 км/ч.

Карточка 4

Решите уравнение 2х2 – 3х + с = 0

Карточка 5

Докажи, что при любых k уравнение х2 + (k + 1)х + k = 0 имеет корни.

Задания группам дать по карточкам:

Группа I:

Решение проверить через компьютер.

1. Решите уравнение:

х2 – 7х = 8472 – 7 • 847

2. При каком значении р один из корней уравнения х2рх + 6 = 0 равен единице? В этом случае найдите второй корень. Предложить решение оформить на доске

Группа II:

Одна из сторон прямоугольника на 4 м больше другой. Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 45 м.

Группа III:

Решение проверяет консультант и ставит оценки за решение

I. Решите неполное квадратное уравнение:

а) х2 + 5х = 0
б) 3х2 – 27 = 0

2. Решите уравнение по формуле:

а) х2 – 11х + 24 = 0
б) х2 + х – 4 = 0

I. Пока группы выполняют работу выслушать ответы учащихся, выполнивших работу. Оценить их ответы.

II. Провести анализ работы в группах:

а) Проанализировать решение задачи и оценить решения в группе.
б) Проверить решении второй группы и поставить оценки.
в) Выслушать консультанта о том, как группа справилась с работой и его оценки.

III. Объяснить домашнее задание

Вывод: Сегодня на зачете все справились с поставленной перед вами задачей, поэтому домашнее задание будет творческим.

Домашнее задание

Каждому подобрать по 2 квадратных уравнения и найти его корни различными способами.

А сейчас предлагаю вам выполнить самостоятельную работу.

Вариант I Вариант II
1. Решите уравнение:  
а) х2 – 6х + 8 = 0
б) х2 + х = 0
в) 3х2 + 7х – 6 = 0
а) х2 – 8х + 15 = 0
б) х + х 2 = 0
в) 2х2 – 5х – 7 = 0
2. Решите уравнение:  
а)

б)

a)

б)

3. Решите графически уравнение:

х2 = х + 6
х2 = 6 – х

4. Задача: Катер прошел 40 км по течению реки и 6 км против течения реки, затратив на весь путь 3 часа. Какова собственная скорость катера, если скорость течения реки 2 км/ч?

Работы учащихся собрать и проверить самостоятельную работу.