Интерактивные методы в проведении педагогических советов

Разделы: Администрирование школы


В период модернизации российского образования ведущим средством развития дошкольного учреждения стала педагогическая инновационная деятельность. Во время освоения коллективом нововведений появилась необходимость в кадрах способных работать по-новому. Система творческого взаимодействия педагогов способствует накоплению знаний, росту профессиональной активности, позволят более эффективно решать задачи, стоящие перед детским садом. В связи с этим требуется поиск таких форм и методов работы с кадрами, которые будут способствовать совершенствованию профессионализма каждого педагога и коллектива в целом. Одной из таких форм методической работы явилось проведение педагогических советов с использованием интерактивных методов.

Педагогический совет – это постоянно действующий, коллегиальный орган управления педагогических работников. Именно педагогический совет обеспечивает организационное, мотивационное и эмоциональное единство педагогического коллектива.

Педагогический совет – традиционная форма методической работы в детском саду. Изменение структуры педагогического совета, внедрение инновационных форм педагогического совета призвано не только изменить структуру работы, но и модернизировать содержание профессиональной деятельности педагогов и оптимизировать педагогический процесс.

При проведении педсовета основной задачей становится включение каждого педагога в процесс коллективной мыслительной деятельности. Раскрепощающие интерактивные методики и техники как нельзя лучше подходят для решения этой задачи. Ведь такие методы обеспечивают:

  • активное участие каждого;
  • создание демократической атмосферы;
  • равенство возможностей;
  • открытость и сотрудничество;
  • взаимодействие, общение, развитие и обмен мнениями.

Кроме того, интерактивные методы легко комбинируются между собой, что для своевременного решения проблем чрезвычайно важно.

Для создания позитивного микроклимата и успешной работы заседания следует руководствоваться следующими правилами:

  • уважать мнение и личность коллеги,
  • активно участвовать в работе,
  • слушать и слышать,
  • кратко, четко, аргументировано выражать свои мысли,
  • обсуждать проблему, а не личность.

Для проведения педагогических советов использую различные интерактивные методы:

  • метод модерации,
  • элементы тренинга,
  • метод интерактивного общения,
  • “Мозговой штурм”,
  • деловая игра,
  • круглый стол.

Предлагаю познакомиться с материалами проведения педагогического совета с использованием метода модерации.

Метод модерации – это метод работы над темой, проблемой, задачей, которая является актуальной для педагогического коллектива и требует оригинального, нестандартного решения. Этот метод позволяет:

  • сосредоточиться на содержании,
  • действовать целенаправленно,
  • проявлять самостоятельность каждому участнику обсуждения.
  • проводить обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке.

Метод создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы. Каждый участник педсовета имеет:

  • право на свое мнение,
  • право на чужое мнение,
  • право менять свою точку зрения.

Заседание такого педагогического совета проходит активно, творчески, способствует росту педагогического мастерства, развивает творческое мышление, интерес к работе.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Тема: “ Эффективность деятельности ДОУ и задачи на 2010-2011 учебный год”

Цель: определить задачи на следующий учебный год.

Задачи:

  • предоставить возможность проявить самостоятельность в обсуждении вопросов каждому участнику педсовета,
  • провести обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке.

Этапы проведения педагогического совета.

1. Начало педсовета

Каждому педагогу заранее раздается анализ образовательной работы за 2009-2010 учебный год.

Опрос педагогов. Есть ли вопросы, дополнения к анализу работы ДОУ.

2. Поиск.

Педагогам предлагается выбрать из перечисленных проблем каждого проекта программы развития ДОУ ту проблему, которая для них наиболее актуальна в следующем учебном году.

Проект “Здоровый дошкольник”

Проведение закаливающих процедур,

Планирование экспериментальной деятельной с детьми по развитию умения “слушать” и “слышать” свой организм , понимать его.

Взаимодействие с семьей по формированию у детей потребности и умения заботиться о своем здоровье.

Проект “Моя Родина Россия”

Сообщение знаний.
Выбор средств и приемов по формированию у детей норм поведения и взаимоотношений, на основе полученных знаний.

Проект
“Разностороннее развитие личности на основе индивидуального
и дифференцированного подхода”

Создание условий для индивидуального и дифференцированного подхода (дидактические игры по уровням, раздаточный материал, взаимодействие с родителями),

Использование уже имеющего педагогического опыта,

Обобщение педагогического опыта.

3. Выбор. Помещаем на доске все собранные у педагогов карточки с ответами, распределяя карточки по проектам.

Рабочая группа выбирает наиболее актуальные вопросы для каждого проекта.

Педагоги распределяются на творческие группы для обсуждения и проработки того проекта программы развития, который для них наиболее актуален (количество групп зависит от количества проектов).

4. Проработка. Педагоги получают заранее распечатанные карточки с таблицами, на которых стоят вопросы, соответственно выбранных тем.

Проект
“Разностороннее развитие личности на основе индивидуального
и дифференцированного подхода”

Тема “Обобщение педагогического опыта”

Карточка №1

Раз актуальна, то как можно решить проблему? Если не актуальна, то в чем причина?
   
Что уже сделано?
 

Проект “ Моя Родина Россия”

Тема “Сообщение знаний воспитанникам”

Карточка №1

Какие методы и приемы можно использовать? Как на самом деле?
   
Что для этого должно быть сделано?
 

Проект “Здоровый дошкольник”

Тема “Взаимодействие с семьей по формированию у детей потребности и умения заботиться о своем здоровье”

Карточка №1

Аргументы “за” Аргументы “против”

5. Мероприятия – заказ на работу. Что конкретно можем сделать. Ответы записывают на карточки

Карточка №2

Проект “Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода”

Тема “Обобщение педагогического опыта”

Мероприятия

Что сделать? Для чего? Кто?
     

Проект “ Моя Родина Россия”

Тема “Сообщение знаний воспитанникам”

Карточка №2

Мероприятия

Что сделать? Для чего? Как?
     

Проект
“Здоровый дошкольник”

Тема “Взаимодействие с семьей по формированию у детей потребности и умения заботиться о своем здоровье”

Карточка №2

Мероприятия

Что сделать? Для чего? Кто?
     

6. Заключение. Руководитель каждой творческой группы зачитывает все предлагаемые мероприятия. Определяются задачи на следующий учебный год:

  1. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в воспитании потребности и умении на доступном возрасту уровне заботиться о своем здоровье.
  2. Создание условий для полного проявления способностей каждого воспитанника и своевременной коррекции проблем его развития.
  3. Накопление воспитанниками социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений.