Урок окружающего мира по теме "Кладовые Сунтарской земли"

Разделы: Начальная школа


Тип урока – изучение и первичное закрепление новых знаний.

Перечень оборудования – презентация, фотоматериалы, дидактический материал, образцы полезных ископаемых, научно-познавательная литература, толковый словарь, кроссворд, карта с топографическими знаками.

Краткое содержание:

  1. Организационный этап.
  2. Воспоминание в памяти учащихся уже имеющихся знаний.

  3. Подготовительный этап.
  4. Актуализация знаний.

  5. Работа над новым материалом.

Работа в группах:

  • Демонстрация образцов природных ископаемых
  • Изучение образцов через лупу, наблюдение, характеристика некоторых свойств
  • Сообщение учителя или поиск информации в справочнике или чтение на слайдах
  • Поиск условных обозначений
  1. Физкультминутка.
  2. Практические опыты.
  3. Описание свойств соли. Работа в парах.

  4. Виртуальная экскурсия “Способы добычи полезных ископаемых”
  5. (по материалам сетевого проекта “Тур домой”)

  6. Чтение произведения Е.Спиридонова “Кемпендяй”, слушание песни.
  7. Этап рефлексии. Обмен мнениями. Отгадывание загадок, кроссворда.
  8. Домашнее задание по выбору:
  • Поиск информации в справочной литературе о производственных профессиях.
  • Подготовка сообщения по темам на выбор:
    – “Профессии промышленности”
    – “Династии производственных профессий”
  • Сочинение-рассуждение “Чем важны производственные профессии?”

Урок окружающего мира в 3-м классе

Цель урока: знакомство с полезными ископаемыми Сунтарского улуса и их практическим использованием.

Задачи урока:

– знакомство с полезными ископаемыми, добываемыми в Сунтарском улусе;
– ознакомление со способами добычи полезных ископаемых посредством виртуальной экскурсии;
– наблюдение над свойствами полезных ископаемых, проведение простейших опытов;
– определение значения полезных ископаемых для человека;
– знакомство с творчеством писателя Е.Спиридонова (произведением “Кемпендяй”)
– извлечение и использование дополнительного материала из научно-познавательных источников.

Формирование УУД:

Регулятивные:

– осмысление учебной задачи, планирование своих действий, осуществление пошагового контроля;
– умение выбирать и использовать нужную информацию для решения учебных и практических задач.

Познавательные:

– различение по внешнему виду и характеристика свойств полезных ископаемых, определение их значений для человека;
– умение пользоваться научно-популярной литературой.

Коммуникативные:

– планирование совместных действий в паре и группах;
– умение извлекать и представлять необходимую информацию в письменной и устной форме.

Личностные:

– осмысление бережного отношения к природе и полезным ископаемым;
– знакомство с производственными профессиями, рассуждение их значимости.

Термины и понятия: полезные ископаемые, месторождение, шахты, карьеры, скважины.

Ресурсы и оборудование:

– энциклопедии;
– учебник “Окружающий мир”;
– толковый словарь;
– образцы полезных ископаемых: соль, каменный уголь, цеолит, ...
– лупы;
– мультимедийный проектор, ПК;
– для опытов: стакан с водой, соль, ложка.

Ход урока

1. Организационный этап:

Учебно-познавательная деятельность

Формирование УУД

– О чём говорит название темы сегодняшнего урока “Кладовые Сунтарской Земли”?

– О каких полезных ископаемых нашего улуса вы слышали? Знаете?

Совместно формируются основные учебные задачи урока:

– узнать о полезных ископаемых Якутии и Сунтарского улуса

– исследовать и провести опыты

– узнать о способах добычи полезных ископаемых

– знакомство с творчеством писателя Е.Спиридонова (с произведением “Кемпендяй”)

– Воспоминание в памяти учащихся уже имеющихся знаний

– Умение выбирать и использовать нужную информацию для решения учебных и практических задач.

2. Подготовительный этап. Актуализация знаний:

– Какие полезные ископаемые Якутии и Сунтарского улуса вам знакомы?

– Просмотр на проекторе:

Полезные ископаемые Якутии (Слайд №2)

Основывается на знаниях детей. Обмен информацией, приобретёнными ранее знаниями.

3. Работа над новым материалом. Полезные ископаемые Сунтарского улуса.

Учебно-познавательная деятельность

Формирование УУД

Просмотр слайдов (№4-9)

Работа в группах:

  • Демонстрация образцов природных ископаемых:
    – цеолит;
    – соль;
    – каменный уголь.
  • Изучение образцов через лупу, наблюдение, характеристика некоторых свойств
  • Сообщение учителя или поиск информации в справочнике (научно-познавательной литературе) или чтение на слайдах
  • Цеолит – уникальный природный минерал, который обладает свойством поглощать и прочно удерживать в своей структуре частицы различных веществ. Применяется в очистке газов, как упрочняющий наполнитель бумаги, тарный картон для фруктов, упрочняющий наполнитель искусственной кожи в качестве пищевой добавки, рафинирование масел, напитков, фильтрация и очистка пищевых жидкостей; в качестве диетической добавок, повышающих сохранность, продуктивность, прирост и качество животных и домашней птицы, в рыбоводстве в качестве кормовой добавки в составе искусственного корма, в растениеводстве в качестве улучшителя почвы и комплексного компонента удобрительных смесей для увеличения производительности, в земледелии для повышения урожайности сельскохозяйственных культур, для оборудования стадионов и различных газонов, в качестве кондиционера в производстве минеральных удобрений и органоминеральных смесей, дезодорация воздуха производственных и животноводческих помещений;
  • Поиск условных обозначений (каменный уголь – чёрный квадрат, известняк – белый квадрат с диагоналями,...) Показ слайда №10 (Карта с топографическими знаками полезных ископаемых)

– умение выбирать и использовать нужную информацию для решения учебных и практических задач.

– умение пользоваться научно-популярной литературой.

4. Физкультминутка

5. Практические опыты.

Учебно-познавательная деятельность

Формирование УУД

Описание свойств соли. Работа в парах.

  • Опустить в стакан с водой ложку соли;
  • Помешать;
  • Попробовать на вкус.

1. Сыпучая.

2. Растворяется ...

– планирование совместных действий в паре и группах;

– умение извлекать и представлять необходимую информацию в письменной и устной форме.

– различение по внешнему виду и характеристика свойств полезных ископаемых, определение их значений для человека;

– умение пользоваться научно-популярной литературой.

 

6. Виртуальная экскурсия “Способы добычи полезных ископаемых”

(по материалам сетевого проекта “Тур домой”)

Учебно-познавательная деятельность

Формирование УУД

– Знаете ли вы как добывают полезные ископаемые?

– Знаете ли вы о способах добычи полезных ископаемых? (шахта, рудник, карьер). Показ слайдов “Кемпедяйское месторождение соли”, “Способы добычи полезных ископаемых”

Термины: месторождение, шахты, карьеры, скважины. (Работа по толковому словарю)

– осмысление бережного отношения к природе и полезным ископаемым;

– знакомство с производственными профессиями, рассуждение их значимости.

– умение пользоваться научно-популярной литературой, словарём

7. Чтение произведения “Кемпендяй”. Слушание песни.

Учебно-познавательная деятельность

Формирование УУД

– Давайте познакомимся с произведением Е.Спиридонова “Кемпендяй” живописной местности, которое стало песней.

Е Спиридонов тыллара уонна мелодията.

1. Кэмпэндээйим биэрэгим урдугэр
Биир беьуелэк турбута ыраатта,
Манна баар туустаах уу, эмтээх куел,
Сир баайа арааьа кистэммит.
Хос ырыата:
Кэмпэндээй, Кэмпэндээй,
Мин дойдум Кэмпэндээйим.
Мин дойдум, мин сирим.

2. Кыра сылдьан оонньуурбун саныыбын,
Икки, ус улахан сыырдарбын,
Кэмпэндээйим ыччата бу сиргэ
Кердеех-нардаах оонньуута барбыта.

3. Туустаах хайам урдугэр тахсаммын
40-50 куеллэрбин аа5абын.
Санаабар сирим-дойдум барыта
Кестерге дылыта бу мантан.

4. Кый быданна ыраахха булчуттар
Кылааннаа5ы сырсаннар бараллар
Кестеех сиртэн ке5ерер мыраанна
Кун тахсыытын-киириитин керселлер.

– осмысление бережного отношения к природе и полезным ископаемым;

– формирование эмоционального восприятия произведения, чувства гордости за природу родного края

8. Этап рефлексии. Обмен мнениями.

– А далее нас ждёт серьёзная работа. Каждый выбирает по своему усмотрению задание, это отгадывание загадок или кроссворда. (Карточки, слайд №17)

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ)

Этот мастер белый-белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

Из глубоких скважин воду извлекаем.
Что вода полезная, мы, конечно, знаем.
И прозрачная она, словно бы хрустальная
Называется вода – ... (минеральная).

Пусть испачкаюсь я весь,
Но здоровью помогу! (Лечебные грязи)

Домашнее задание.

Рекомендации для занятий в семье (по выбору):

  1. Поиск информации в справочной литературе о производственных профессиях.
  2. Подготовка сообщения по темам на выбор:
  • “Профессии промышленности”.
  • “Династии производственных профессий”.
  1. Сочинение-рассуждение “Чем важны производственные профессии?”.