Урок математики на тему "Симметрия"

Разделы: Начальная школа


Урок: математика по программе “Планета Знания”.

Класс: 1.

Тема урока: Симметрия.

Тип урока: открытие” нового.

Технология: деятельного типа.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу, ориентация в нравственном содержании поступков.

Метапредметные: умение ставить учебную задачу, вести учебный диалог с целью  решения учебной задачи, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей, осуществлять поиск необходимой информации, использовать модели и схемы  для решения задач, осуществлять под понятия, умение договариваться, строить речевые   высказывания.

Предметные: формирование представления о симметрии в окружающем мире, о симметричных фигурах и развитие умения распознавать симметричные фигуры.

Цели урока:

  • формирование ценностного отношения к совместной познавательной;
  • деятельности с целью ведения понятия “симметрии”, “ось симметрии”, “симметричные;
  • фигуры” в результате проведённых наблюдений и их анализа; развивать внимание;
  • наблюдательность, математическую речь, прививать культуру общения.

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, презентация, набор геометрических фигур, кленовый лист (бумажный); у каждого ученика: раздаточный материал, набор фигур, кленовый лист (бумажный); цветная бумага, ножницы, зеркало.

Тип занятий: урок изучения нового материала.

Формы организации обучения: фронтальная, работа в парах.

Методы: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.

Этапы урока:

I. Организация начала урока

– Давайте возьмем зеркало и улыбнемся себе, а теперь улыбнемся друг другу. Пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке и помогут разобраться во всем и справиться с любой задачей.

II. Целеполагание и мотивация слайд 2.

Ребята, а какому герою мультфильма помогла улыбка?

– Крошка Енот прислал нам письмо. Давайте почитаем, что он пишет.

– Здравствуйте, ребята!

У меня к вам большая просьба, помогите разобраться, что какое симметрия и ответить на

Вопросы слайд 3.

  1. Что такое симметрия?
  2. Что делает ось симметрии с фигурой?
  3. Действительно ли нас окружают симметричные предметы?

Будьте внимательными, наблюдательными и настойчивыми в достижении цели.

Желаю успеха!

– Ну, что ж, ребята, выполним задание Крошки Енота?

– Чем будем заниматься на уроке? (будем разбираться в свойствах симметрии и отвечать на вопросы).

– Прочитайте еще раз вопросы.

– О чем еще просил Крошка Енот? (быть внимательными, наблюдательными…).

III. Работа по изучению нового материала.

– Ребята, с чего начнем “разбираться в симметрии”?

Кто внимательно читал письмо?

– Енот подошел к пруду. “Ой, – сказал он, увидев свое отражение в воде. – В пруду кто-то сидит. Я напугаю его! Скорчу страшную рожу. А! Он тоже скорчил рожу! Сейчас я его палкой! Ай, у него тоже палка!”

– Кого увидел Енот в пруду? Покажи нос Енот и его отражение в воде, правый глаз (левый глаз, правое ухо, левое ухо, палку, куст) и его отражение в воде. (Один ученик показывает на экране.)

Слайд 4

– Чем отличается изображение Енота от его отображения в воде? (отображение получилось перевернутое.)

– Изменилась ли правая и левая сторона? (нет).

– Ребята, а где еще отражаются предметы? (в зеркале).

Слайд 5

– Рассмотрите рисунок в рабочем листе. С какой стороны от зайчика находятся бельчата?

(справа). А ежик? (слева).

– Поставьте зеркало справа от бельчат. С какой стороны от бельчат вы его видите в зеркале? (слева). Отметьте значком.

– Поставьте зеркало справа от мешка с яблоками. Назовите слева направо рисунки, которые видите в зеркале. Сделайте записи.

– Изменяется ли в зеркале верхняя и нижняя часть рисунка? (нет). А левая и правая стороны рисунка? (да, что было слева, стало справа, а что было справа, стало слева).

– Предметы на картинке и их отражение в зеркале симметричные относительно прямой (ребра зеркала). Эту прямую линию называют осью симметрии.

Слайд 6

– Давайте откроем “Толковый словарь” русского языка и прочитаем, что означает слово “симметричный”. (Ученик читает).

Симметричный – обладающий симметрией.

– Прочитайте, что означает слово “симметрия”.

Симметрия – соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь, по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости.

Слайд 7

– Посмотрите на треугольники (в рабочем листе) и скажите, как они называются? (симметричные).

– Покажите каждую вершину треугольника и симметричную ей вершину, каждую сторону и симметричную ей сторону (один ученик показывает на экране).

Физминутка Слайд 8

Звучит песня “Улыбка”.

– Двигаемся под музыку симметрично, а теперь несимметрично (дети повторяют движения за учителем).

Слайд 9

– Возьмите лист клена и согните пополам, чтобы все края совпали. Разверните. Что заметили? (линия сгиба делит лист пополам).

– Как можно назвать линию сгиба, чем она является? (осью симметрии).

– А сам лист? (симметричным).

– Попробуйте согнуть листик еще как-нибудь, чтобы две половинки при этом совпали (не получается).

– Сколько осей симметрии имеет кленовый лист? (одну).

Слайд 10

– Давайте исследуем квадрат. Симметричен ли он? (да).

– Докажите! (Если перегнуть квадрат пополам, то две половинки совпадут.)

– Сколько осей симметрии у квадрата? (четыре). Запишите.

– Теперь исследуйте прямоугольник. Симметричен ли он? (да).

– Сколько осей симметрии у прямоугольника? (две). Запишите.

Слайд 11

– А теперь исследуем треугольники.

– Проверьте, симметричен ли зеленый треугольник? (да).

– Почему вы так считаете? (если перегнуть его пополам, то обе половинки совпадут).

Сколько осей симметрии у этого треугольника? (одна). Запишите.

– А теперь проверим оранжевый треугольник. Симметричен ли он? (нет).

– Почему? (при перегибании половинки не совпадают).

– Давайте сделаем вывод.

– Какие фигуры мы называем симметричными? (фигуры совпадающие при перегибании плоскости по прямой; фигуры, имеющие ось симметрии).

– Что такое ось симметрии?

Ось симметрии - прямая линия, которая делит фигуру на две одинаковые части.

– Как проверить, симметрична фигура или нет? (перегибанием).

Слайд 12

Задание в парах.

– Возьмите два несимметричных треугольника и сложите из них один симметричный.

Проверка: дети показывают 2 способа решения.

Слайд 13

– Определите, является ли круг симметричной фигурой.

– А сколько у него осей симметрии? (много).

– Еще в Древней Греции круг считался венцом совершенства. И не случайно. У него больше всего осей симметрии.

– Ребята, давайте вспомним вопросы Енота. На какой вопрос мы еще не ответили?

(Действительно ли нас окружают симметричные предметы?)

– Кто может ответить на этот вопрос? (ответы детей).

Презентация “Симметрия вокруг нас” Слайды 14-18

IV. Работа по закреплению знаний Слайд 19

Запишите выражения, используя зеркало. Вычислите. ученики решают по одному примеру на доске, остальные на рабочих листах

2. Дорисуйте половинки букв.

Дети по очереди выходят к доске, остальные рисуют на рабочих листах.

Слайд 20

3. Имеют ли оси симметрии изображения данных предметов?

Дети с помощью сигнальных кругов зеленого и красного цвета показывают ответ.

4. Практическая работа.

– Ребята, сейчас мы займемся симметричным вырезанием. Для этого у нас есть цветная бумага и ножницы.

– Что нужно сделать с листом бумаги, чтобы получить симметричную фигуру? (сложить пополам).

Дети, используя шаблоны, вырезают симметричные силуэты (домик, елочку, бабочку, лист. cоставление коллективной работы ).

Проверка:

– Что у тебя получилось? Покажи линию симметрии.

V. Подведение итогов урока. Слайд 21

  1. Что такое симметрия?
  2. Что делает ось симметрии с фигурой?
  3. Действительно ли нас окружают симметричные предметы?
  4. Приведите примеры симметричных предметов.

VI. Рефлексия Слайд 22.

– Чем заинтересовал вас урок?

– Какие задания особенно понравилось выполнять?

– Доволен ли своей работой на уроке?

– Крошка Енот тоже доволен вашей работой на уроке. Молодцы!

Приложение 1

Приложение 2

Презентация