Социально-педагогические условия сотрудничества с родителями в учреждении дополнительного образования детей

Разделы: Работа с родителями


Одним из важных факторов для создания социально-педагогических условий в учреждении дополнительного образования является взаимодействие с семьёй. Семья и образовательное учреждение представляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребёнка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон.

Центральной идеей создания условий для сотрудничества с семьёй в Доме детства и юношества является идея взаимодействия на основе индивидуально-вариативного подхода, максимально учитывающего проблемы и потребности конкретных семей.

Ребенок в учреждение дополнительного образования приходит из семьи, поэтому именно семья становится объектом внимания, изучения и определения путей совместной взаимодополняющей, воспитывающей деятельности. Для этого необходимо определить содержание и способы сотрудничества, способствующие развитию ориентаций родителей и педагогов на самоценность ребёнка и в социальном, и в духовном аспектах. Необходимо изучить образовательные потребности и ожидания родителей от занятий, а педагогов от родителей; разработать механизм взаимодействия и эмоционально включить родителей в сферу сотрудничества и в образовательный процесс.

Позитивный опыт работы с родителями получен в школе дополнительного образования «Истоки» для детей начальной школы. «Истоки» – это занятия по изучению ценностей русской народной культуры, которые завещаны нам прошлыми поколениями. В содержание программы заложен принцип восстановления связи времён через обычаи, традиции, занятия фольклором, ремёслами народного художественного творчества, проведение исконно русских праздников.

Духовный и образовательный процесс начинается уже на этапе подготовки семьи при поступлении ребёнка в УДО. Родители хотят знать, кто будет заниматься с ребёнком, какие получит знания и умения; рассказывают о способностях и возможностях ребёнка.

Сотрудничество с родителями строится на принципах открытости, информированности, соотношения деятельности педагогов с ожиданиями и запросами родителей.

В практике работы ШДО «Истоки» определились следующие формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей, это: благодарственное письмо родителям, выставки, концерты (творческий отчёт) для родителей, праздники с участием родителей, консультации, открытые занятия, родительские собрания, летопись школы.

Благодарственное письмо – широко используется в ШДО «Истоки» с целью информирования родителей о достижениях детей, а также как выражение благодарности семье за помощь, активное участие, поддержку и инициативу. Письма вручаются на праздниках или творческих отчетах.

Выставки – форма представления работ воспитанников ШДО «Истоки». Проводятся с целью активизации творческого потенциала детей, повышения статуса семьи. Задача выставки – воспитание любви и уважения к национальной культуре.

Концерты (творческий отчёт) для родителей – позволяют показать достижения детей, демонстрацию творческого роста воспитанников, раскрывают индивидуальность ребёнка, его мировоззрение, дают мотивацию родителям к сотрудничеству.

Праздники с участием родителей – организация семейного досуга, содержанием которого является межличностное общение родителей и детей. Здесь речь идёт об общении, которое не обслуживает какую-либо деятельность или её предмет, а носит характер общения в праздничной ситуации, когда возникают условия для совместных эмоциональных переживаний, являющихся фактором сплочения семьи. А также, где родители являются и зрителями и участниками. Такие праздники всегда красочные, яркие, запоминающиеся.

Консультации – проводят педагоги, психолог, социальный педагог, педагог-организатор по поводу решения конкретных психолого-педагогических, личностных или иных проблем. Инициатором встречи может быть как одна, так и другая стороны.

Открытые занятия – занятие с приглашением родителей воспитанников. Основной целью является укрепление взаимопонимания между педагогом, ребенком и родителем. Открытое занятие позволяет продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей, методы работы педагога с детьми, уровень сотрудничества между участниками образовательного процесса. После таких занятий организуется обмен мнениями и пожеланиями.

Родительские собрания – где решаются вопросы по актуальным проблемам учебного и воспитательного процесса, помощь в организации массовых дел, выездных концертов и т. д. Здесь возможно выступление специалиста, обсуждение ситуаций, тестирование, анкетирование.

Летопись школы – это своеобразный творческий отчет ШДО «Истоки» с фотографиями, отзывами и пожеланиями родителей.

В результате взаимодействия учитываются интересы родителей, педагогов и детей, повышается уровень удовлетворенности занятиями, приоритет общего дела, духовных и образовательных достижений.

Среди, ставших традиционными, совместных мероприятий следует отметить «Семейные посиделки», задачи которых привлечь внимание к истории семьи, пробудить интерес к поисковой деятельности, к сотворчеству родителей и детей. Темы посиделок различны: празднование именин, знакомство с песнями и играми старших поколений, реликвиями семьи, хобби и увлечения членов семьи. Дети приобретают ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях. Совместные мероприятия очень полезны для неполных семей, в которых дети испытывают дефицит образцов мужского (женского поведения), необходимы они и детям, которые единственны в семье и не имеют опыта тесного общения с детьми. Являясь членами дружного коллектива, дети чувствуют себя более уверенными и защищёнными в жизни.

В рамках социально-ориентированных мероприятий в ШДО проходят заочные путешествия «Удивительная семья моя», направленные на изучение родословной и истории семьи, к Международному дню пожилого человека проводится конкурс «Супербабушка!», который включает в себя встречу с интересными людьми старшего возраста, организацию конкурсной программы на самую необычную бабушку, рассказы о традициях семьи, а ко Дню матери дети на занятиях готовят подарки и поздравления для мам. Такие мероприятия не только сближают детей и родителей, но и позволяют осознать причастность истории каждой семьи к истории страны, формируют чувство гордости и уважения к старшему поколению.

Важной составляющей частью в организации взаимодействия между родителями и УДО является психолого-диагностическая работа. Она выстраивается через проведение анкет, тестов, бесед и обеспечивает выявление волнующих тем, которые могут быть обсуждены с родителями. При составлении социального паспорта школы «Истоки» обращается внимание на семьи различных «групп риска» (неполные, многодетные, малообеспеченные), в ходе работы выявляются родители гиперопекающие детей, формально относящиеся к детям и т.д. Оказание образовательных услуг родителям, имеющим определенные проблемы во взаимоотношениях с детьми, проведение постоянного социально-педагогического мониторинга обеспечивает быстрое реагирование на фиксируемые проблемы и оказание своевременной психолого– педагогической поддержки.

В конце учебного года с родителями проводится анкетирование по удовлетворенности результатами деятельности по взаимодействию с семьёй. Анализ анкет показывает эффективность использования форм и методов сотрудничества, повышение уровня социально-педагогической и социально-психологической грамотности родителей, активности участия в совместных мероприятиях, укрепление связей между детьми и родителями. В том году удовлетворенность родителей результатами образовательно-воспитательной деятельности составляет 96%. Это хороший стабильный результат оценки нашей деятельности.

Повседневное общение в семье часто мешает возможности замечать какие–то стороны личности ребенка или не дает им проявиться. Педагог дополнительного образования видит ребенка в разнообразных ситуациях деятельности, в среде сверстников и может «транслировать» родителям информацию положительного образа ребенка. Кроме того, важно, что родители видят позитивное отношение педагога к их ребенку, и могут быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка, это рождает доверие. Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями. Дети, родители, педагог – члены одного коллектива. Благодаря взаимодействию ШДО «Истоки» и семьи для каждого ребёнка создаётся «ситуация успеха», которая ориентирует его на творческую самореализацию, саморазвитие, адаптацию к жизни в динамическом обществе.

Результатом взаимодействия ШДО «Истоки» с родителями является:

  • сохранение лучших традиций семейного воспитания;
  • активизация педагогического и культурного сознания родителей;
  • активное включение родителей в образовательный процесс;
  • распространение полезного опыта семейного воспитания;
  • укрепление внутрисемейных взаимоотношений;
  • профилактика семейного неблагополучия;
  • взаимополезное сотрудничество семьи и УДО.

Использование принципов взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу в ШДО «Истоки» позволяет создать оптимальные социально-педагогические условия сотрудничества с родителями в учреждении дополнительного образования детей, что способствует воспитанию и развитию культурной, творческой и социально адаптированной личности ребенка.

Приложение 1