Мир музыки А.Скрябина

Разделы: Музыка


Цель: познакомить учащихся с миром музыки А. Свиридова.

Задачи: формировать новые знания о жизни и творчестве композитора, развивать слушательскую культуру учащихся, размышлять о содержании произведений.

Оборудование: музыкальный центр, портрет А. Скрябина, запись музыкальных произведений А. Скрябина.

Ход урока

Учитель: Представьте себе, вы гуляете по улице, а навстречу вам идет медленно идущий человек. Плечи опущены, голова понурая. Можно ли по походке определить, как чувствует себя этот человек, какое у него настроение, о чем он думает?

Ученик: Он грустный, печальный. Настроение тревожное, он сосредоточенна своих тяжелых мыслях.

Учитель: А если он идет пружинистой походкой, голова вздернута. Каков этот человек?

Ученик: Сердце его ликует, на лице улыбка, хорошее настроение, все получается.

Учитель: Глядя на идущего человека, мы можем почувствовать его внутреннее состояние, его настроение. Мы начинаем видеть не только глазами, но и сердцем. Мне пришла на память одна мысль: “Зорко одно лишь сердце!” Как вы понимаете ее?

Ученик: Сердцем можно больше почувствовать, чем головой.

Ученик: Иногда человек говорит, а мы сердцем чувствуем, лжет он или нет.

Учитель: Сейчас настройте свои сердца и постарайтесь почувствовать человека, которого вы никогда не видели, ни чего о нем, ни читали, но который прислал нам звуковое письмо о себе.

Звучит Прелюдия № 4 А. Скрябина.

Учитель: Что вы можете рассказать об этом человеке? Каков он? Он радуется или грустит? Он весел или печален? Он одинок или же его окружается множество друзей?

Учитель: Какое настроение передано в музыке?

Ученик: грусти, тоски, печали.

Учитель: Смог ли этот человек поменять что-либо в своей жизни?

Ученик: Нет, не смог, так как звучание музыки не менялось. Он так же грустит, он одинок.

Учитель: Молодцы! Вы действительно сердцем увидели человека. Но ведь жизнь состоит из разных дней, а человека нельзя судить по одному дню его жизни.

Учитель: Давайте перевернем еще одну звуковую страницу жизни.

Звучит Этюд № 12 А. Скрябина.

Учитель: Что вы теперь можете сказать об этом человек? Каков он?

Ученик: Человек показан целеустремленный, сильный, серьезный. Музыка рвется вперед, призывная, сильная, мужественная.

Учитель: Представьте, что вы кинорежиссеры. Какой фильм озвучили этой музыкой?

Ученик: Фильм, в котором показан человек-борец.

Учитель: Какие события стали бы главными в ваших фильмах: революционные события, про весенний ледоход, военные события, прорыв человека в космос?

Учитель: Во всех ваших фильмах есть общее: человек, который идет к цели через все преграды.

Почему?

Ученик: Так как музыка изобразила порыв, стремление, взволнованность, драматизм. Музыка бунтует, рвется вперед и протестует.

Учитель: Прослушав два произведения, определите главную черту в характере этого человека. Каков он?

Ученик: Он мужественный, целеустремленный, сильный духом.

Учитель: Он верит в победу в жизни?

Ученик: Да.

Учитель: Как называют людей, которые верят в победу в жизни?

Ученик: Оптимисты.

Учитель: А в вашем классе есть оптимисты?

Учитель: А можем ли мы назвать оптимистом композитора написавшего эти два произведения?

Ученик: Да. И это мы слышим в музыке.

Учитель: Как вы думаете: когда жил этот композитор?

Учитель: Ваши ответы схожи в том, что это было время грядущих перемен, это порыв духа к свободе, к жизни. Недаром этого композитора называли как Горького “буревестником революции”. Его имя А. Скрябин (показ портрета, запись названий произведений).

Учитель: В нашем современном 21 веке можем ли мы встретить человека, который был бы схож со Скрябиным: одинокий, который часто грустит, но в тоже время пытается что-то изменить в жизни, пытается бороться и показывает себя сильным, целеустремленным, мужественным?

Ученик: Да.

Учитель: Можем ли мы сказать, что музыка А. Скрябина близка нам людям современности?

Ученик: Да.

Учитель: Музыка 19–20 столетия нашла свое отражение в нашем современном мире. Что по-своему тематизму мы можем назвать ее современной.