Развитие мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Способствовать совершенствованию вычислительных умений и навыков сложения и вычитания в пределах 100.
  • Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, пространственные представления, познавательную активность, наблюдательность, внимание, память.
  • Воспитывать интерес к предмету, дружбу, коллективизм, взаимопомощь.

Оборудование: Рисунки обитателей островов: попугай Гоша, обезьяна, слоненок; рисунок Робинзона Крузо. На доске записаны примеры.

Ход урока

1. Организационный момент.

Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто еще не знает,
Что может полюбить математику,
Урок математики посвящается!

– Мы с вами на уроках математики часто совершаем интересные и увлекательные путешествия.

Вот и сегодня, ребята, мы с вами отправимся еще в одно в путешествие и побываем в гостях у Робинзона Крузо. Путешествие далекое, интересное, но опасное, поэтому с собой берем самых смелых, дружных, сообразительных и находчивых математиков. А есть ли среди вас такие? Это мы проверим, когда вы выполните три задания. Слушайте внимательно!

1) Допишите пропущенные числа.

– Найдите закономерность и продолжите второй ряд чисел.

3 9 6 12 15 21 18
1 3 2  4  … … …

– Объясните, почему вы считаете, что под числом 15 должно быть записано число 5?

2) Игра “ День – ночь! ”

Учитель тихо произносит слово “Ночь!” – дети закрывают глаза и опускают головы. Учитель предлагает задания: “ 15 – это 9 и . . . ” Дети думают. Затем он говорит “День!” – дети просыпаются (поднимают головы), поднимают руки и по одному отвечают:

16 – это 8 и ….
14 – это 6 и ….
12 – это 5 и ….

Затем отвечают хором:

17 – это 9 и …..
18 – это 9 и …..
– это 8 и …..

3) Назовите ответ:

70 – 3
60 – 5
80 – 2
100 – 8
60 + 12
13 + 40
80 + 19
17 + 50
2*3
3*5
2*8
3*7

2.

– Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием и можете смело отправиться в путешествие.

– Проходите на корабль, занимайте места. Но прежде вы должны ответить парами, как можно получить число 11 (12).

– Располагайтесь поудобнее, любуйтесь морем, дышите свежим воздухом. Итак, в путь!

– Наш корабль подходит к острову попугаев! Вас приветствует попугай Гоша. Он интересуется, сможете ли вы расставить в приведенных примерах нужные знаки.

36 * 4 * 8 = 32
72 * 6 * 40 = 38
63 * 7 * 23 = 93
76 * 20 * 6 = 50
88 * 64 * 4 = 28
34 * 3 * 9 = 22
75 * 8 * 3 = 70
80 * 13 * 7 = 100
44 * 4 * 9 = 49
16 * 9 * 5 = 20

Гоша хвалит всех за успехи и прощается с нами.

3. Путешествие продолжается. Перед нами – остров обезьян. Хозяйка острова приготовила для путешественников хитрые примеры.

74 – 50 = 16 
70 – 54 = 24
30 – 15 = 15
50 – 21 = 39 
80 – 16 = 14
56 – 30 = 14
50 – 34 = 24
40 – 16 = 24
60 – 45 = 20
90 – 27 = 63

– Как вы думаете, в чем хитрость этих примеров?

Давайте проверим, правильно ли обезьяна их решила? Какие ошибки в вычислении она допустила?

4. Плывем дальше. Наш корабль приближается к острову слонов. Маленький слоненок давно ждет гостей. Он учится в школе зверей и никак не может справиться с домашним заданием. Вот его примеры: (в столбик).

80 – 43 =
96 – 52 = 
29 + 16 =
54 – 37 =
72 + 28 =
60 + 15 =
73 – 40 =
56 + 34 =
82 – 37 =
46 – 14 =

 – Ребята, правильно ли мы поступим, если решим примеры? Как вы выполняете домашнюю работу: сами или вам кто – то решает примеры?

– Значит, как нам надо поступить? (Объяснить решение каждого примера.)

Дети с радостью помогают слоненку.

Слоненок все понял и поблагодарил ребят за помощь.

Дети прощаются со своим новым другом и снова в путь.

5. Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

6. – Что это? Необитаемый остров? Ребята, наш корабль захватили пираты! Пока вы не выполните их задание, они нас не выпустят, потопят корабль. Быстрее, дети! Быстрее за работу!

43 + 7
81 – 5
68 + 6
54 – 9
76 + 5
82 – 7
64 – 8
57 + 3
40 – 6
74 + 8

– Ура! Ответ найден, мы на свободе!

Скорее на корабль! Нас ждет Робинзон!

Ой, что это? На палубе – вода! Кто – то из пиратов все – таки успел повредить наш корабль. Ищите пробоины!

64 + 3 – 30 = 37
7 + 53 – 9 = 41
86 – 60 + 4 = 18
58 + 7 – 20 = 45

Пробоины найдены. Ответы исправлены.

7. – А вот и сам Робинзон Крузо! Встречайте его. (дети хлопают в ладоши)

– Как вы все повзрослели! И, наверное, стали еще сообразительнее. А ну-ка, я проверю:

1) Лестница состоит из 11 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине? (На 6.)

2) На деревьях грибы сохли,
Ну а в дождь конечно мокли.
40 желтеньких маслят,
8 тоненьких опят
Да 3 рыжие лисички –
Очень милые сестрички.
Вы, ребята, не молчите,
Сколько всех грибов? Скажите! (51)

3) Яблоки дети в саду собирали
Взвесив их, урожай подсчитали.
Дети собрали 16 корзин
8 корзин увезли в магазин,
Все остальные в школу послали.
Сколько же яблок для школы дадут? (5)

– Молодцы, ребята! Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные.

8. Итог урока.

– Молодцы! Вы выполнили все задания. Робинзон Крузо говорит вам “До свидания!” и спрашивает: “Что было на уроке самым интересным, самым трудным? Чего вы достигли? Что нового узнали?