Совершенствование оптико-пространственных представлений у детей с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками


Дети с диагнозом общее недоразвитие речи имеют серьезные недостатки в речевой сфере. Однако почти все они показывают и значительное отставание психических процессов от нормы. В частности при углубленной диагностике выявляются сложности в восприятии собственного тела, проблемы в восприятии окружающего пространства, ориентировании в нем. Непросто таким ребятам определить верх и низ, правую и левую стороны пространства, запомнить и безошибочно использовать оптико-пространственные представления, определять пространственные отношения между предметами, целостно воспринимать объекты, определять части предметов.

Дети с подобными проблемами демонстрируют неустойчивость пространственных представлений, испытывают сложности в процессе игры, рисования, конструирования, в овладении графическими навыками, при восприятии и понимании схем и знаковых систем, в том числе букв, затрудняются в пространственном анализе окружающего мира, в понимании и употреблении слов (предлоги, наречия, прилагательные), обозначающих пространственные отношения, в определении причинно-следственных связей. Часто эти недостатки провоцируют возникновение нарушений в познавательной и речемыслительной деятельности ребенка. В дальнейшем при отсутствии помощи специалистов (педагогов, психологов, дефектологов, логопедов) у детей наблюдаются отставание в интеллектуальной сфере, проблемы в овладении грамотой, письмом, счетом.

Порой нарушения пространственных представлений являются следствием несовершенной вербальной деятельности ребенка, когда он недостаточно точно понимает, не понимает вовсе или не умеет правильно употреблять слова и речевые обороты, связанные с обозначением пространственных отношений. В таком случае обычно достаточно исправить речевые нарушения. Чем тяжелее речевое недоразвитие, тем сложнее пространственные нарушения. Если же проблемы более серьезные, они связаны не только с речевой деятельностью ребенка, но и с особенностями ЦНС, функционирования психических процессов, то предстоит более серьезная работа по совершенствованию восприятия, памяти, внимания, мышления, речи.

Направления коррекции оптико-пространственных нарушений:

  1. Совершенствование зрительно-пространственного восприятия и представлений:
    • Формирование схемы собственного тела.
    • Ориентировка в микропространстве.
    • Ориентировка в окружающем пространстве.
    • Ориентировка на плоскости.
    • Ориентировка на листе бумаги.
  2. Коррекция речевых нарушений.
  3. Развитие памяти, внимания.

Процесс совершенствования оптико-пространственных представлений можно удачно сочетать с коррекционно-развивающей работой учителя-логопеда. Иногда ребенку бывает достаточно объяснить, напомнить, подсказать, а порой требуется длительная, целенаправленная и систематическая работа по коррекции пространственного восприятия и представлений. Чем глубже и сложнее нарушения у ребенка, тем важнее ему все увидеть, пощупать, многократно попробовать и повторить. Такую возможность дают развивающие игры.

«Земля, море, космос»

Оборудование: схемы, изображающие ракету, море (волны), землю.

Описание: дети стоят на выбранных ими местах в группе, ведущий в свободном порядке говорит слова «земля», «море», «космос» или показывает соответствующие схемы. Если названо слово «земля», то дети приседают, если «море» - делают руки в стороны, если «космос» - дети изображают ракету (поднимают соединенные в замок руки вверх).

«Человечек»

Оборудование: магнитная доска, части тела человека, нарисованные отдельно друг от друга с прикрепленными с обратной стороны магнитами, облако, лужа, снежинка, комар, зонтик с приклеенными магнитами, коробка.

Описание: дети рассматривают части тела человечка, затем им предлагается выбрать одну из них и прикрепить на магнитную доску, сказав, где теперь находится эта часть тела (вверху-внизу, справа-слева). Так постепенно дети собирают всего человечка, каждый раз объясняя, куда прикрепляется элемент или где он теперь находится. Можно начинать с головы, с ног и так далее. Возможен вариант, когда дети сначала говорят, что и где находится у уже собранного на магнитной доске человечка, а затем, постепенно проговаривая, что убирают, складывают части человечка в коробку. Можно использовать вместе с уже собранным человеком облако, которое выше человека, вверху, комара, который может перемещаться вокруг человечка и так далее.

«Ателье»

Оборудование: нарисованное платье без рукавов, прикреплено к магнитной доске, длинные и короткие рукава, манжеты, воротник, оборки для воротника, пояса, пояс, карманы.

Описание: дети конструируют различные платья, комментируя, что и куда они прикрепляют. Например, маленький кармашек пришьем ниже пояса справа и так далее.

«Аэропорт»

Оборудование: модель самолета, доска, имитирующая экран, карточки-схемы движения самолета, фишки.

Описание: ведущий – диспетчер, который дает команды летчику в самолете, ребенок – летчик, выполняющий команды. Можно использовать специальные схемы движения. За правильно выполненные команды летчику дается фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Если дети затрудняются, на первом этапе диспетчером может быть взрослый.

«Змея»

Оборудование: игрушечная змейка.

Описание: дети встают в колонну друг за другом (змейку берет в руки первый в колонне ребенок) и путешествуют по группе, выполняя команды ведущего «направо», «налево», или «три шага вперед» и так далее.

«Твист»

Оборудование: напольное полотно игры сделано из двойного полиэтилена и прошитых 12 (3х4) карманов формата А4, в которые вставляются картинки с изображениями животных, с буквами, с различными видами транспорта, геометрическими фигурами.

Описание: дети располагаются каждый на своем квадрате-кармашке, дальнейшие действия зависят от поставленных педагогом целей (описание местоположения, подбор прилагательных, глаголов к слову, составление предложения или рассказа-описания и т.д.). Возможно и участие 1-2 детей, тогда ребенок описывает свой путь, переходя с кармашка на кармашек, или переходит на другую картинку в соответствии со схемой, озвученной или нарисованной педагогом.

«Шашки»

Оборудование: шахматная доска, фишки, маленькие фигурки животных, небольшие человечки и предметы, схемы движения по клеткам на карточках.

Описание: играть могут от 1 до 5 детей, вместо шашек используются маленькие игрушки, которые каждый ребенок выставляет на определенное место шахматной доски, затем дети поочередно делают ходы, придерживаясь схемы или описывая ходы. Например, я перемещаюсь на одну клетку вправо и т.д. Мотивируется такое путешествие какой-либо целью. Например, белочка двигается к ореху и т.п. Можно устроить соревнование, кто быстрее доберется до цели.

«Божьи коровки»

Оборудование: крупный рисунок дерева с 16 божьими коровками, на которых расположены небольшие кармашки, двойной комплект картонных карточек для кармашков с нанесенными на них геометрическими фигурами, точками, буквами и пр., расположенными разными способами (рисунки, буквы могут быть повернуты в разные стороны, точек может быть разное количество). Магнитная доска с деревом из самоклеющейся пленки, на котором 16 объемных божьих коровок по четыре штуки в ряду, которые закрывают карточки, на магнитах, описанные выше.

Описание: один комплект карточек вставляется в кармашки, дети подбирают каждой божьей коровке такой же рисунок – находят пару. Объемный вариант игры: предварительно карточки помещаются под божьих коровок – прячутся. Детям раздается по одной карточке из пары, заглядывая под божьих коровок, дети находят парную карточку. Или игра проводится по типу «Парочки». Тогда под божьих коровок помещаются восемь пар карточек.

«Полки»

Оборудование: панно с тремя полками, на которых нарисовано 30 предметов, названия которых начинаются с каждой буквы русского алфавита, кроме знаков и й, фишки или сигнальные карточки разного цвета.

Описание: детям дается задание найти определенную картинку. Например, найдите картинку, название которой начинается со звука а, опишите ее местоположение, скажите какая она, какие действия с ней можно производить и т.д. Или предлагается выбрать сигнальную карточку определенного цвета для картинки. Например, синяя карточка для картинки «майка», так как первый звук в слове майка согласный. Или определяется количество слогов в слове. Если ребенок сделал задание правильно, то он получает фишку.

 «Парочки»

Оборудование: парные карточки (16 штук – 8 пар) с рисунками (комплектов карточек может быть несколько по различным темам), с разным количеством точек, с буквами и др.

Описание: 16 карточек раскладываются в квадрат 4х4 картинками вниз. Дети делают ходы по очереди. Один ребенок переворачивает одну карточку, все запоминают рисунок на ней, затем переворачивает вторую, если рисунок такой же, как на первой карточке, то обе карточки ребенок забирает, если - нет, то ход делает второй ребенок. Игра длится до тех пор, пока дети не откроют все карточки. Выигрывает тот, у кого больше всех пар карточек.

 «Лабиринты»

Оборудование: разнообразные лабиринты с соответствующими схемами к ним, лабиринт-«ходилка» (пронумерованные клеточки с картинками, буквами или без них, клеточки расположены змейкой) фишки, кубик, с нанесенными точками (от 1 до 6)

Описание: ребенок выбирает лабиринт, ему дается соответствующая схема, следуя указаниям, играющий двигается по лабиринту, описывая то, как он двигается, например, я повернул направо, прошел слева от дерева и т.д. В игре «ходилке» дети выбирают себе фишки и начинают с клетки с цифрой 1, перед каждым ходом игрок бросает кубик и проходит столько клеточек, сколько выпало на кубике, называя картинки и буквы в клетках, по которым он двигает фишку, можно описывать и пройденный путь – направление движения, количество клеток. В начале игры можно договориться, что в клетке под определенным номером спрятался, например, Буквоед, оказавшись на этой клетке, нужно сделать, ход назад, или вернуться к началу игры, или в клетке оказалась лужа и ее нужно обходить по длинному пути. Выигрывает тот, кто первым достигнет финиша.

«Предлоги»

Оборудование: схемы предлогов, магнитная доска, птичка с магнитом, облако, самолет, котенок, человечек с магнитом, несколько небольших игрушек.

Описание: ребенок самостоятельно располагает на магнитной доске картинки, затем выбирает схему предлога, называет его и рассказывает, про какой предмет можно сказать с помощью этого предлога. Или сначала ребенок говорит фразу, предложение с предлогом, а затем подбирает к нему схему предлога. Можно играть в прятки, тогда один ребенок в комнате прячет игрушку, а остальные дети спрашивают о ее местонахождении. Например, кукла в шкафу? Или ребенку сначала дается схема предлога, а затем он прячет игрушку, и дети по схеме ищут ее.

«Буквы»

Оборудование: магнитная доска, два комплекта букв на магнитах, элементы букв, зеркально написанные буквы на магнитах, разнонаправленные стрелки на магнитах, кукла Незнайка или картинка.

Описание: выставляется кукла или картинка Незнайка, парные буквы расставляются на магнитной доске, дети помогают Незнайке разобраться - находят парные буквы, составляют буквы из элементов и описывают их расположение. Если расставляются правильно написанные буквы и «зеркальные», дети должны найти их и сказать, какой элемент расположен неправильно. Так же играют и со стрелками.

«Полянка»

Оборудование: магнитная доска, трава, облако, самолет, различные насекомые, собака, лужа, капли дождя, домик, человек (все картинки на магнитах), схемы предлогов.

Описание: ребенок расставляет самостоятельно картинки, затем составляет по ней рассказ. Или взрослый говорит ребенку, куда поставить каждую картинку. Можно к каждой картинке подобрать схему предлога или предлог, затем ребенок расставляет картинки определенным образом.

«Хоккей»

Оборудование: лист картона, разделенный на 9 клеточек (3х3) (клетки могут быть цветными) или 16 клеточек (4х4), небольшая круглая фишка-шайба или предмет для каждого ребенка.

Описание: фишка помещается в центре поля или в определенном углу, затем взрослый говорит, куда двигается шайба (сколько клеток и направление движения), дети в соответствии с командой перемещают шайбу, если они сделали все правильно, то считается, что забили гол. Команда может быть многоходовой.

«Бабочка-путешественница»

Оборудование: магнитная доска с нанесенными на нее 9 клетками (3х3) с цифрами или буквами, бабочка с магнитом или любая другая игрушка, картинка.

Описание: бабочка находится на центральной клетке, взрослый говорит, куда она двигается, дети глазами отслеживают ее путь и говорят, в клетке с какой цифрой, буквой бабочка оказалась, затем один из детей перемещает бабочку в эту клетку. После некоторой тренировки дети могут давать команды бабочке самостоятельно.

«Часики»

Оборудование: магнитная доска, 12 пар циферблатов часов на магнитах с различным расположением часовой и минутной стрелок, фишки.

Описание: на магнитной доске располагаются сначала 3-5 пар часов, затем количество увеличивается. Дети, рассмотрев часы, находят одинаковые. За правильно найденную пару дается фишка, побеждает тот, у кого больше фишек.

«Буковка» (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3)

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Оборудование: игра представляет собой пластиковую доску 35х40 см с 20 отверстиями, обозначенными определенными цветными кругами, рядом с каждым из них написаны 20 букв, каждый столбик помечен цифрой от 1 до 5, каждая строчка обозначена определенной геометрической фигурой.

К доске прилагается набор картинок, разноцветных шнурков, резинок разной толщины, карточек, схем и игр.

Игры:

  1. Игра «Угадай-ка».
    Дети по описанию месторасположения буквы отгадывают, какая буква загадана. Например, буква в верхнем ряду посередине, или во втором сверху ряду и четвертом столбике, или в столбике 1. Вариантов описания может быть множество. Если ребенок не знает букв, можно отгадывать название цвета.
  2. Игра «Собери буквы».
    Детям дается карточка-схема, в соответствии с маршрутом на которой они называют буквы в том же порядке, что и на схеме. Это могут быть как разрозненные буквы, так и короткие слова. Можно продевать нитки в отверстия, а можно следить за стрелкой глазами. Дети могут размещать картинки в соответствии с карточкой–схемой или указаниями взрослого.                     
  3. Игра «Шифровальщики».
    Детям дается карточка-схема с зашифрованными буквами, словами или цветными кругами, они читают слово, слог или выбирают из кассы нужные буквы. Получив определенные навыки, дети могут самостоятельно составлять схемы, в которых зашифрованы буквы или слова.
  4. Игра «Составь слово».
    Дети самостоятельно составляют слова из букв, соединяя их резинкой или шнурком, при этом, как помощь на первом этапе можно использовать картинки. Поможет и написанное на карточке слово. Вместо недостающих букв используются запасные круги с буквами.
  5. Игра «Найди слово».
    Дети среди картинок на прозрачных кругах находят предметы, название которых начинается с определенного звука, или подбирают картинку к каждой букве.
  6. Игра «Подбери слово».
    Дети подбирают прилагательное, глагол, название цвета, которые начинаются с определенного звука. Например, в – веселый, г – грустный, ш – шумный, д – дышать, л – летать, с – синий, серый, з – зеленый, а – алый и т.д. Выигрывает тот, кто придумает больше слов.
  7. Игра «Найди звук».
    Дети находят среди картинок предмет, названии которого определенный звук находится в середине слова, третий по счету, в конце слова и т.д.
  8. Игра «Прочитай слово».
    Дети читают слово на карточке, затем находят буквы, из которых оно состоит, отмечают их сигнальными карточками или шнурком, резинкой.
  9. Игра «Составь предложение».
    Дети составляют предложение так, чтобы все слова в нем начинались с определенного звука. Или каждое слово в предложении начиналось со звука, который показывает карточка-схема. Можно составлять предложение по картинкам, висящим на кнопках.
  10. Рассказ.
    На кнопки помещается несколько картинок (от двух до двадцати), дети составляют рассказ, связывая в один сюжет названия картинок в произвольном порядке. Можно использовать схему.
  11. Игра «Что изменилось?»
    На кнопки помещаются несколько картинок в произвольном порядке, после предъявления детям, одна или несколько картинок исчезают или меняются местами, дети стараются определить, что изменилось.
  12. Игра «Что неправильно?»
    Дети пытаются определить, какие картинки висят не на своих местах (первый звук в названии предмета не соответствует букве). Можно использовать и сигнальные карточки для гласных и согласных, глухих и звонких. Побеждает тот, кто найдет все ошибки первым.
  13. Игра «Четвертый лишний».
    На кнопках помещается несколько картинок. Дети определяют лишнюю картинку, букву в ряду или столбике. Можно определять лишнюю букву по ходу продетого сквозь кнопки шнура, резинки.
  14. Игра «Схема».
    Дети подбирают к слову схемы, нанесенные на карточки. Схема может быть слоговая, звуковая. Дети должны соотнести короткое слово и схему, выбрать подходящую. Можно подбирать звуковую схему к слоговой и т.д., так же подбирать к определенной букве картинку, затем слоговую схему и т.д.
  15. Игра «Путешествие».
    Перед началом игры игроки договариваются как будут ходить, по столбикам или рядам, сверху вниз, справа налево, где старт, финиш и т.д., обговариваются и другие правила, например, при попадании на букву ы игрок пропускает два хода, на букву п, делает дополнительный ход и т.д. Правила можно каждый раз менять, запоминать или обозначать их каждый раз сигнальными фишками.

«Веселые буквы». (Рисунок 4, Рисунок 5)

Рисунок 4

Рисунок 5

Оборудование: игра представляет собой магнитную доску с 24 буквами русского алфавита и одной крупной картинкой в центре. 20 картинок с предметами и сказочными героями сменные, прикрепляются к доске на магнитах.

Дополнительно используются объемные полусферы, круги для обозначения количества звуков в словах, магниты различной величины, формы и разнообразных цветов, схемы, помогающие составить слово, набор букв русского алфавите на отдельных карточках.

Игры:

  1. «Схема».
    Дети составляют слог, слово или имя сказочного героя на картинке из букв, используя схему. Первая буква слова обозначается звездочкой или магнитом определенного цвета. В дальнейшем дети могут самостоятельно составлять схемы на бумаге или магнитной доске. Затем можно нарисовать прочитанное слово. Можно находить букву в определенном столбике и ряду.
  2. «Звуки».
    Дети определяют количество звуков в слове и проверяют правильность ответа по полусферам или объемным кругам под картинкой. Можно считать объемные фигуры с закрытыми глазами. Детям дается задание обозначить гласные буквы магнитами соответствующих цветов. Дети определяют первый звук в слове и обозначают его любым магнитом.
  3. «Слова».
    Дети составляют слово, обозначающее картинку, самостоятельно. При необходимости начало слова обозначается магнитом. Затем дети могут составить слово из букв разрезной азбуки. Можно вызвать одновременно двое детей, которые составят одно и то же или два разных слова и покажут соответствующие буквы по порядку. Дети загадывают слово, а один из детей отгадывает и показывает по порядку буквы, из которых оно состоит.
  4. «Считалки».
    Дети определяют, например, третий звук в слове и обозначают его на магнитной доске магнитом соответствующего цвета и формы. Например, третий звук в слове танк – звук н, обозначим соответствующую букву синей звездочкой, так как звук н твердый.
  5. Игра-соревнование.
    Дети делятся на команды и составляют определенное слово или слова по схеме, затем на скорость складывают соответствующую картинку из 2, 4, 6, 9 частей. Могут участвовать только по одному человеку от команды. В качестве заданий подойдет любая игра из представленных.