Трудности в преодолении дезадаптации старших школьников-подростков

Разделы: Социальная педагогика


Жить - значит медленно рождаться.
Это было бы чересчур легко – брать
уже готовые души.
Экзюпери

Взрослым свойственно пристально вглядываться в подрастающие поколения и пытаться определить, что несут они миру, чем сход и в чем отличны от них самих. Каждый возраст находится в непосредственном отношении с действительностью, каждый возраст важен сам по себе в жизни конкретного человека, независимо от связи с последующими возрастными периодами. Поэтому важно изучать и знать особенности каждого возраста, чтобы не только максимально использовать их для подготовки человека к жизни во взрослом обществе, но и для того, чтобы направлять его жизнь на любом возрастном этапе в соответствии с общественными целями и интересами. Надо различать хронологический возраст — прожитое данным индивидом число лет, физиологический возраст - степень физиологического развития человека, психологический возраст — степень душевного развития, педагогический возраст — степень овладения культурой данного общества. Эти возрасты могут не совпадать, и это несовпадение далеко не всегда указывает на какие-то ненормальности в его развитии.

Учащиеся 8-9 классов (возраст 14-15 лет) — это старшие подростки. Их отличает бол высокий уровень физического и психологического развития. Происходят существенные перемены в их внутреннем мире и условиях жизни. В этом возрасте получают достаточно полное выражение особенности развития школьника: формирование самосознания, ответственное отношение к общественным требованиям, стремление определить свое место среди окружающих. Характерной чертой старших подростков является более глубокое понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, а также интенсивное осознание качеств своей личности и в связи с этим потребность в самовоспитании. В этом возрасте у школьников определяются нередко весьма устойчивые учебные интересы и склонности, появляется стремление расширить и углубить знания по любимому предмету, определяются интересы к различным областям науки, литературы, техники, искусства. К 9-му классу подростки серьезно задумываются над выбором профессии, поэтому их учебные интересы продолжают дифференцироваться. В подростковом возрасте режим имеет по- прежнему большое значение для развития воли, характера, для самовоспитания. В связи с половым созреванием в жизни подростка заметную роль начинает играть взаимный интерес мальчиков и девочек друг к другу.

Социализация подростка с проблемами социальной адаптации на сегодня является одной из практически значимых в педагогике и психологии. Для успешного функционирования в социуме индивид должен обладать двумя рядами качеств: во-первых, иметь устойчивое ядро личности (мировоззрение, социальные и нравственные убеждения); во-вторых, обладать психологической гибкостью, способностью перерабатывать и усваивать новую информацию и создавать новое на протяжении своей жизни. Все классики педагогики писали о необходимости развития индивидуальности и самостоятельности ребенка. Однако для этого нужны определенные социальные предпосылки, которые нередко отсутствуют. И здесь следует говорить о дезадаптации (неприспособленности), несоответствии статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или невозможным.

В словарях дано только определение понятия «адаптация». Социальная адаптация — 1) процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; - 2) результат процесса. Социально-психологическим содержанием социальной адаптации является сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в него индивида, усвоение ими норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. При этом интересы личности и интересы социальной среды рассматриваются как изначально противоположные. Социальная адаптация изучает в условиях совместной деятельности, определяемой общностью целей и ценностных ориентаций коллектива, по степени которой выделяют уровни и стадии адаптации. (Краткий психологический словарь. Под ред.А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского.М. 1985, стр.9).

Суть подросткового комплекса, или подросткового кризиса, выражается в специфических поведенческих реакциях:

  1. Подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, прежде всего учителей и родителей. Учителя обязаны с пониманием и уважением относится к возрастным особенностям своих воспитанников, доверять им. Мелочная опека и дополнительный контроль лишь обостряют конфликты. Слово «социализация» обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. (Методы социально-педагогической помощи подросткам “группы риска” в условиях образовательного учреждения, Учебно-методический центр “Детство”. М. 2001. страница 5).
  2. Повышенный интерес к общению со сверстниками, выработка групповых норм и ценностей. Взрослые не должны этому препятствовать, ибо у подростка вырабатывается умение подчиняться коллективной дисциплине, он может обрести желаемый статус, здесь отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников. Формируется чувство общности, коллективизм, самопожертвование, ответственность перед другими. В классном коллективе этому способствуют походы, трудовые дела, поездки, экскурсии и т.д. Об этом помнит классный руководитель, ”умные” родители принимают друзей сына, дочери дома. Бывает наоборот: чем более жестко и непримиримо относятся родители к приятелям своих детей, тем больше вероятность, что ребенок порвет всякую связь с семьей. Но влияние группы сверстников на подростка не сводится только к позитивным эффектам. Часто «безотцовщина» ведет к поискам «сильного», старшего подростка, который выполняет роль «отца». Отверженный и непризнанный дома или в школе, он ищет «понимания» на стороне. Значит, ребенок должен быть понят родителем, защищен им. И здесь возникает необходимость педагога всесторонне изучать семьи учащихся.
  3. Увлечение (хобби) подростка, когда он глубоко поглощен любимым делом. Эти занятия могут быть для него гораздо важнее реальной жизни. А взрослым увлечения подростков непонятны и неважны. Хотя коллекционирование формирует тщательность и аккуратность, а длительные прогулки - лишь жажда новых впечатлений – наоборот, говорят о неустойчивом характере подростка. И это может обернуться курением, алкоголем и наркотиками. Поэтому и родители, и учителя ненавязчиво контролируют и направляют интересы ребенка.
  4. Потребность подростка быть в центре внимания окружающих. Знание подростковых увлечений не только помогает лучше понять своеобразие внутреннего мира и переживаний подростка, но является «мостиком» для взаимопонимания между ним и взрослым и в то же время основой незаметного управления поведением подростка, которое не будет вызывать неадекватной реакции. Подростковый возраст характеризуется возникновением ряда таких особенностей психической деятельности личности, которые полностью формируются именно в этот период жизни ребенка:
    • появление устойчивой самооценки и образа «Я» (достаточно сформированные познавательные возможности, общение со сверстниками, умение сопоставлять мнение разных людей о себе, достижения в конкретных видах деятельности), т.е. развитие его самосознания;
    • быть не только на уровне требований окружающих, но и на уровне собственных требований. Иногда снисхождение ведет к острым переживаниям. Одни подростки замыкаются в себе, другие становятся дерзкими со взрослыми. «Каким бы демонстративным ни было поведение подростка, педагог должен угадать за ним мучительноесостояние неуверенности в себе, невысказанное, быть может, даже скрываемое от самого себя стремление обрести во взрослом человеке поддержку, понимание».
    • несоответствие между достигнутым уровнем развития его личности, душевных, практических способностей и умений и объективными ограничениями, связанными с его социальной ролью школьника. Неудовлетворенность этих стремлений порождает типичные для данного возраста конфликты со взрослыми — родителями и учителями. Как выйти из этих ситуаций? Многому учит психология. Известный педагог и тонкий знаток психологии ребенка К.Д.Ушинский писал: «Мы не говорим педагогам — поступайте так или иначе, нет, мы говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами».
  5. Формирование положительного отношения к труду, усвоение определенных трудовых навыков и выбор профессии — неотьемлемые компоненты становления личности. Родители и учителя, не отказыая подостку в необходимой помощи, должны побуждать его к самостоятельной деятельности всеми доступными способами, стимулировать инициативу и самостоятельность в труде. Помочь подростку в выборе среднего специального учебного заведения после 9-го класса с последующей профессией, исходя из запросов общества и свойств, способностей личности. Родитель и учитель способствуют принятию таких решений подростком, «посредством которых человек поддерживает баланс между системой своих предпочтений и потребностями общества».5 для этого очень важен уровень информированности старших подростков как о будущей профессии, так и о себе. Ибо они часто смутно представляют собственные способности и возможности, а таюке плохо знают круг профессий, из которых им предстоит выбирать, и конкретные особенности каждой профессии. Это делает их выбор в значительной мере случайным. Здесь важную роль ь играет профориентация и профдиагностика, что и делает классный руководитель в 9, 11 классах.

Какие же трудности возникают в преодолении дезадаптации старших подростков-школьников?

  1. Взрослые (прежде всего родители и учителя) плохо знают или не всегда обращают внимание на психологические особенности возраста и поэтому не умеют вести себя в различных ситуациях. Родители, гоняясь за средствами выживания, игнорируют счастье, находящееся рядом, - своих детей, и их воспитывает «улица». Значит, нужна просветительская работа, формы, методы и организация которой подробно описаны в книге «Методы социально педагогической помощи подросткам «группы риска» в условиях общеобразовательного учреждения» на стр.77-88. Привлечь же родителей к сорудничеству с социально-психолого-педагогической служб школы очень трудно из-за постоянного «добывания» ими денег. Наблюдается низкий уровень психологической компетенции педагогических работников. Только в последние годы учителя консультируются у школьных психологов по поводу конкретных учеников, общаются с психолого-педагогической и социальной службой школы, повышают квалификацию на курсах в учебнометодических центрах.
  2. Трудность в изучении возможностей каждой конкретной личности учащегося и соответственно реализации индивидуального подхода в ее обучении и воспитании из-за перегруженности классов и школ. Сущность индивидуального подхода заключается в согласовании целей педагогического воздействия и взаимодействия со спецификой индивидуальных свойств конкретного подростка. В воспитании без учета индивидуальных особенностей ребенка любое педагогическое воздействие может оказать него совсем не то влияние, на которое оно было рассчитано, а в отдельных случаях может стать причино психической травмы.
  3. Трудности в формировании благоприятного психологического климата, ориентированного на полноценное и всестороннее развитие личности подростка, ибо надо учитывать нагрузку педагогических работников. Поэтому потребность учащихся старшего подросткового и юношеского школьного возраста в благоприятном доверительном общении со взрослыми в школе не находит удовлетворения. Это обстоятельство ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной, неустойчивой самооценкой, мешает профессиональному самоопределению, ориентации в жизненных ситуациях.
  4. Трудность в формировании «устойчивого ядра» личности. Провозглашаемые школой ценности — познание, творчество, интересная работа — фактически не представлены в реальном сознании современного подростка. как значимьие. Это непосредственно отражается на эффективности социальной адаптации подростка. Низкая школьная мотивация — результат конфликтных взаимоотношений с учителями, одноклассниками, родителями, как следствие хронического неуспёха в учебной деятельности, начиная с младших классов.
  5. Трудность в соблюдении единства теории воспитания (вербальные методы) и поведенческих действий («довести дело до концау>), единства требований и методов работы с ребенком в рамках одного учего заведения, сотрудничал: учитель-семьяподросток. Словом«дудеть в одну дуду».

Цель школьного образования (обучения и воспитания) — создание свободной. с хорошей самооценкойсвободной личности, с выраженной индивидуальностью и социально-одобряемой направленностью. Если выпускник 9-го класса йз каждому предмету должен получить в школе определенный объем ЗУН (знаний, умений и навыков), обозначенных в стандартах обученности по каждому предмету, то что есть стандарт воспитанности? Думается, что это получение «устойчивого ядра», которое называется общечеловеческими ценностями: любовь, доброта, вера, мир, честность, справедливость, необходимость приобщения к опыту поколений. Овладев этими общечеловеческими ценностями, подросток приобретает своеобразный иммунитет (защиту) от дурных привычек, влияний, которые возможно встретит в окружающей социальной среде и собственно тротивостоит им, будет бороться с ними, а не сетовать, по словам героя Достоевского, - «среда заела».